Библиографический обзор
Этому поздравлению на Руси исполняется нынче ровно триста двадцать два года: впервые оно прозвучало у нас по петровскому указу 1 января 1700 года! Три же других атрибута Нового года — ёлка, Дед Мороз и Снегурочка — появились гораздо позднее…
Быть может, первыми стали отмечать наступление Нового года древние египтяне — они точно высчитали, когда ждать очередного ежегодного разлива Нила, приносившего на их поля плодородный ил. И в ночь с 19 на 20 июля под пение священных гимнов процессия облачённых в праздничные одежды жрецов направлялась в заранее определённое место, и все, сведущие в движениях небесных светил, вглядывались в чёрное южное небо, стараясь первыми заметить, когда взойдёт самая яркая звезда — Сириус. Именно в эту ночь она впервые поднималась на широте Мемфиса — столицы фараонов. Появление звезды означало наступление Нового года, и от этого момента жрецы отсчитывали, когда разольётся Нил.
Именно от этого обычая произошло слово «каникулы». Сириус находится в созвездии Большого Пса, и пришедшие в Египет римляне называли его на латыни «каникула» — «собачка». Отсюда и пошло слово «каникулы», буквально обозначающее самое жаркое время года.
Позднее римляне создали почти современного вида календарь с делением года на двенадцать месяцев и семидневной неделей. Календарь ведёт свою родословную от латинского слова «календариум», что дословно обозначает… «долговая книга»! В Древнем Риме ростовщики вели долговые книги — календариумы, — в которые записывали, кто и сколько им должен, а проценты по долгам было принято платить первого числа каждого месяца. Поэтому первые дни месяцев в долговых книгах назывались «календами». И не от уплаты ли процентов по долгам идёт обычай подводить под Новый год итоги?
Несмотря на почти современный календарь, Древний Рим встречал Новый год весной, 1 марта. В этот же день его встречали кельты, галлы, наши славянские предки и многие другие народы. Но именно древние латиняне внесли наибольший вклад в календарные дела. Так, благодаря знаменитому римлянину — Юлию Цезарю — год стал начинаться с 1 января. В 45 году до новой эры он решил провести коренную реформу летосчисления и ввёл солнечный календарь, названный в честь его имени Юлианским. Ему же мы обязаны и названием месяца «июль» — от имени Юлий. Именно он перенёс начало года на 1 января: ему показалось удобным начинать год в тот день, когда вступали в должность новоизбранные консулы Рима.
Кстати, обычай дарить подарки к Новому году тоже ввели в обиход древние римляне. Они поздравляли друг друга, желали всего доброго в наступающем году и дарили самые необычные вещи: оригинальность особенно ценилась пресыщенными патрициями. Сам Цезарь с царской щедростью благодарил за оригинальные подарки или поздравления. Однажды в новогоднюю ночь домашний раб, поздравляя Цезаря, пожелал ему прожить в новом году чуточку дольше, чем в уходящем. Властитель счёл поздравление удивительно курьёзным. И раб немедленно получил свободу!
Кровавый тиран Калигула в первый день нового года любил устраивать своеобразные спектакли. Он торжественно выходил на площадь, усаживался в золочёное кресло и, окружённый охраной, благосклонно принимал поздравления. Отличавшийся скаредностью Калигула придирчиво разглядывал подношения, а потом на глазах у всех тщательно записывал: кто, сколько и чего ему дал. Это вынуждало подданных раскошеливаться, дабы не навлечь на свою голову гнев жестокого императора — лучше отдать деньги, чем проститься с жизнью.
Как же встречали Новый год наши предки на Святой Руси? Вместе с христианством на Русь из Второго Рима — Византии — пришёл и Юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Однако, даже окрестившись, русские упорно продолжали встречать Новый год 1 марта — с началом полевых работ. Отголоски обычаев того далёкого праздника остались в некоторых обрядах Масленицы.
И вот что интересно: «мартовский» Новый год встречали по церковному календарю, а 1 сентября народ отмечал «гражданский» праздник Нового года, который также был связан с полевыми работами. К осени собирали новый урожай и ссыпали зерно в амбары. Из того далёкого времени пришло к нам выражение «бабье лето». Да, не удивляйтесь, оно тесно связано с древним Новым годом: с 1 по 8 сентября по Юлианскому календарю в славянских селениях начинались чисто женские работы — хозяйки мыли, мяли и трепали пеньку, стелили лён, ткали холсты. Лето считалось мужской страдой, а первая неделя сентября — женской.
Наконец, власти решили навести порядок в праздниках. В 1342 году умный и дальновидный митрополит Феогносий, дабы покончить с неразберихой, провозгласил единый для Руси Новый год — сентябрьский, народный. И освятил его церковью.
Русские встречали этот праздник торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, уже успевшую получить прозвание Третьего Рима. В столице устраивались пышные торжества. Из городов и селений к белокаменной тянулись телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колёсами по брёвнам мостовых настилов рыдваны важных бояр. Богатства на Руси были огромны, и многие кареты ковались из серебра!
Новый год встречали, как и сейчас, ночью. Вечером дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за стол и угощали мёдом, малиновой бражкой или заморскими винами — смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать гремел выстрел вестовой пушки и тут же бухал колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и счастья.
И начинался пир! Кто гулял всю ночь до рассвета, а кто, памятуя о завтрашних делах, выпивал чарочку, да и на боковую. Но утром приезжие непременно стремились попасть в Кремль, на Соборную площадь. Там происходило действо, потрясавшее воображение наших предков. В соборах пели басами необъятные чревом дьяки, горели мириады свечей, сияли золотом иконостасы, толпился пёстро одетый народ. Со знамёнами в руках шпалерами стояли вооружённые бердышами стрельцы — каждый полк носил кафтаны своего цвета: вишнёвые, алые, лазурные или изумрудно-зелёные.
То и дело слышались топот копыт и стук колёс. Толпа расступалась и изумлённо раскрывала рты, разглядывая чудно одетых иноземных послов, приехавших поздравить Великого Московского Государя. Ну а коли повезёт, можно увидеть и самого царя, когда он выйдет на Красное крыльцо или направится через площадь в собор на торжественный молебен. Так было из года в год, но года тогда вели от мифического «сотворения мира», которое, считали, произошло за пять тысяч пятьсот восемь лет до новой эры. К этому прибавляли прожитое, и получалась впечатляющая цифра.
Но вот в Преображенском, Семёновском и Измайлове — любимом месте отдыха и соколиной охоты русских царей — загремели барабаны и начали строиться потешные полки молодого царя Петра.
Барабаны рокотали не зря — они били зарю новой эпохи. 15 декабря 1699 года Пётр I издал Указ о реформе календаря в России и ввёл в стране новую эру христианского летосчисления. День после 31 декабря 7208 года «от сотворения мира» повелели считать днём 1 января 1700 года от Рождества Христова и установить обычай праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января.
Как говорилось в Указе: «…И в знак того доброго начинания нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом… По знатным и проезжим улицам у ворот домов учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, у кого сколько случилось, и зажигать огни». В связи с царским повелением Россия в тот год встречала новогодний праздник дважды: сначала 1 сентября, потом 31 декабря. С той поры мы встречаем Новый год почти так же, как сейчас.
Великий преобразователь в своих календарных реформах опередил большинство стран мира! Британия, например, ещё долгие годы упорно продолжала встречать Новый год 1 марта, как в средневековье. Только в 1751 году парламент решил, наконец, перенести Новый год на 1 января 1752 года, однако неожиданно натолкнулся на ожесточённое сопротивление… женщин! Они публично заявили спикеру, что даже английский парламент не имеет права сделать женщин Британии на много дней старше. В ответ спикер только развёл руками и патетически воскликнул: «Вот классический образец женской логики!»
Англию не зря считают страной традиций. Уэльс и Шотландия сохранили несколько древних обычаев, связанных с Новым годом. В частности, в новогоднюю ночь не принято приглашать гостей, но по неписаным правилам каждый может прийти в любой дом на праздник. Гостя радушно примут, нальют кружку эля, но… он, тоже следуя традиции, обязательно должен был принести полено или кусочек угля, чтобы бросить в очаг и от всей души пожелать гореть огню в этом доме очень долго. А в полночь с последним ударом часов широко распахивают двери, давая возможность уйти старому году и войти новому.
Уж коли речь зашла об обычаях, надо вспомнить и о самом известном атрибуте Нового года. Представьте, раньше ёлочки не стояли в наших домах! Вспомните Указ Петра I: в нём подробно расписана процедура встречи Нового года, но ни слова нет о зелёной лесной красавице! Речь шла лишь о сосновых и можжевеловых ветвях. Даже не верится: неужели ещё триста лет назад не было обычая ставить на Новый год ёлку, украшать её игрушками и зажигать разноцветные огни? Действительно, этот обычай, с одной стороны, очень древний, а с другой — совсем молодой. Его происхождение связано с верованиями древних скотоводов и земледельцев, для которых зелень имела магическое значение и была символом жизни. Позже древние германцы считали вечнозелёные ели священными и верили, будто в их хвое обитает дух непроходимых чащоб. Задабривая его, они устраивали жертвоприношения — украшали ели лентами, привешивали к ним амулеты, а у подножия зажигали свечи. В середине XVIII века в Германии возродился обычай украшать ель, но теперь вечнозелёное дерево связывали с Новым годом и считали символом счастья. Это понравилось, и ёлочка быстро перешагнула через границы немецких княжеств и появилась во всех странах Европы. В конце царствования Екатерины II ёлки на Новый год уже ставили в домах Санкт-Петербурга и Москвы. Так, лесная красавица пришла в Россию.
Не угадать вам и возраст ещё одного непременного персонажа новогоднего праздника, любимца детворы доброго Деда Мороза. Ведь наш горячо любимый Дед моложе ёлочки! А по сравнению с лешим, Змеем Горынычем, Водяным и Бабой Ягой он просто детсадовский малыш.
Привычный нам образ Деда Мороза сложился в русском фольклоре лишь в середине XIX века. Именно тогда он стал добрым стариком, властелином метелей и холодов. Под Новый год он выходит из своего ледяного дворца и на тройке снежно-белых коней, запряжённых в покрытые ковром сани, отправляется к детям с мешком подарков. У Деда долгополая шуба и шапка-боярка, окладистая седая борода и красивый длинный посох в руке. По сути, это трансформированный образ Морозко, или Мороза Морозовича — персонажа славянского фольклора, седого старика с бородой, отличавшегося крутым нравом. У него не было ни шубы, ни хрустального сказочного дворца, ни подарков. Проникновение в Россию элементов западной культуры и особенно дошедшего к нам в середине XIX века образа добрячка-бодрячка Санта Клауса немало способствовало смягчению черт образа Морозко, постепенно превратив его в любимца детворы.
Как и положено внучке, Снегурочка ещё моложе Деда. Она родилась в старой русской сказке про девочку, которую вылепили из снега бездетные дед и баба, но это ещё не был любимый нами персонаж новогоднего праздника. Многое к образу добавили прелестная сказка Александра Николаевича Островского, а потом и дивная опера Римского-Корсакова. Вот тогда и произошло слияние трёх похожих персонажей и появилась одетая в традиционный русский костюм красавица внучка Деда Мороза.
Кстати, Санта Клаус немногим старше нашего Деда. Конечно, у него тоже есть свой прообраз — чем-то схожий по нраву с Морозко повелитель холодов Сент Николас в красном жакете на меху, в красных штанах и сапогах, разъезжавший на санях, запряжённых четырьмя парами северных оленей. Так откуда же взялся Санта Клаус?
Чтобы узнать это, перенесёмся в далёкий III век новой эры, в Малую Азию, где на берегу Средиземного моря в городе Патара в богатой семье жил мальчик по имени Николай. Выросши, он посвятил себя служению Богу и стал епископом в городе Миры, неподалёку от Финикии. Сейчас этот город называется Демре. Получив от родителей в наследство огромное состояние, епископ Николай обратил его в помощь больным и беднякам, дарил подарки детям, и многие считали священника святым человеком. До наших дней в Демре сохранилась церковь, где в саркофаге покоятся останки епископа, и турки называют этот храм «Баба Ноэль Килизе», что буквально означает… «Церковь Деда Мороза!» Легенды о святом Николае передавались на протяжении веков из поколения в поколение, их привезли с собой в Америку переселенцы из Европы. Санта Клаус — так называли епископа англосаксы. Постепенно его образ стал соединяться с кельтским персонажем Сент Николасом, но это ещё не был знакомый всем нам Санта Клаус.
Если невозможно назвать имя человека, придумавшего Деда Мороза, то для Санта Клауса сделать это можно. Им был преподаватель древнегреческой и восточной литературы из Нью-Йорка Клемент Мур. В начале XIX века он переложил поверья разных народов и написал добрую стихотворную сказку для своих малышей. Главного героя он назвал Санта Клаус, переиначив имя Сент Николаса и помня о добром епископе. А вот внешность героя сказки Мур списал с весёлого толстого голландца, помогавшего в их доме по хозяйству. Один из приятелей дома Муров отнёс стихи в журнал, их напечатали и… забыли почти на сорок лет!
В 1862 году популярный в то время в Америке журнал «Харпере» заказал молодому художнику Томасу Насту обложку для новогоднего номера. Наст нашёл стихотворение Мура и «написал портрет» Санта Клауса. Успех был потрясающим! Санта Клаус сразу стал любимым героем и кумиром не только детворы, но и взрослых, и Томас Наст рисовал его ещё тридцать лет подряд!
Всё это происходило, когда Россия жила «по старому стилю» Юлианского календаря. В XVI веке глава римско-католической церкви папа Григорий XIII узаконил новый календарь, получивший название Григорианского, или «нового стиля». В нём продолжительность года точнее соответствовала периоду обращения Земли вокруг Солнца. У нас этот календарь ввели в 1917 году. Подавляющее же большинство других стран мира перешли на «новый стиль» только к середине XX века!
Большевики не жаловали прежние традиционные праздники, в том числе и безобидный Новый год. Широко известен сусальный рассказик о поездке Ленина на ёлку в Сокольники, но мало кто знает, что празднование Нового года и ёлка в доме на протяжении долгих лет считались у нас чуть ли не политическим преступлением! Только во второй половине 30-х годов власть разрешила детям справлять Новый год. А день 1 января официально объявили Новогодним праздником только Указом Президиума Верховного Совета от 23 декабря 1947 года — через тридцать лет после революции!
Так что сегодня мы на законном основании поздравляем наших родных и друзей: С Новым годом!