Духовые оркестры и «лампочки Ильича» 

Пильнов, М. Духовые оркестры и «лампочки Ильича» / М. Пильнов ; фото автора.

– Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2018. – 4 сентября. – С. 5.

 

   Дорогой читатель, я благодарю тебя за то, что ты не обошёл вниманием мои строчки, обращён­ные к тебе. Мне трудно передать всё то, что видели мои глаза. Сколько друзей, близких товарищей шли рядом всю мою жизнь. Большинство из них ушли из жизни, оставив в моём сердце радость и пе­чаль. Проходят годы… они — как листья, падающие с деревьев.

 

О духовых оркестрах

   В советские годы во всех или почти во всех крупных организа­циях и предприятиях были свои духовые оркестры. Ни одно мас­совое мероприятие не обходилось без духовой музыки.

   Особенно близко мне запомнился руководитель оркестра мо­лочноконсервного тогда ещё за­вода Василий Захаров. Рядом с ним был мой старейший друг и то­варищ Серёжа Кучашев. Назову только несколько фамилий — это Василий Дмитриевич Ханин, став­ший впоследствии руководителем колхоза, альтист Трофим Подря­дов, работавший в типографии наборщиком (погиб на фронте — авт.), Пётр Лукин (тоже был убит, защищая страну от фашистов, — авт.). Самый маленький тенорист Коля Черных, прославивший наше село и район героическим подви­гом при защите Отечества и вер­нувшийся с фронта Героем Совет­ского Союза.

   Появление в Мелеузе перво­го духового оркестра можно бы­ло сравнить если только с первым гудком автомобиля, раздавав­шимся на наших улицах в начале тридцатых годов. В 1933 году при­ехали в село два музыканта — дядя с племянником — Михаил Антоно­вич Ковалевский и Виктор Кузне­цов. Они набрали в школу ребят и начали готовить первых мелеузовских «духачей». Среди них — Пётр Богомолов, Константин Мокшанцев, Андрей Сулеев, Василий За­харов. Послушать репетиции музыкантов сбегалось всё село. И каждое выступление духового ор­кестра было для мелеузовцев на­стоящим праздником.

   Прошлое не стареет, оно вечно. Годы бегут, всё течёт и меняется. Неизменной остаётся только му­зыка. В ней вся наша жизнь.

 

«Лампочка Ильича»

   Уважаемые читатели! Обращаюсь к вам ещё с одним из воспо­минаний о прошлом нашего го­рода, возвращаясь в далёкие, трудные годы, в захолустное се­ло Мелеуз, бывшее многие годы меньше, чем Зирган, и славивше­еся в округе пересыльной тюрь­мой для каторжников, гонимых по тракту Уфа-Оренбург.

   Мелеуз стал оживать только в советские годы, когда жители, уставшие от керосиновых ламп, за­горелись желанием построить на повороте реки Каран (сегодня называется Мелеузкой — авт.) водяную гидроэлектростанцию. Заказали оборудование, не думая о том, что к нашему дому крадётся война…

   …Итак, на жизненном календа­ре 1938 год — первый год нормаль­ной жизни мелеузовцев. В преж­ние времена (до 7 марта 1967 г. — ред.) суббота являлась рабочим днём, единственный выходной — воскресенье.

   Река Каран несла свои воды с такой скоростью, что не дай Бог угодить в её течение, можно бы­ло лишиться своей жизни. Там, где сегодня профилакторий «Родник», река разделялась на два рукава. По одному из них вода вливалась в реку Белую, по другому — в ре­ку Малый Каран (сегодня называ­ется Каран — ред.). Берега Карана (большого, т. е. Мелеузки — ред.) были настолько крутые, а течение быстрым, да ещё в ней росли ка­мыши, что мы, мальчишки, сделав из этих камышей плоты, с наслаждением плыли по течению. Единственное неудобство было — хо­лодная, до боли в ногах, вода. На руках и ногах никогда не просыха­ли «цыпки», из коих сочились кро­винки. Придя домой со слезами, бабушки и мамы смывали в тазике тёплой водичкой кровинки и смазывали наши руки и ноги коровьим маслом или сметаной. И так до следующей прогулки на плотиках по речке Каран…

   …А теперь о главном, о строи­тельстве гидроэлектростанции. Идея была настолько заразитель­ной, что на повороте речки, там, где сейчас начинается улица Во­ровского, сбегался весь люд — от пожилых до малышей. Главными инструментами работающих бы­ли лопата и носилки. Знали бы вы, сколько ила, песка было изъято из реки — не окинуть взглядом!

   Для поддержания настроения работающих звучали духовые ор­кестры вперемешку с баянами. Самым мощным был оркестр мо­лочноконсервного завода…

…Во время майских праздников на площади (напротив райиспол­кома — авт.) состязались музыкан­ты своими талантами. Руками мо­лодёжь выкатывала самолёт «У-2», прикрытый камуфляжным покры­валом, вползал «танк», созданный на базе грузовика-«полуторки».

   По всей площади шло сорев­нование голосовых связок: кто громче споёт ту или иную песню. Всегда лидировала группа ис­полнителей песен Елены Петров­ны Сулеевой (позднее — началь­ник автовокзала — авт.). Для этого заранее на площади раздавались листочки с песнями, отпечатанными в местной типографии. В основном песни эти были отраже­нием Гражданской войны…

   …Мне трудно вспомнить всё то, что прошло на моих глазах. Ведь на моём жизненном «спидометре» без малого 90 лет. Я счастлив, что видел и был знаком с прекрасными людьми. Со многими из них состо­ял в товарищеской дружбе. Чтобы перечислить их имена, понадобит­ся ворох бумаги, целая книга.

   Память — достояние живых, ува­жение к собственной истории. Есть прекрасный афоризм: «Чем доль­ше живём мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса». Мир у твое­го окна очень сложен и противоре­чив. Ведь ещё знаменитый киноге­рой — цыган Будулай — говорил: «Кто счастлив своим трудом, кто — любо­вью, кто — своими детьми».

   Каждую неделю в моей родной газете печатаются данные: сколь­ко совершено на дорогах ДТП, сколько за рулём оказывается лю­дей в нетрезвом состоянии. Приходишь к горестным раздумьям: чего не хватает в жизни этим лю­дям, и как положить конец этому беспределу. В человеке, говорят, два духовных центра — ум и серд­це. Все ли мы ценим и пользуемся этим достоянием?

   Можно до бесконечности рассу­ждать о заслугах и недостатках, но главный наказ: в любых ситуациях будь Человеком.

 

Михаил Пильнов

(1926-2015 гг.),

журналист,

ветеран Великой Отечественной войны,

заслуженный работник культуры РБ,

Почётный гражданин города и района,

лауреат премий им. Булата Рафикова, Фаткуллы Комиссарова.

 

Из фотоархива историко­-краеведческого музея

Село Мелеуз (1940 год), автор Николаева, ул. Центральная (сегод­ня — ул. Ленина).

В настоящее время это район моста по ул. Ленина и Центральной площади.

Набережная реки Мелеузки (слева), вид на восточную часть.

На пе­реднем плане — площадка детского сада и здание райисполкома.

Фо­то 1958 года.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *