А начинали с мини-электростанций…

Сайфуллин, А. А начинали с мини-электростанций…

/ А. Сайфуллин. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1999. – 21 января. – С. 3.

 

   До 1950 года в Мелеузе промышленные предпри­ятия можно было пересчитать по пальцам. Это авторемонтный завод и автотранспортное предприятие, мясокомбинат, мельница, ста­рый кирзавод, мебельный цех и самое мощное из всех — завод сухого молока. Тол­чком к оживлению про­мышленного строительства послужили открытые на юге республики залежи бурых углей и в начале 50-х в Мелеузе образуется строительное управ­ление, приступившее к строитель­ству деревообрабатывающего комбината и обновлению кирзавода.

   Каждое предприятие имело свою котельную, которые и составляли энергетическую базу, они не только давали тепло, но и приводили в дви­жение генераторы, вырабатывавшие электрический ток. Например, на бывшей мельнице Попова главным его энергетическим сердцем являлся газогенераторный двигатель в 100 лошадиных сил «Брамлей». Он не только приводил в движение все мельничные механизмы, но и неболь­шой генератор, питавший электро­энергией для освещения все цеха и контору. Мебельный цех также имел свой локомобиль, питавший тепловой и электрической энергией пило­рамы, деревообрабатывающие станки, и служивший источником освещения.

   Потому так подробно знаю обо всем этом, что после демобилизации из армии в 1950 году я волею судьбы оказался как раз на одном из этих локомотивов. Устроившись в Мелеузовское стройуправление шофером, в 1952 году, после сдачи в эксплуатацию ДОКа, перешел работать в локо­мобильный цех, где и освоил специ­альность помощника машиниста.

   Начальник этого цеха Ксенофонт Николаевич Казанов повел меня зна­комить с моим будущим местом работы. Запомнился большой, похожий на паровоз ФД локомотив и отличался от того лишь тем, что был не на коле­сах. На табличке значилось, что «родился» он на людиновском заводе под знаком «СК-125». Поражал он не толь­ко своим внешним видом, но и многочисленным оборудованием. Но меня, человека, имевшего дело с техникой, это особо не беспокоило, тем более что мой новый наставник Алексей Нико­лаевич Гуреев был опытным маши­нистом и я постепенно стал овладе­вать новой для меня профессией в смене Андрея Цыганова. Мне повез­ло уже хотя бы потому, что меня окружали хорошие люди, что и помогли мне однажды сдать экзамен на от­лично.

   Локомотив приводил в движение электрогенератор мощностью в 150 квт и обес­печивал работу двух пилорам, стан­ки и оборудование столярного, пого­нажного, сушильного и механического цехов, в том числе и все освещение. Локомотив питал паром сушильный цех, теплом все цеха и контору.

   Сегодня, спустя уже многие деся­тилетия, я с благодарностью вспоми­наю своих наставников и товарищей по работе, с кем пришлось долгие годы трудиться в нелегких условиях. Это еще и машинист Сагитов (имя не помню), и Иван Шихов, и Клава Левашова, и электрик, будущий ди­ректор кирзавода Андрей Нефедович Зверев, и Петр Кабаров с Виктором Казаковым, и ряд других товарищей, с кем 15 лет пришлось трудиться на комбинате.

 

А. Сайфуллин,

ветеран войны и труда.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *