Свалка древностей, или Хранители мудрости

Можно провести как итоговое занятие после цикла библиотечных уроков по информационной грамотности.

 

Темы:

  1. Острова в книжном море

(Обучение навыкам пользования эн­циклопедической и справочной литературой)

  1. Книжная радуга

(Обзор новинок детской литературы для среднего возраста)

  1. Как читать книгу? Как с ней работать?

(Практические советы по самостоятельному пользованию книгой)

  1. Книжные сериалы»

(Знакомство с книжными сериями: «Опас­ный возраст», «Детский детектив», «Черный котенок» и др.)

  1. Каждый пишет…

(О творчестве русских детских писателей: Р. Погодина, В. Крапивина, Н. Соломко, М. Семеновой, Л. Симоновой)

  1. Журнальный серпантин

(О периодике для подростков)

  1. «Фэнтезируем» вместе

(О жанре фэнтези и творчестве лучших писателей, работающих в этом жанре: Ле Гуин, А. Нортон, Желязны и др.)

  1. Всемирное книжное путешествие

(Литературное игра-путе­шествие по зарубежной литературе для детей среднего возраста).

 

Предлагается 8 тем, из которых можно выбрать 6 любых, понра­вившихся. В ходе всех занятий предлагается «мозговой штурм» в виде занимательных вопросов, на которые нужно будет найти от­веты в справочной литературе (6-10 вопросов).

 

Действующие лица:

 

Хранитель времени (в темно-синем или фиолетовом пла­ще с изображением часов и золотой спирали).

Мусорщик (в серой униформе с метлой).

Рыжик – рыжий мальчик в клетчатой рубашке и джинсах.

Семицветик – девочка с разноцветными волосами, неряш­ливо одетая.

Оборвыш – мальчик в разномастной одежде: пиджаке с чу­жого плеча, большой кепке или шляпе.

Библ-Бу – библиотекарь виртуальный, одет стандартно, по- деловому.

Матриц – загадочная особа в сверкающем наряде.

Оракул – (в черно-желтом наряде).

Мышь компьютерная (проворный персонаж в голубом).

 

Убранство сцены предполагает изображение космических сим­волов времени. Для создания «свалки» необходимо подготовить картонные обложки книг и тряпье). Для мероприятия необходимо подобрать энциклопедии и словари к конкурсным вопросам, заго­товить бумажки с вопросами к конкурсам, приготовить бумагу для записи пожеланий читателей.

 

На сцене свалка.

Надпись на плакате «Свалка древностей». На свалке копошатся дети. Выходит Хранитель Времени, за ним следом Мусорщик с метлой. Звучит песня «Прекрасное далеко…»

 

Хранитель времени:

Знакомая мелодия! Прекрасное да­леко… Вот оно и наступило. Человечество вступило в 21 век, от­бросив все ненужное: добро, благородство, любовь… Книги! Оста­лись только легенды о них. «Была на свете когда-то (а может, и те­перь есть) маленькая, потертая, грязная книжка. В этой книжке таилась волшебная сила…» (Из сказки И. Гарина-Михайловского «Книжка счастья»).

 

Мусорщик:

Скажешь тоже! Да, что в ней волшебного?

Не верьте книгам, меньше слов!

Ведь лучше жить нам без мозгов!

 

Хранитель времени:

(продолжая рассказывать легенду): Кто брал ее в руки, тот делался добрым, веселым, хорошим, и главное – тот начинал любить всех, и только и думал о том, как бы ве­ем было также хорошо как и ему…

 

Мусорщик:

… Бред какой-то! Да, в жизни главное:

Люби себя, чихай на всех!

И в жизни ждет тебя успех!

А этими книжками все свалки завалены. И все время возле них крутятся эти наглые дети. Кыш!!! Гоняю, гоняю, а они снова лезут, что-то про любимые книжки бормочут, про библиотеку, да кому они нужны? Кто их помнит? Это же хлам!

(Дети на свалке отрываются от своего занятия)

 

Дети (хором):… Мы помним!!!

 

Рыжик:

Когда я был зеленым,

Мальчишкой несмышленым,

Пришел в библиотеку

И растерялся вдруг 

Мне тетенька сказала,

В большом читальном зале,

Что книжка мне поможет,

Как самый лучший друг.

И помогла! И живет мой друг в книжке Радия Погодина «Кир­пичные острова». Как я с ним познакомился? О, это целая исто­рия!

 

Семицветик:

Была я хулиганкой,

Отчаянной поганкой,

Грозой микрорайона,

Когда однажды вдруг,

Зашла в библиотеку —

Хотела в дискотеку,

Да, так ведь и осталась,

Как самый лучший друг.

Я нашла себе клевую подружку, Пеппи Длинный Чулок! Она такая же, как я!

 

Оборвыш:

Я, маленький воришка,

Стащил когда-то книжку,

А в ней про нашу жизнь

Прикольные слова:

Что дружба выручает

Всегда и всех вокруг,

А главный врун Незнайка –

Мой самый лучший друг!

А еще Гаврош и Том Сойер!

И Гарри Потерр!

А еще странный мальчик Тимур, который со своей бригадой по двором бегал и тай­ком добрые дела творил, бабки на него думали, что воришка… Прям, как я! (Слова детей можно петь на мотив песни Чебурашки)

 

Хранитель времени:

Ну, вот видите! Ну, вот слышите! После таких признаний не нужно никаких нудных докладов о ро­ли библиотеки в бурной жизни современных подростков. У меня предложение! «Найдите на этой свалке и назовите свои самые лю­бимые книги или любимых героев. Та книга или литературный ге­рой, которые чаще других будут упомянуты, получит приз. Вернее, человек, назвавший их первыми».

Смелее, дети! Вас никто не прогоняет! Эта свалка в полном ва­шем распоряжении! (Дети называют книги, литературных героев, победителю вручают приз)

 

Мусорщик:

Подумаешь! Тоже мне, читатели-спасатели! 9—1—1. Раскопали сокровища!

Распрекрасные подарки,

Мы всегда найдем на свалке!

Вы думаете, если я с метлой, то пустое место? А я тоже кое-что знаю. Я знаю, как называется самая умная волшебная книга, кото­рая обо всем на свете знает. Предлагаю игру: нужно с закрытыми глазами написать на полу название этой книги, писать нужно мо­ей метлой. Кто быстрее и без ошибок напишет, тот получит приз от меня!!!

(Дети разбиваются на две команды, каждой команде вручается по мет­ле, дети по очереди пишут, слово «Энциклопедия» с закрытыми глазами. По­бедители получают приз. Если нет метел, можно использовать мел. Пока дети играют, на сцене появляется Матрица)

 

Матрица:

Кто тут самую умную упомянул? Запомните, не­вежды, человеческие детеныши: я самая-пресамая умная на свете. Я знаю все.

Я – основа всех основ

Для компьютерных умов!

 

Дети (хором):

Неправда! Мы умеем мыслить и чувствовать! Мы живые, а ты – искусственная. И все свои знания ты получила от людей.

 

Матрица:

А мы сейчас устроим шоу для выявления самого умного ребенка. Берите свои энциклопедии и ищите ответы на мои вопросы. А в помощники я вам дам Мышь, но не простую, а компьютерную. Она хоть малая, но очень деловая.

 

Мышь:

Я всегда готова. Дети, разбейтесь на две команды, я вам вручу вопросы, вы прочитаете их, возьмете энциклопедии и поищите ответы. А я вам буду помогать.

(Дети изучают вопросы, берут энциклопедии. Затем громко зачитыва­ют вопросы и ответы на них. Мышь подзадоривает играющих и комменти­рует ход игры)

 

Конкурс «Самый умный ребенок»:

  1. Раньше в учебных заведения, например в лицеях, нерадивых учеников сажали в карцер. Что это за страшное место и откуда пришло его название?

(Карцер – римская государственная тюрьма, находившаяся на восточном склоне Капитолия).

 

  1. В Мелеузе летом бывает очень жарко, прохожие говорят: «Ну, настоящее пекло!» Что значит слово «пекло»?

(От латинско­го – смола, деготь; ассоциации с адом, преисподней)

 

  1. Каждый день мы пользуемся солью, без нее все было бы не­вкусно. Но пользоваться ей нужно в меру, солить понемногу. Что означало слово «соль» в римской и скандинавской мифологии?

(Солнце)

 

  1. Во время войны, скрываясь от фашистов, партизаны и подпольщики уходили в катакомбы. Что означает это слово?

(От ла­тинского – место погребения христиан и иудеев на римском кладбище, где тайно собирались гонимые христиане).

 

  1. Каким образом, имя легендарной красавицы Психеи связыва­лось с дыхательной системой человека или таинственной душой?

(От греч. «псюхе» – душа, дыхание)

 

  1. Что общего между греческим мифологическим титаном, державшим небо, и собранием географических карт!

(Атлас – имя титана (Атланта) и название книги-собрания карт)

 

  1. Любой грамотный человек не раз встречался с выражением: «Под эгидой ООН, ЮНЕСКО, руководства…» Что это за таинст­венная и всемогущая «эгида»?

   («Эгида» от греч. – щит Зевса, символ покровительства и гнева богов).

 

  1. Не одно решение в древности в Греции, Древнем Риме, на Востоке не принималось без согласования… С кем? От чьих пред­сказаний зависели судьбы, война и мир?

(Оракул – от латинского – говорю, прошу).

 

(Появляется Оракул)

 

Оракул:

Да, да и тысячу раз да!!! Я – Оракул, главный горло­пан, оратор, предсказатель!

Если громко поорать,

Можно многое достать,

И мозги мне ни к чему,

Когда громко я ору!

Мой совет молодому поколению: не теряйтесь, орите поболь­ше, с чувством, чтобы деревья гнулись. Вон Соловей-разбойник, какую блестящую карьеру сделал, на дереве сидя, не упираясь… Вот только Илья Муромец, лапотник несчастный, не вовремя на него наскочил… Будущее принадлежит горластым и наглым! Это я вам предсказываю.

 

Хранитель времени:

Любезный, вы откуда вывалились в наше время? Ну-ка, прочь со своими советами! (Обращаясь к детям)

Молодцы, ребята! Настоящие мыслители! Не нужно иметь боль­ших голов и помнить обо всем на свете. Главное, это уметь быстро найти правильный ответ. Интернет Интернетом, но в его сети жела­тельно не попадать, лучше самому ее накидывать на трудные вопросы.

 

(Появляется Библ-БУ, библиотекарь универсальный, виртуальный)

 

Библ-Бу:

Я хоть и виртуальный библиотекарь, и пока, что только учусь, но за ребят волновался как живой, а еще я очень люблю кино.

    Не хватает мне зарплаты

На любимое кино.

Подскажи-ка мне, читатель,

Что ты знаешь про него.

Все мы любим приключения, мистику, таинственность. Часто события таких фильмов, происходят в библиотеках или с книгами. Кто назовет больше всех фильмов по этой теме, тот и получит приз от меня, БИБЛ-БУ-ля!

(«Синдбад. Легенда семи морей», «Бесконечная история», «Девятые вра­та», «Имя Розы», «Вовка из Тридевятого царства», «Зачарованные», «Лига выдающихся джентльменов», «Мумия», «Гарри Поттер», «Чернокнижник», «Машина времени», «Королева Марго» и другие…)

 

Хранитель времени и Библ-Бу (вместе):

Ай да умники, вот так продвинутые! А тебе, Матрица, пора в свое измерение. Иди, наберись знаний.

 

Матрица:

Ну, уж нет! Я еще поборюсь! (Делает танцевальные па, как в одноименном фильме)

Раз уж речь зашла о таинственном, о кино, об ужасах, то и я не останусь в стороне.

Я проведу конкурс под названием: «Сумереч­ная зона» (прим. «Зона на грани зла и добра»). Трепещите! А ты, Мышь, помогай, да пошустрее, весели народ! Смех и ужас рядом.

 

Конкурс «Сумеречная зона»

  1. Какое фантастическое существо, похожее на женщину и на льва, чей образ есть в древнегреческой и древнеегипетской мифо­логии любила задавать прохожим каверзную загадку: «Кто утром – на четырех, в полдень – на двух, а вечером – на трех ногах?». По­старайтесь разгадать загадку. Кто это существо? Не угадавших оно пожирало.

(Ответ на загадку (Человек). А существо Сфинкс. А когда загад­ка была разгадана, Сфинкс бросился со скалы).

 

  1. В средневековой алхимии это животное считалось символом огня несмотря на то, что оно холодом своего тела было способно погасить любой огонь. О каком легендарном животном идет речь?

(Саламандра, якобы способная жить в огне не сгорая, символизирова­ла праведников, сохраняющих покой души и веру среди превратностей и ужасов мира)

 

  1. Мы с вами очень любим выходные дни, особенно субботу. Но больше всех субботу любят ведьмы. Почему?

(Согласно легендам, по субботам устраиваются шабаши, на которых ведьмы резвятся и пи­руют: едят жаб, плоть повешенных, пьют сок дуба, из которого дья­вол делает себе вино. Особо отличившихся ведьм награждают жаба­ми, разодетыми в бархат, с колокольчиками на шеях и лапках)

 

  1. В культуре многих народов встречается образ этого животно­го, частям тела, которого приписываются удивительные свойства, Какие? Какое отношение имеет это животное к геральдике? И по­чему за ним посылали слабых невинных девушек?

(Единорог. Час­ти его тела лечили от укусов змей. Приручить единорога могла толь­ко дева.)

 

  1. Согласно легенде, когда-то все люди на земле имели один язык. Почему на Земле сейчас столько языков, и с чего это нача­лось?

(С Вавилонского столпотворения при строительстве башни)

 

  1. В легендах Европы встречается таинственное слово «Грааль». Что это такое? Какие необыкновенные свойства ему приписыва­лись? (Грааль – сосуд с кровью Христа, который имел магические свойства, мог насыщать и исцелять)

 

  1. Жители этой страны бросались в море, испытав все наслаж­дения жизни, от пресыщения. К ним изредка заезжал на своей ко­леснице бог Аполлон, чтобы принять участие в их веселье, несмо­тря на дикие морозы. Что это за ледяная страна, чей образ породил целую серию романов в стиле “фэнтези»?

(«Страна Гиперборея». Ключевое слово к отгадке «боро», «борей» – север, северный ветер).

 

  1. Ну, кому из нас не хотелось быть гением. Почему? Кто такие гении?

(Гении – люди с выдающимися способностями, неординарным мышлением, от латинского – род, рождать, произ­водить).

 

(Во время проведения конкурса Матрица и Мышь помогают детям найти ответы, зачитывают громко вопросы и ответы).

 

Матрица:

Способные ребятишечки! Только вам до меня все равно далеко, но ладно. Пока! У меня всемирные паутинные дела. Чао-о-о! (уходит, напевая на мотив песни Данилко «Он бы подошел, я бы оглянулась…»)

Цивилизация под горку катится.

Вот такие дела!

Как ни крути, а суперматрица –

Ты всем нужна!

 

Оракул:

Ну, расхвасталась! Файлом тебя по байту! Только се­бя и видит. А тут у нас вон сколько достойных людей! И старшее поколение и младшее, всем нашлось место на нашей свалке древ­ностей. Связь времен! Мудрость передается при помощи посло­виц, поговорок, кратких выражений, которые любой народ обере­гает как зеницу ока. Люди добрые! Назовите мне эти выражения, посвященные знаниям, книге, библиотекам. А я предскажу вам вашу дальнейшую судьбу.

(Для детей и взрослых проводится конкурс пословиц, поговорок, крыла­тых выражений. Тот, кто назовет их больше, получает приз)

 

Справились! Жить вам долго, в мудрости и согласии! И не поте­ряете вы память. Не коснется вас забвение. Это лучший мой пода­рок!

 

Мусорщик:

Загоняли народ. Мозги опухли от ваших заумствований. А давайте лучше на метлах поскачем! Предлагаю игру.

Играют две команды (можно взрослых и детей). По команде

участники игры на метлах скачут до контрольной черты, там из карточек с буквами, быстро выкладывают слова «Библиотека», «Справочник». Чья команда быстрее справится, те выигрывают.

Проскакать, и выложить слова должен каждый участник команды.

 

(Во время игры Мышь бегает, подбадривает, суетится)

 

Хранитель времени:

Чудеса! Даже ворчун Мусорщик по­добрел. Да и свалка наша почти опустела. Пора бы нам и ручку по­золотить!!! Ну-ка, гости дорогие, родители и люди молодые, напи­шите нам записочки о том, что вы любите или хотите почитать, это для нас лучшая награда.

(Мышь и дети бегают со шляпой по кругу и собирают записки)

 

Библ-Бу:

Вот и у нас теперь есть свой банк данных. Ну, а нам остается волей-неволей стать банкирами!

 

Хранитель времени:

Нить человеческой мудрости тянет­ся через века. А вы – хранители мудрости! А источником знаний была и будет книга, и не важно, как она выглядит: бумажная или электронная, затрепанная или в виде сияющего кристалла. Книга всегда боролась со злом, даже если ее выкидывали на свалку, или жгли на костре.

 

Библ-Бу:

Расскажу вам легенду. «На берегу Мелеузки раскинул свои кварталы светлый город Мелеуз, устремив свои девятиэтажки в синее, бездонное небо. И не было краше этого города, утопающего в изумрудной зелени, под нескончаемый плеск сверкающих фонтанов. И тысячи счаст­ливых детей резвились на улицах этого дивного города. И все было хорошо, да только стали замечать родители этих детей, что каприз­ны и равнодушны стали их любимые чада, что не счесть числа их желаниям, но пусты их глаза, и холодны их сердца.

Испугались жители, ибо знали они простую истину: что только тогда будет спокойна их старость, когда дети будут отно­ситься к ним по-доброму. И вспомнили они, что есть на свете волшебное средство от многих несчастий, перед которым отсту­пает зло. И была это мудрая, добрая и вечная Книга. И решили они создать в своем городе Храм детской книги, чтобы обрати­лись детские души в сторону света. Так и появилась на земле и живет до сих пор Мелеузовская детская библиотека, – вот уже шестьдесят лет, а все молодая, не стареет. И удивляются жи­тели города такому чуду. И не гаснет в глазах детей огонек радо­сти и добра».

 

Дети: (хором)

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв, –

Изнывая от мелких своих катастроф.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз.

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших сбегая на нас…

 

Рыжик:

А в кипящих котлах бывших боен и смут

Столько пищи для маленьких наших мозгов.

Мы на роли предателей, трусов, иуд

В детских играх своих назначали врагов.

 

Семицветик:

И злодеев следам не давали остыть,

И прекраснейших дам обещали любить,

    И друзей успокоив, и ближних любя,

    Мы на роли героев вводили себя…

 

Оборвыш:

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, –

Значит, нужные книжки ты в детстве читал!

 

    Дети (вместе):

    Значит, нужные книжки ты в детстве читал!

 

Хранитель времени: Прекрасное стихотворение Влади­мира Высоцкого. Поэта уже нет с нами, но мудрость его живет в его стихах. А теперь мы приглашаем всех на просмотр новинок энциклопедической и справочной литературы. Это вам пригодится!

 

Мероприятие можно проводить как семейный праздник.

В сценарии ис­пользован отрывок из сказки Н. Гарина-Михайловского «Книжка счастья».

(по мотивам сценария Т. Марченко)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *