21 февраля международный день родного языка
В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. За последние три века темпы их угасания или исчезновения возрастают со всей очевидностью. Культура мира может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных обстоятельствах.
Международный день родного языка был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 г. и имеет своей целью поощрение языкового многообразия и образования на разных языках, а также содействие осознанию языковых и культурных традиций, которые основываются на взаимопонимании, толерантности и диалоге.
Действующие лица:
Учитель
Ученики (1) и (2)
Учитель:
Речевая культура — один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека.
В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке — провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.
О вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит — злой; говорит вежливо, ласково — хочется думать, что добрый. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны.Слово — важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.
Мир слов — многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная.
Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое. «Слово — дело великое, — писал Лев Толстой. — Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
В подтверждение этому приведу такой исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подает только языки, раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несет зло, горе, оскорбление.
Слово — удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С. И. Ожегова — 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы).
Но, к большому сожалению, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык — такой великий и могучий — оскудеет, и мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Ее словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова и выражения, придирчиво выбранные ею из могучего русского языка:
• хо-хо;
• знаменито;
• хамите;
• мрак;
• жуть;
• подумаешь;
• парниша;
• ого.
Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч. А каков ваш словарный запас? Давайте проверим себя на практике. (Формирует команды из 2—3 человек.)
Командам предлагается придумать, вспомнить слова, фразы для обозначения:
• приветствия своего знакомого;
• описания красоты осеннего леса.
(Команды выполняют задание.)
Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.
Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодежи. Причем в равной степени как юношей, так и девушек. Некоторые оправдываются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения. А кроме того, привычка извергать потоки словесной брани начинает действовать во вполне определенных случаях, когда ругатель хочет оскорбить, унизить другого человека. Значит, ругатель прекрасно отдает себе отчет в своих речевых действиях.
Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общежития. Знаете ли вы, что в XVII веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А в XIX веке матерщинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов.
Наша повседневная жизнь снабжена и жаргонной лексикой. А что представляет собой жаргон? Жаргон — это специфический искусственно созданный «язык», не связанный с определенной территорией, находящийся в сходных бытовых или профессиональных условиях. Различают; жаргоны социальные, профессиональные и групповые. Последние встречаются в речи подростков, молодежи, а также представителей преступного мира.
Каждый жаргон представляет собой небольшой набор слов и оборотов речи. Обычно жаргоны возникают из-за желания немногих людей как-то обособить или даже скрыть от общества некоторые стороны жизни и деятельности. Устная речь современной молодежи просто усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, клево, бабки, видак, оторваться, фигеть, стремно, тачка и т. д. Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А. С. Пушкина:
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Гадом буду, не забуду
Ко мне затусовалась ты,
Как эти чумовые зенки,
Как лабдцовые понты.
Комментарии излишни.
Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки «После экзамена».
Сценка 1
Ученик (1): Привет!
Ученик (2): Привет!
Ученик (1): Все? Отстрелялся?
Ученик (2): Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
Ученик (1): А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб.
Ученик (2): Ну, похиляли.
Сценка 2
Ученик (1): Здравствуй, Коля!
Ученик (2): Здравствуй, Антон!
Ученик (1): Экзамен сдал?
Ученик (2): Да, все хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло — ничего не мог ответить.
Ученик (1): И мне тоже трудно дается химия. Я получил «4», но это потому, что не доучил.
Ученик (2): Ну, пойдем домой.
Учитель: Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим — так и говорим.
Проблема чистоты языка — это не только ругательство матом, употребление жаргонов, но и обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе непонятны большинству людей: и пресса, и телевидение, и мы, общаясь друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве русского языка.
Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Я буду называть слова иностранного происхождения, а вы — отечественные слова-синонимы:
• валюта — деньги,
• карцер — тюрьма,
• менеджмент — управление,
• наркоз — обезболивание,
• шоу — зрелище, представление,
• коммерция — торговля,
• триумф — успех, победа,
• рэкет — шантаж,
• презентация — представление,
• ностальгия — тоска.
(Команды отвечают по очереди.)
Употребление людьми иностранных слов часто используется как дань моде или чтобы затемнить смысл сказанного. Прежде чем употребить новомодное слово убедитесь, что точно знаете его значение. А главное — подумайте: нужно ли оно в данном случае? Недаром ведь А. С. Пушкин сказал:
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо меньше б мог
Иноплеменными словами…
Засоряют нашу речь и слова-паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся примерно так: «Вот, так сказать, прихожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, так сказать, на свое место. А начальник, значит, говорит, так сказать: “Иди домой, говорит, — я тебе, значит, отгул даю за прошлый выходной, значит”. Вот, значит, я, так сказать, и получил дополнительный день отдыха». Ребята, какие слова-паразиты доминируют в этом монологе?
(Команды отвечают.)
Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.
А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять,
Что-то хотел сказать,
Но решил промолчать ,
И не сказал ни слова.
Потом встал,
Потом сел.
Сел — встал,
Сел — встал
И сел снова.
Устал
И упал,
Так и не взяв слова.
И еще ярким примером бедности и неправильности нашей речи являются выражения из сочинений. Вот послушайте:
- Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.
- Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.
- Когда бьешь или убиваешь человека, потом долго грызет совесть. Со мной так часто бывает.
- У Катерины было два выхода: либо покончить жизнь самоубийством, либо утопиться.
- Напившись у источника, Грушницкий заметил княжну Мэри и дружески ей икнул.
Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа, во всем многообразии его лексики и фразеологии. И я надеюсь, сейчас вы легко справитесь со следующим заданием.
Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.
• Дальний родственник — седьмая вода на киселе.
• Еще молод и неопытен — молоко на губах не обсохло.
• Очень умный — семи пядей во лбу.
• Оказаться в глупом положении — сесть в лужу.
• Ничем не проймешь — как с гуся вода.
• Все нипочем, ничто не страшно — море по колено.
• Бесследно пропасть, исчезнуть — как в воду канул.
• Очень мало — как кот наплакал.
• Всем очевидно, сразу видно — на лбу написано.
• Избежать заслуженной кары — выйти сухим из воды.
• Трудное начало — лиха беда начало.
(Команды выполняют задание.)
Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.
В завершении нашего урока позвольте дать вам несколько советов.
Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: («Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».
Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь, богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.
Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников — читай, не ленись! И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
Б. Окуджава