Сакаева, Г. Трасса в жизнь / Г. Сакаева ; фото из архива.
– Текст : непосредственный.
// Пульс. – 2019. – 7 февраля. – C. 11.
Вместо учебника, атласа и тетради на парте – старый выпуск газеты «Советский спорт», бобслейный шлем, «шиповки» и очки. Еще старые фотографии, хроники видео и воспоминания из уст чемпионов. Привычный урок географии у 7-а школы № 8 прошел в совсем непривычном формате: урок преподавали мелеузовские бобслеисты Сергей Середкин и Ильдус Ягудин.
Ответ на вопрос «Кто такой Середкин и Ягудин?» в далеких 80-х знал каждый мелеузовец. Впрочем, как и ответ на вопрос о лучших бобслеистах того времени. Ведь сюда приезжали спортсмены со всего Союза! Мелеуз в те времена просто жил этим видом спорта. Об этом и поведали ребятам российские чемпионы Сергей Середкин и Ильдус Ягудин.
Трасса, построенная в Мелеузе в 1981 году, не имела аналогов во всем Советском Союзе. Впервые наш город принял большой чемпионат в 1982 году. Это было первенство СССР, которое осталось за латышами.
– Трасса была не идеальной и очень сложной, в ней были недоработки: не очень гладкий лед, не совсем правильно выверенные виражи. Бывали случаи, когда некоторые экипажи из-за этого отказывались соревноваться. Но как бы ни критиковали нашу трассу, именно благодаря ей копилка медалей нашей страны начала пополняться наградами высшей пробы! – рассказал ребятам Ильдус Рифович.
С увлечением ребята слушали и воспоминания о VI зимней Спартакиаде народов СССР, в рамках которой наш город в 1986 году принял сильнейших бобслеистов всего Союза. К этому моменту трассу максимально приблизили к идеальной: вылепили и «отгладили», плавя её газовыми горелками. На соревнованиях был поставлен скоростной рекорд – 143 км/ч!
Обратная сторона спортивных медалей – это упорные тренировки и большой труд. Нередко – травмы и боль. «Спорт воспитывает характер, служит стартом, трамплином в жизнь. Он помогает реализовать себя, не сдаваться перед трудностями», – поделился с ребятами Сергей Середкин. – На одном из заездов на тринадцатом вираже мой товарищ по команде, Сергей Евдокимов, потерял сознание. Он не затормозил мы уехали за пределы трассы, пролетели мимо контрольных весов и врезались в копну сена. Она служила заграждением. Да, травмы были, но мы их не боялись. Так нам приходилось развивать бобслей».
С большим интересом ребята ознакомились и с экипировкой спортсменов. Из рассказов бобслеистов они узнали, что мелеузовская боб-машина была изготовлена на Кумертауском авиационном заводе. Её стоимость составляла 24 тысячи рублей! В конце 1980-х годов легковая машина стоила порядка 5 тысяч рублей. Ильдусу Рифовичу удалось сохранить свою боб-машину. Спортсмены поделились планами, в ближайшее время они постараются поставить машину на постамент в память о былой спортивной славе нашего города.
«Что почерпнули для себя из этой беседы?» – спросила я у ребят после окончания урока. Немного подумав, один из них произнес: «Я занимался атлетикой, но забросил тренировки. Хочу снова вернуться в спорт».
Г. Сакаева.
Фото из архивов:
С. Середкин, В. Горин, А. Клуг и В. Любовицкий.
Открытие соревнований по бобслею в рамках VI зимней Спартакиады народов СССР.
1986 год.