Можно провести как итоговое занятие после цикла библиотечных уроков по информационной грамотности.
Темы:
- Острова в книжном море
(Обучение навыкам пользования энциклопедической и справочной литературой)
- Книжная радуга
(Обзор новинок детской литературы для среднего возраста)
- Как читать книгу? Как с ней работать?
(Практические советы по самостоятельному пользованию книгой)
- Книжные сериалы»
(Знакомство с книжными сериями: «Опасный возраст», «Детский детектив», «Черный котенок» и др.)
- Каждый пишет…
(О творчестве русских детских писателей: Р. Погодина, В. Крапивина, Н. Соломко, М. Семеновой, Л. Симоновой)
- Журнальный серпантин
(О периодике для подростков)
- «Фэнтезируем» вместе
(О жанре фэнтези и творчестве лучших писателей, работающих в этом жанре: Ле Гуин, А. Нортон, Желязны и др.)
- Всемирное книжное путешествие
(Литературное игра-путешествие по зарубежной литературе для детей среднего возраста).
Предлагается 8 тем, из которых можно выбрать 6 любых, понравившихся. В ходе всех занятий предлагается «мозговой штурм» в виде занимательных вопросов, на которые нужно будет найти ответы в справочной литературе (6-10 вопросов).
Действующие лица:
Хранитель времени (в темно-синем или фиолетовом плаще с изображением часов и золотой спирали).
Мусорщик (в серой униформе с метлой).
Рыжик — рыжий мальчик в клетчатой рубашке и джинсах.
Семицветик — девочка с разноцветными волосами, неряшливо одетая.
Оборвыш — мальчик в разномастной одежде: пиджаке с чужого плеча, большой кепке или шляпе.
Библ-Бу — библиотекарь виртуальный, одет стандартно, по- деловому.
Матриц — загадочная особа в сверкающем наряде.
Оракул — (в черно-желтом наряде).
Мышь компьютерная (проворный персонаж в голубом).
Убранство сцены предполагает изображение космических символов времени. Для создания «свалки» необходимо подготовить картонные обложки книг и тряпье). Для мероприятия необходимо подобрать энциклопедии и словари к конкурсным вопросам, заготовить бумажки с вопросами к конкурсам, приготовить бумагу для записи пожеланий читателей.
На сцене свалка.
Надпись на плакате «Свалка древностей». На свалке копошатся дети. Выходит Хранитель Времени, за ним следом Мусорщик с метлой. Звучит песня «Прекрасное далеко…»
Хранитель времени:
Знакомая мелодия! Прекрасное далеко… Вот оно и наступило. Человечество вступило в 21 век, отбросив все ненужное: добро, благородство, любовь… Книги! Остались только легенды о них. «Была на свете когда-то (а может, и теперь есть) маленькая, потертая, грязная книжка. В этой книжке таилась волшебная сила…» (Из сказки И. Гарина-Михайловского «Книжка счастья»).
Мусорщик:
Скажешь тоже! Да, что в ней волшебного?
Не верьте книгам, меньше слов!
Ведь лучше жить нам без мозгов!
Хранитель времени:
(продолжая рассказывать легенду): Кто брал ее в руки, тот делался добрым, веселым, хорошим, и главное — тот начинал любить всех, и только и думал о том, как бы веем было также хорошо как и ему…
Мусорщик:
… Бред какой-то! Да, в жизни главное:
Люби себя, чихай на всех!
И в жизни ждет тебя успех!
А этими книжками все свалки завалены. И все время возле них крутятся эти наглые дети. Кыш!!! Гоняю, гоняю, а они снова лезут, что-то про любимые книжки бормочут, про библиотеку, да кому они нужны? Кто их помнит? Это же хлам!
(Дети на свалке отрываются от своего занятия)
Дети (хором):… Мы помним!!!
Рыжик:
Когда я был зеленым,
Мальчишкой несмышленым,
Пришел в библиотеку
И растерялся вдруг
Мне тетенька сказала,
В большом читальном зале,
Что книжка мне поможет,
Как самый лучший друг.
И помогла! И живет мой друг в книжке Радия Погодина «Кирпичные острова». Как я с ним познакомился? О, это целая история!
Семицветик:
Была я хулиганкой,
Отчаянной поганкой,
Грозой микрорайона,
Когда однажды вдруг,
Зашла в библиотеку —
Хотела в дискотеку,
Да, так ведь и осталась,
Как самый лучший друг.
Я нашла себе клевую подружку, Пеппи Длинный Чулок! Она такая же, как я!
Оборвыш:
Я, маленький воришка,
Стащил когда-то книжку,
А в ней про нашу жизнь
Прикольные слова:
Что дружба выручает
Всегда и всех вокруг,
А главный врун Незнайка —
Мой самый лучший друг!
А еще Гаврош и Том Сойер!
И Гарри Потерр!
А еще странный мальчик Тимур, который со своей бригадой по двором бегал и тайком добрые дела творил, бабки на него думали, что воришка… Прям, как я! (Слова детей можно петь на мотив песни Чебурашки)
Хранитель времени:
Ну, вот видите! Ну, вот слышите! После таких признаний не нужно никаких нудных докладов о роли библиотеки в бурной жизни современных подростков. У меня предложение! «Найдите на этой свалке и назовите свои самые любимые книги или любимых героев. Та книга или литературный герой, которые чаще других будут упомянуты, получит приз. Вернее, человек, назвавший их первыми».
Смелее, дети! Вас никто не прогоняет! Эта свалка в полном вашем распоряжении! (Дети называют книги, литературных героев, победителю вручают приз)
Мусорщик:
Подумаешь! Тоже мне, читатели-спасатели! 9—1—1. Раскопали сокровища!
Распрекрасные подарки,
Мы всегда найдем на свалке!
Вы думаете, если я с метлой, то пустое место? А я тоже кое-что знаю. Я знаю, как называется самая умная волшебная книга, которая обо всем на свете знает. Предлагаю игру: нужно с закрытыми глазами написать на полу название этой книги, писать нужно моей метлой. Кто быстрее и без ошибок напишет, тот получит приз от меня!!!
(Дети разбиваются на две команды, каждой команде вручается по метле, дети по очереди пишут, слово «Энциклопедия» с закрытыми глазами. Победители получают приз. Если нет метел, можно использовать мел. Пока дети играют, на сцене появляется Матрица)
Матрица:
Кто тут самую умную упомянул? Запомните, невежды, человеческие детеныши: я самая-пресамая умная на свете. Я знаю все.
Я — основа всех основ
Для компьютерных умов!
Дети (хором):
Неправда! Мы умеем мыслить и чувствовать! Мы живые, а ты — искусственная. И все свои знания ты получила от людей.
Матрица:
А мы сейчас устроим шоу для выявления самого умного ребенка. Берите свои энциклопедии и ищите ответы на мои вопросы. А в помощники я вам дам Мышь, но не простую, а компьютерную. Она хоть малая, но очень деловая.
Мышь:
Я всегда готова. Дети, разбейтесь на две команды, я вам вручу вопросы, вы прочитаете их, возьмете энциклопедии и поищите ответы. А я вам буду помогать.
(Дети изучают вопросы, берут энциклопедии. Затем громко зачитывают вопросы и ответы на них. Мышь подзадоривает играющих и комментирует ход игры)
Конкурс «Самый умный ребенок»:
- Раньше в учебных заведения, например в лицеях, нерадивых учеников сажали в карцер. Что это за страшное место и откуда пришло его название?
(Карцер — римская государственная тюрьма, находившаяся на восточном склоне Капитолия).
- В Мелеузе летом бывает очень жарко, прохожие говорят: «Ну, настоящее пекло!» Что значит слово «пекло»?
(От латинского — смола, деготь; ассоциации с адом, преисподней)
- Каждый день мы пользуемся солью, без нее все было бы невкусно. Но пользоваться ей нужно в меру, солить понемногу. Что означало слово «соль» в римской и скандинавской мифологии?
(Солнце)
- Во время войны, скрываясь от фашистов, партизаны и подпольщики уходили в катакомбы. Что означает это слово?
(От латинского — место погребения христиан и иудеев на римском кладбище, где тайно собирались гонимые христиане).
- Каким образом, имя легендарной красавицы Психеи связывалось с дыхательной системой человека или таинственной душой?
(От греч. «псюхе» — душа, дыхание)
- Что общего между греческим мифологическим титаном, державшим небо, и собранием географических карт!
(Атлас — имя титана (Атланта) и название книги-собрания карт)
- Любой грамотный человек не раз встречался с выражением: «Под эгидой ООН, ЮНЕСКО, руководства…» Что это за таинственная и всемогущая «эгида»?
(«Эгида» от греч. — щит Зевса, символ покровительства и гнева богов).
- Не одно решение в древности в Греции, Древнем Риме, на Востоке не принималось без согласования… С кем? От чьих предсказаний зависели судьбы, война и мир?
(Оракул — от латинского — говорю, прошу).
(Появляется Оракул)
Оракул:
Да, да и тысячу раз да!!! Я — Оракул, главный горлопан, оратор, предсказатель!
Если громко поорать,
Можно многое достать,
И мозги мне ни к чему,
Когда громко я ору!
Мой совет молодому поколению: не теряйтесь, орите побольше, с чувством, чтобы деревья гнулись. Вон Соловей-разбойник, какую блестящую карьеру сделал, на дереве сидя, не упираясь… Вот только Илья Муромец, лапотник несчастный, не вовремя на него наскочил… Будущее принадлежит горластым и наглым! Это я вам предсказываю.
Хранитель времени:
Любезный, вы откуда вывалились в наше время? Ну-ка, прочь со своими советами! (Обращаясь к детям)
Молодцы, ребята! Настоящие мыслители! Не нужно иметь больших голов и помнить обо всем на свете. Главное, это уметь быстро найти правильный ответ. Интернет Интернетом, но в его сети желательно не попадать, лучше самому ее накидывать на трудные вопросы.
(Появляется Библ-БУ, библиотекарь универсальный, виртуальный)
Библ-Бу:
Я хоть и виртуальный библиотекарь, и пока, что только учусь, но за ребят волновался как живой, а еще я очень люблю кино.
Не хватает мне зарплаты
На любимое кино.
Подскажи-ка мне, читатель,
Что ты знаешь про него.
Все мы любим приключения, мистику, таинственность. Часто события таких фильмов, происходят в библиотеках или с книгами. Кто назовет больше всех фильмов по этой теме, тот и получит приз от меня, БИБЛ-БУ-ля!
(«Синдбад. Легенда семи морей», «Бесконечная история», «Девятые врата», «Имя Розы», «Вовка из Тридевятого царства», «Зачарованные», «Лига выдающихся джентльменов», «Мумия», «Гарри Поттер», «Чернокнижник», «Машина времени», «Королева Марго» и другие…)
Хранитель времени и Библ-Бу (вместе):
Ай да умники, вот так продвинутые! А тебе, Матрица, пора в свое измерение. Иди, наберись знаний.
Матрица:
Ну, уж нет! Я еще поборюсь! (Делает танцевальные па, как в одноименном фильме)
Раз уж речь зашла о таинственном, о кино, об ужасах, то и я не останусь в стороне.
Я проведу конкурс под названием: «Сумеречная зона» (прим. «Зона на грани зла и добра»). Трепещите! А ты, Мышь, помогай, да пошустрее, весели народ! Смех и ужас рядом.
Конкурс «Сумеречная зона»
- Какое фантастическое существо, похожее на женщину и на льва, чей образ есть в древнегреческой и древнеегипетской мифологии любила задавать прохожим каверзную загадку: «Кто утром — на четырех, в полдень — на двух, а вечером — на трех ногах?». Постарайтесь разгадать загадку. Кто это существо? Не угадавших оно пожирало.
(Ответ на загадку (Человек). А существо Сфинкс. А когда загадка была разгадана, Сфинкс бросился со скалы).
- В средневековой алхимии это животное считалось символом огня несмотря на то, что оно холодом своего тела было способно погасить любой огонь. О каком легендарном животном идет речь?
(Саламандра, якобы способная жить в огне не сгорая, символизировала праведников, сохраняющих покой души и веру среди превратностей и ужасов мира)
- Мы с вами очень любим выходные дни, особенно субботу. Но больше всех субботу любят ведьмы. Почему?
(Согласно легендам, по субботам устраиваются шабаши, на которых ведьмы резвятся и пируют: едят жаб, плоть повешенных, пьют сок дуба, из которого дьявол делает себе вино. Особо отличившихся ведьм награждают жабами, разодетыми в бархат, с колокольчиками на шеях и лапках)
- В культуре многих народов встречается образ этого животного, частям тела, которого приписываются удивительные свойства, Какие? Какое отношение имеет это животное к геральдике? И почему за ним посылали слабых невинных девушек?
(Единорог. Части его тела лечили от укусов змей. Приручить единорога могла только дева.)
- Согласно легенде, когда-то все люди на земле имели один язык. Почему на Земле сейчас столько языков, и с чего это началось?
(С Вавилонского столпотворения при строительстве башни)
- В легендах Европы встречается таинственное слово «Грааль». Что это такое? Какие необыкновенные свойства ему приписывались? (Грааль — сосуд с кровью Христа, который имел магические свойства, мог насыщать и исцелять)
- Жители этой страны бросались в море, испытав все наслаждения жизни, от пресыщения. К ним изредка заезжал на своей колеснице бог Аполлон, чтобы принять участие в их веселье, несмотря на дикие морозы. Что это за ледяная страна, чей образ породил целую серию романов в стиле “фэнтези»?
(«Страна Гиперборея». Ключевое слово к отгадке «боро», «борей» — север, северный ветер).
- Ну, кому из нас не хотелось быть гением. Почему? Кто такие гении?
(Гении — люди с выдающимися способностями, неординарным мышлением, от латинского — род, рождать, производить).
(Во время проведения конкурса Матрица и Мышь помогают детям найти ответы, зачитывают громко вопросы и ответы).
Матрица:
Способные ребятишечки! Только вам до меня все равно далеко, но ладно. Пока! У меня всемирные паутинные дела. Чао-о-о! (уходит, напевая на мотив песни Данилко «Он бы подошел, я бы оглянулась…»)
Цивилизация под горку катится.
Вот такие дела!
Как ни крути, а суперматрица —
Ты всем нужна!
Оракул:
Ну, расхвасталась! Файлом тебя по байту! Только себя и видит. А тут у нас вон сколько достойных людей! И старшее поколение и младшее, всем нашлось место на нашей свалке древностей. Связь времен! Мудрость передается при помощи пословиц, поговорок, кратких выражений, которые любой народ оберегает как зеницу ока. Люди добрые! Назовите мне эти выражения, посвященные знаниям, книге, библиотекам. А я предскажу вам вашу дальнейшую судьбу.
(Для детей и взрослых проводится конкурс пословиц, поговорок, крылатых выражений. Тот, кто назовет их больше, получает приз)
Справились! Жить вам долго, в мудрости и согласии! И не потеряете вы память. Не коснется вас забвение. Это лучший мой подарок!
Мусорщик:
Загоняли народ. Мозги опухли от ваших заумствований. А давайте лучше на метлах поскачем! Предлагаю игру.
Играют две команды (можно взрослых и детей). По команде
участники игры на метлах скачут до контрольной черты, там из карточек с буквами, быстро выкладывают слова «Библиотека», «Справочник». Чья команда быстрее справится, те выигрывают.
Проскакать, и выложить слова должен каждый участник команды.
(Во время игры Мышь бегает, подбадривает, суетится)
Хранитель времени:
Чудеса! Даже ворчун Мусорщик подобрел. Да и свалка наша почти опустела. Пора бы нам и ручку позолотить!!! Ну-ка, гости дорогие, родители и люди молодые, напишите нам записочки о том, что вы любите или хотите почитать, это для нас лучшая награда.
(Мышь и дети бегают со шляпой по кругу и собирают записки)
Библ-Бу:
Вот и у нас теперь есть свой банк данных. Ну, а нам остается волей-неволей стать банкирами!
Хранитель времени:
Нить человеческой мудрости тянется через века. А вы — хранители мудрости! А источником знаний была и будет книга, и не важно, как она выглядит: бумажная или электронная, затрепанная или в виде сияющего кристалла. Книга всегда боролась со злом, даже если ее выкидывали на свалку, или жгли на костре.
Библ-Бу:
Расскажу вам легенду. «На берегу Мелеузки раскинул свои кварталы светлый город Мелеуз, устремив свои девятиэтажки в синее, бездонное небо. И не было краше этого города, утопающего в изумрудной зелени, под нескончаемый плеск сверкающих фонтанов. И тысячи счастливых детей резвились на улицах этого дивного города. И все было хорошо, да только стали замечать родители этих детей, что капризны и равнодушны стали их любимые чада, что не счесть числа их желаниям, но пусты их глаза, и холодны их сердца.
Испугались жители, ибо знали они простую истину: что только тогда будет спокойна их старость, когда дети будут относиться к ним по-доброму. И вспомнили они, что есть на свете волшебное средство от многих несчастий, перед которым отступает зло. И была это мудрая, добрая и вечная Книга. И решили они создать в своем городе Храм детской книги, чтобы обратились детские души в сторону света. Так и появилась на земле и живет до сих пор Мелеузовская детская библиотека, — вот уже шестьдесят лет, а все молодая, не стареет. И удивляются жители города такому чуду. И не гаснет в глазах детей огонек радости и добра».
Дети: (хором)
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв, —
Изнывая от мелких своих катастроф.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших сбегая на нас…
Рыжик:
А в кипящих котлах бывших боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов.
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
Семицветик:
И злодеев следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить,
И друзей успокоив, и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя…
Оборвыш:
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, —
Значит, нужные книжки ты в детстве читал!
Дети (вместе):
Значит, нужные книжки ты в детстве читал!
Хранитель времени: Прекрасное стихотворение Владимира Высоцкого. Поэта уже нет с нами, но мудрость его живет в его стихах. А теперь мы приглашаем всех на просмотр новинок энциклопедической и справочной литературы. Это вам пригодится!
Мероприятие можно проводить как семейный праздник.
В сценарии использован отрывок из сказки Н. Гарина-Михайловского «Книжка счастья».
(по мотивам сценария Т. Марченко)