Слово – великое дело

21 февраля международный день родного языка

   В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. За последние три века темпы их угасания или исчезновения возрастают со всей очевидностью. Культура мира может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных обстоятельствах.

   Международный день родного языка был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 г. и имеет своей целью поощрение языко­вого многообразия и образования на разных языках, а также содействие осознанию языковых и культурных традиций, которые основываются на взаимопонима­нии, толерантности и диалоге.

Действующие лица:

Учитель

Ученики (1) и (2)

 

Учитель:

   Речевая культура — один из компонентов общей культу­ры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспи­тывается и требует постоянного со­вершенствования. Без речевой куль­туры не может быть современного образованного человека.

   В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встре­чают по одежке — провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в челове­ке, прежде всего, необходимо це­нить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.

   О вежливости человека мы су­дим, прежде всего, по его речи: кри­чит, грубит, хамит — злой; говорит вежливо, ласково — хочется думать, что добрый. Красноречивые, общи­тельные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны.Слово — важнейшее средство об­щения, тонкий и гибкий инстру­мент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

   Мир слов — многообразен, инте­ресен, увлекателен и еще до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная.     

   Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое. «Слово — дело великое, — писал Лев Толстой. — Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно слу­жить любви, словом же можно слу­жить вражде и ненависти».

   В подтверждение этому приведу та­кой исторический пример. Знамени­тый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Од­нажды Эзопу хозяин велел пригото­вить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он пода­ет только языки, раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрес­ти к обеду самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди мо­гут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несет зло, го­ре, оскорбление.

   Слово — удивительный дар, кото­рым обладает только человек. В рус­ском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Ивано­вич Даль. В словаре С. И. Ожегова — 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и вы­ражения (неологизмы).

   Но, к большому сожалению, пра­вильная речь стала редкостью. По­чему уровень речевой культуры пос­тоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык — такой великий и могучий — оскудеет, и мы будем до­вольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щуки­ной, высмеянной Ильфом и Петро­вым? Ее словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова и выражения, придирчиво выбран­ные ею из могучего русского языка:

•        хо-хо;

•        знаменито;

•        хамите;

•        мрак;

•        жуть;

•        подумаешь;

•        парниша;

•        ого.

   Современный культурный чело­век имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч. А каков ваш словар­ный запас? Давайте проверим себя на практике. (Формирует команды из 2—3 человек.)

    Командам предлагает­ся придумать, вспомнить слова, фра­зы для обозначения:

•        приветствия своего знакомого;

•        описания красоты осеннего леса.

(Команды выполняют задание.)

   Наша речь подвержена разнообраз­ным влияниям, в частности, оскуде­нию, засорению. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие незаметно становится бо­лезнью. Человек уже не может постро­ить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Часто такой че­ловек, попадая в «приличное общест­во», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

   Особенно уродливо звучит ма­терная брань в устах молодежи. При­чем в равной степени как юношей, так и девушек. Некоторые оправды­ваются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения. А кроме того, привычка извергать по­токи словесной брани начинает действовать во вполне определенных случаях, когда ругатель хочет оскор­бить, унизить другого человека. Зна­чит, ругатель прекрасно отдает себе отчет в своих речевых действиях.

   Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как на­рушение норм человеческого обще­жития. Знаете ли вы, что в XVII веке, по Соборному уложению царя Алек­сея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полага­лась смертная казнь? А в XIX веке ма­терщинников воспринимали не ина­че, как безбожников и анархистов.

   Наша повседневная жизнь снаб­жена и жаргонной лексикой. А что представляет собой жаргон? Жар­гон — это специфический искус­ственно созданный «язык», не свя­занный с определенной территори­ей, находящийся в сходных бытовых или профессиональных условиях. Различают; жаргоны социальные, профессиональные и групповые. Последние встречаются в речи под­ростков, молодежи, а также предста­вителей преступного мира.

   Каждый жаргон представляет со­бой небольшой набор слов и оборо­тов речи. Обычно жаргоны возника­ют из-за желания немногих людей как-то обособить или даже скрыть от общества некоторые стороны жизни и деятельности. Устная речь совре­менной молодежи просто усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, кле­во, бабки, видак, оторваться, фигеть, стремно, тачка и т. д. Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А. С. Пушкина:

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Гадом буду, не забуду

Ко мне затусовалась ты,

Как эти чумовые зенки,

Как лабдцовые понты.

Комментарии излишни.

Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки «После экзамена».

Сценка 1

Ученик (1): Привет!

Ученик (2): Привет!

Ученик (1): Все? Отстрелялся?

Ученик (2): Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

Ученик (1): А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб.

Ученик (2): Ну, похиляли.

Сценка 2

Ученик (1): Здравствуй, Коля!

Ученик (2): Здравствуй, Антон!

Ученик (1): Экзамен сдал?

Ученик (2): Да, все хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло — ничего не мог ответить.

Ученик (1): И мне тоже трудно дается химия. Я получил «4», но это потому, что не доучил.

Ученик (2): Ну, пойдем домой.

Учитель: Эти сценки достаточ­но выразительны: как мыслим — так и говорим.

   Проблема чистоты языка — это не только ругательство матом, употреб­ление жаргонов, но и обилие в нашей речи иностранных слов, которые по­рой вовсе непонятны большинству людей: и пресса, и телевидение, и мы, общаясь друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве русского языка.

   Сейчас мы с вами проведем неболь­шой практикум. Я буду называть слова иностранного происхождения, а вы — отечественные слова-синонимы:

•        валюта — деньги,

•        карцер — тюрьма,

•        менеджмент — управление,

•        наркоз — обезболивание,

•        шоу — зрелище, представление,

•        коммерция — торговля,

•        триумф — успех, победа,

•        рэкет — шантаж,

•        презентация — представление,

•        ностальгия — тоска.

(Команды отвечают по очереди.)

   Употребление людьми иностран­ных слов часто используется как дань моде или чтобы затемнить смысл сказанного. Прежде чем упот­ребить новомодное слово убеди­тесь, что точно знаете его значение. А главное — подумайте: нужно ли оно в данном случае? Недаром ведь А. С. Пушкин сказал:

А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо меньше б мог

Иноплеменными словами…

   Засоряют нашу речь и слова-пара­зиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся примерно так: «Вот, так сказать, прихожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, так сказать, на свое место. А начальник, значит, говорит, так сказать: “Иди домой, говорит, — я тебе, значит, от­гул даю за прошлый выходной, зна­чит”. Вот, значит, я, так сказать, и по­лучил дополнительный день отдыха». Ребята, какие слова-паразиты доми­нируют в этом монологе?

(Команды отвечают.)

   Человека, речь которого насыще­на примерно такими словами, труд­но слушать, а порой и смешно.

   А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:

Председатель Вова

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово.

Встал со стула

И сел снова.

Потом встал опять,

Что-то хотел сказать,

Но решил промолчать ,

И не сказал ни слова.

Потом встал,

Потом сел.

Сел — встал,

Сел — встал

И сел снова.

Устал

И упал,

Так и не взяв слова.

   И еще ярким примером бедности и неправильности нашей речи явля­ются выражения из сочинений. Вот послушайте:

  • Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.
  • Репин шел по берегу Невы и уви­дел бурлаков на Волге.
  • Когда бьешь или убиваешь челове­ка, потом долго грызет совесть. Со мной так часто бывает.
  • У Катерины было два выхода: либо покончить жизнь самоубийством, либо утопиться.
  • Напившись у источника, Груш­ницкий заметил княжну Мэри и дру­жески ей икнул.

 

   Что помогает нам обогащать сло­варный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении от­дельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речево­го богатства, не изучая изумитель­ный язык народа, во всем многооб­разии его лексики и фразеологии. И я надеюсь, сейчас вы легко справи­тесь со следующим заданием.

Подбе­рите фразеологизмы к предложен­ным словосочетаниям.

•        Дальний родственник — седьмая вода на киселе.

•        Еще молод и неопытен — молоко на губах не обсохло.

•        Очень умный — семи пядей во лбу.

•        Оказаться в глупом положении — сесть в лужу.

•        Ничем не проймешь — как с гуся вода.

•        Все нипочем, ничто не страшно — море по колено.

•        Бесследно пропасть, исчезнуть — как в воду канул.

•        Очень мало — как кот наплакал.

•        Всем очевидно, сразу видно — на лбу написано.

•        Избежать заслуженной кары — выйти сухим из воды.

•        Трудное начало — лиха беда начало.

(Команды выполняют задание.)

   Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

   В завершении нашего урока поз­вольте дать вам несколько советов.

   Для повышения речевой грамот­ности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литерату­ры. Давно и мудро сказано: («Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

   Привыкайте пользоваться слова­рями. Их много, и задачи у них раз­ные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового слова­ря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфогра­фического словаря. Сделать свою речь, богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуе­тесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.

   Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надеж­ных помощников — читай, не ленись! И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, гру­бое слово, брань обижают, оскорб­ляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

 

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты —

Ведь это все любви счастливые моменты.

Б. Окуджава

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *