Ерикеева, С. Первый урок / С. Ерикеева. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1963. – 5 сентября. – С. 4.
В пятом «б» еще тихо. Черным глянцем поблескивают парты, доска. Легкий ветерок залетает в открытую форточку. Класс ждет своих маленьких хозяев. А ребята сейчас на улице, вместе со своими товарищами выстроились на торжественную линейку. В Северной восьмилетней школе, как и во всех других, первый день нового учебного года проходит торжественно.
– С праздником! С новым учебным годом! – говорят друг другу учителя.
С теми же словами обращается к учащимся директор школы Мария Андреевна Ханина. Потом все идут в классы. Вот и пятый «б» ожил, загудел, как потревоженный улей.
Мария Андреевна входит в класс вместе с молоденькой учительницей – Тамарой Кирилловной Терековой.
– Это, ребята, ваш классный руководитель и преподаватель арифметики, – представляет ее директор.
Марие Андреевне очень приятно знакомить ребят с новой учительницей. Ведь когда-то Тамара Терекова была ее ученицей. И может быть от нее, учительницы Ханиной, переняла Тамара любовь к трудной профессии учителя. Закончив одиннадцать классов во второй школе Мелеуза, Терекова училась на курсах. И вот теперь она сама учительница. Только что, перед началом урока, в маленькой учительской она говорила своим товарищам:
– Ох, и волнуюсь!
Но в класс вошла уверенно, разговор с детьми начала с подкупающей простотой. Нелегко поначалу говорить, когда на тебя смотрят двадцать четыре пары синих, карих и серых внимательных детских глазенок! Но молодая учительница уже знает, что лучшее в этом случае – заинтересовать ребят. Пятиклассники – народ шустрый. Чуть заскучали – начинают шептаться.
– А что вы знаете об арифметике, ребята? -спрашивает Тамара Кирилловна, и класс настороженно затихает. Потом поднимается лес рук. Каждому хочется рассказать об этом хорошо знакомом предмете.
– Вижу, что много, знаете, – улыбается учительница. – Но узнаете еще больше.
И она рассказывает, где применяется арифметика. Внимательно слушают Терекову тихие сестры Хасановы. И даже Коля Рогожин, который до этого никак не мог усидеть спокойно, заслушался. Разве можно думать о чем-то другом, когда речь идет о космонавтике и детекторных приемниках, которые можно научиться собирать самому! Арифметика, оказывается, везде нужна.
– Теперь вспомним, какие действия арифметики мы научились выполнять в прошлом году, – снова обращается Тамара Кирилловна к классу.
– Сложение и вычитание, умножение и деление, -перечисляет Люба Свечникова.
Ребята говорят еще о таблице умножения и римских цифрах, затем с удовольствием принимаются решать устные задачи, которые задает им учительница.
– В прошлом году, – говорит она, – в четвертом классе было 36 учеников. Нынче их разделили на два класса, – и в каждый класс пришли шесть новых учеников. Сколько их стало всего?
Кто-то очень поспешил с подсчетом и неуверенно выкрикнул:
– Двадцать!
Но его тут же поправили: 24 ученика. Даже проверить можно.
– Может быть вы, ребята, сами придумаете задачу? -предлагает Тамара Кирилловна.
Руку поднимает серьезная девочка на первой парте. Это Тамара Рой.
– Три девочки собирали грибы, – разъясняет она условие задачи. – Одна собрала 80 грибов, другая – 83, третья – на 40 грибов больше, чём вторая. Сколько грибов собрали три девочки вместе?
– Хорошая задача, – хвалит учительница девочку и записывает условие на доске. Дети решают и эту задачу.
Звонок прервал этот интересный разговор. Он очень много дал и молодой учительнице, и пятиклассникам. Уже за свой первый урок Тамара Кирилловна чуть- чуть узнала характеры своих питомцев, наметила пути работы с ними. И, главное, с успехом выдержала экзамен на право приходить в этот класс, как к близким друзьям. Пусть нет еще у Тереховой большого педагогического мастерства. Но любовь к детям всегда будет, помогать ей в работе
С. Ерикеева.