Сайфуллин, А. А начинали с мини-электростанций…
/ А. Сайфуллин. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1999. – 21 января. – С. 3.
До 1950 года в Мелеузе промышленные предприятия можно было пересчитать по пальцам. Это авторемонтный завод и автотранспортное предприятие, мясокомбинат, мельница, старый кирзавод, мебельный цех и самое мощное из всех – завод сухого молока. Толчком к оживлению промышленного строительства послужили открытые на юге республики залежи бурых углей и в начале 50-х в Мелеузе образуется строительное управление, приступившее к строительству деревообрабатывающего комбината и обновлению кирзавода.
Каждое предприятие имело свою котельную, которые и составляли энергетическую базу, они не только давали тепло, но и приводили в движение генераторы, вырабатывавшие электрический ток. Например, на бывшей мельнице Попова главным его энергетическим сердцем являлся газогенераторный двигатель в 100 лошадиных сил «Брамлей». Он не только приводил в движение все мельничные механизмы, но и небольшой генератор, питавший электроэнергией для освещения все цеха и контору. Мебельный цех также имел свой локомобиль, питавший тепловой и электрической энергией пилорамы, деревообрабатывающие станки, и служивший источником освещения.
Потому так подробно знаю обо всем этом, что после демобилизации из армии в 1950 году я волею судьбы оказался как раз на одном из этих локомотивов. Устроившись в Мелеузовское стройуправление шофером, в 1952 году, после сдачи в эксплуатацию ДОКа, перешел работать в локомобильный цех, где и освоил специальность помощника машиниста.
Начальник этого цеха Ксенофонт Николаевич Казанов повел меня знакомить с моим будущим местом работы. Запомнился большой, похожий на паровоз ФД локомотив и отличался от того лишь тем, что был не на колесах. На табличке значилось, что «родился» он на людиновском заводе под знаком «СК-125». Поражал он не только своим внешним видом, но и многочисленным оборудованием. Но меня, человека, имевшего дело с техникой, это особо не беспокоило, тем более что мой новый наставник Алексей Николаевич Гуреев был опытным машинистом и я постепенно стал овладевать новой для меня профессией в смене Андрея Цыганова. Мне повезло уже хотя бы потому, что меня окружали хорошие люди, что и помогли мне однажды сдать экзамен на отлично.
Локомотив приводил в движение электрогенератор мощностью в 150 квт и обеспечивал работу двух пилорам, станки и оборудование столярного, погонажного, сушильного и механического цехов, в том числе и все освещение. Локомотив питал паром сушильный цех, теплом все цеха и контору.
Сегодня, спустя уже многие десятилетия, я с благодарностью вспоминаю своих наставников и товарищей по работе, с кем пришлось долгие годы трудиться в нелегких условиях. Это еще и машинист Сагитов (имя не помню), и Иван Шихов, и Клава Левашова, и электрик, будущий директор кирзавода Андрей Нефедович Зверев, и Петр Кабаров с Виктором Казаковым, и ряд других товарищей, с кем 15 лет пришлось трудиться на комбинате.
А. Сайфуллин,
ветеран войны и труда.