Рыжеволосая любовница Луна

Лирическая мини-энциклопедия о Луне

Материалы к обзору поэзии

   

Рис. Альфонса Мухи

 

Я ремни спустила у сандалий,

Я лениво расстегнула пояс…

Ах, давно глаза читать устали,

Лжет Коран, лукавит Аверроэс!

Поспеши… Круглится лик Селены;

Кто б ты ни был — будешь господином.

Жарок рот мой, грудь белее пены.

Пахнут руки чебрецом и тмином…

(Мариэтта Шагинян. «Полнолуние», 1911)

 

   Но, пожалуй, самая распространен­ная метафора — представлять Луну в образе женщины, переносить на нее женские черты характера, отождеств­лять с ней поведение и повадки слабо­го пола. Как утверждает известный астролог А. Вронский, Луна олицетво­ряет женский принцип «инь» и для женщин играет наиболее важную роль, влияя на них и физически, и духовно.

 

У Пушкина и Хомякова Луна — ца­рица ночи. Раз царица, значит, и пер­вая красавица.

 

…Надо мной в тумане

Плыла холодная красавица луна.

(Анна Барыкова, поэтесса XIX века)

 

Плывет царица Савская — луна,

Покинув трепет мраморный чертога.

(Моисей Кульбак)

 

Лицо луны, как у царевны

После метельной ворожбы.

(Валентин Солоухин)

 

Степная луна трепещет, как грудь амазонки.

(Шота Нинианидзе)

 

Прибавил шагу я.

Навстречу

Скачками двинулась луна.

Но вдруг по грудь, затем по плечи

В нагое дерево ушла

И через ветви провалилась,

И снова в небе появилась

Гораздо выше, чем была.

(Леонид Мартынов)

 

Секс-звезда Илона Сталлер (знаме­нитая Чиччолина) признавалась прес­се:

«Я верю в Луну, которая для меня — символ сексуального очарования».

 

Поэты прошлого выражались скромнее: лунные чары, лунное оча­рование…

Что мечты мои волнует

На привычном ложе сна?

На лицо и грудь мне дует

Свежим воздухом весна,

Тихо очи мне целует

Полуночная луна.

(Николай Языков)

 

К Луне, как к женщине, как к де­вочке, обращается Федор Сологуб:

Ты хочешь, девочка луна,

Скользящая в просторах неба,

Отведать горнего вина

И нашего земного хлеба.

Одежды золотая сеть

Пожаром розовым одела

Так непривыкшее гореть

Твое медлительное тело…

 

   Луна — хозяйка на кухне и соблаз­нительница в постели. Буря чувств. Коварство и любовь, как выразился Шиллер. Вот и Джульетта у Шекспи­ра заклинает Ромео:

О, не клянись луной непостоянной,

Луной, свой вид меняющей так часто,

Чтоб и твоя любовь не изменилась…

 

Пары встречаются под Луной. Па­ры расстаются под Луной. Нет вечной любви — вот в чем ужас.

 

Луна восходит на ночное небо

И, светлая, покоится влюбленно.

По озеру вечерний ветер бродит,

Целуя осчастливленную воду.

О, как божественно соединенье

Извечно созданного друг для друга!

Но люди, созданные друг для друга,

Соединяются, увы, так редко.

 

Это стихотворение «Соединение» датировано Николаем Гумилевым 1917-1918 годами. Позади расстава­ние с Анной Ахматовой. Разбитые влюбленности в Ларису Рейснер и в «Синюю звезду» — Елену Дебюше…

 

В чертах у Ольги жизни нет,

Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна   

На этом глупом небосклоне.

Онегин — светский человек, а так нелестно отзывается о женщине. Не­хорошо, барин! Другое дело — народ. У него все проще, без всяких там «Вандиковых Мадонн»:

 

Словно баба с круглым боком

ходит белая луна.

(Владимир Попов)

 

Ну а если представить луну город­ской барышней? Какие тут могут воз­никнуть коллизии? Обратимся к Са­ше Черному:

Из-за забора вылезла луна

И нагло села на крутую крышу.

С надеждой, верой и любовью слышу,

Как запирают ставни у окна.

 

Луна…

Вечер. Блики от фонарей. Шорохи. Шепоты влюбленных. И один из мо­лодых людей с напором говорит:

Будто бы вода –

                          давайте мчать, болтая,

будто бы весна –

                          свободно и раскованно!

В небе вон луна такая молодая,

Что ее без спутников

                              и выпускать рискованно.

(Маяковский. «Юбилейное»)

 

Еще раньше, в 1913 году, Владимир Владимирович восклицал:

Морей неведомых дальним пляжем

идет луна — жена моя.    

Моя любовница рыжеволосая… 

 

Любовница — это всегда волную­ще и всегда неопределенно: а что будет дальше?

 

Куда-то луна уходила.

Наверное, к милому в гости.

И света земле не хватало,

Как солнца, на душном погосте…

 

…Луна уходила, но вскоре

Вернулась ясна и пригожа.

Целована ветром в просторе, —

Еще золотей и моложе.

(Валентин Сорокин)

 

Когда-то на тему «Луна и женщина» упражнялся и Петр Вяземский. Было это году в 1825-м. Где-то в шутку, где-то всерьез поэт-князь размышлял, какая Луна (соответст­венно, женщина) лучше.

 

Посмотрите, как полна

Златоликая луна!

Словно чаша круговая

Посреди ночных огней,

Словно скатерть голубая

Расстилается под ней.

 

Посмотрите, как светла

Чаша чистого стекла!

Златом гроздий благовонных

Как сияет нам она,

Полуночников бессонных

Беззакатная луна!

 

Хороша небес луна –

Но надежна ли она?

Нет, в красотке вероломной

Постоянства не найти:

То сидит за тучкой темной,

То убудет — и прости!

 

А застольная луна

Постоянно нам верна,

Все по мере жажды краше

С погребов встает она:

Застраховано нам в чаше

Полнолуние вина.

 

Про небесную луну

Я и то упомяну:

На нее глаза таращишь,

Да и только! Как тут быть?

Но с небес ее не стащишь,

Но зубами не схватить.

 

А ручная-то луна

Словно нежная жена!

Так и льнет к губам любовно,

Как домашняя, своя!

В душу так и льется, словно

Закадышная, струя!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *