Хлебные закрома Мелеуза

Никифоров, Д. Хлебные закрома Мелеуза

/ Д. Никифоров. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2004. – 10 ноября. – С. 4.

 

   История хлебоприемного предприя­тия очень интересна. 80 лет тому назад, после окончательного укрепления советской власти в Мелеузе, в доме бывшего купца Е. П. Брынова была организована государственная заготовительная контора №14 Башкирского наркомпрода. Она заку­пала от частных лиц не только зерно, но и мясо, масло, лен, коноплю. Хранили все закупленные сельхозпродукты в складских амбарах другого купца – Попова. Часть хлеба перерабатывали на его же мельнице, и муку по распоряжению Мелеузовского волисполкома расходовали на нужды семей бедня­ков. Основную же часть заготовленного на конных повозках отправляли в Стерлита­мак и Оренбург.

   Со временем эта контора стала назы­ваться «Хлебкопп» и закупала только зер­но. В 1928 году, с необходимостью улучше­ния заготовительного аппарата и методов заготовки хлеба в госресурсы, на этой базе было образовано единое общесоюзное ак­ционерное общество «Союзхлеб». В арсена­ле технической базы к этому времени об­щество имело три деревянных зернохрани­лища емкостью по 1000 тонн каждый, ко­торые загружались вручную с помощью мешков. Для подработки зерна – несколько ручных веялок с набором решеток, весы для взвешивания подвод и большую печку с металлическим листом, на чем и производили сушку влажного зерна. Рабочие называли ее зерносушилкой «Ростригино». Лопаты, ведра, лотки, мешки и пудовки были по-прежнему основным орудием труда. «Союз- хлеб», просуществовав четыре года, полу­чил новое название «Заготзерно».

   В 1935 году в Мелеузе появились авто­машины – «полуторки» (грузоподъемность 1,5 тонны). В соседние города из «Заготзерно» продукцию возили на них, а в Стерли­тамак, кроме машин, грузили и небольшие самоходные баржи. Ведь тогда это предпри­ятие находилось на берегу Агидели.

   После окончания Великой Отечествен­ной войны, когда оставшиеся в живых вер­нулись в свои деревни, колхозы и совхозы были укомплектованы кадрами, резко воз­росла урожайность полей и, естественно, сдача хлеба государству увеличилась вдвое. Возникла необходимость строительства более крупных зерноскладов и оборудования их стационарными механизмами.

   И вот в 1948 году на западной окраине Мелеуза рядом с железной дорогой откры­лась новостройка. За короткий срок здесь было построено 8 складов, вместимостью по 2500 тонн каждый, чуть позже еще 11 кир­пичных хранилищ по 3000 т, оборудованные верхними и нижними стационарными транспортерами.

   Для выработки электроэнергии к этому времени уже работала своя «электростанция» – движок по имени «Макларен», который ис­правно служил вплоть до 1955 года по принципу: заглох движок – «мертвый час» для механизаторов. Появились первые пере­движные транспортеры и самоподаватели зерна, первые зерносушилки на резиновой ходке «Куз­басс» (1,5 тонны в час). Чуть позже построили три стационарные марки «Висхом», «СЗС-2», «ЗСВ-47». К складам провели железнодорожные линии, построили вагонные и автомобильные весы, комбикормовый цех.

   Техническая база хле­боприемного пункта стала развиваться быстрыми темпами, появились само­ходные подаватели зерна взамен передвиж­ных. На приемных точках зерна начали устанавливать тупиковые авторазгрузчики, кото­рые могли выгружать только через задний борт. Поступили механизмы для погрузки вагонов.

   В 1954 году на территории пункта зало­жили фундамент под будущий элеватор, а в 1960 году он уже принял в свои емкости 25 тысяч тонн зерна различных культур.

   В последующие годы к существующему элеватору пристроили еще пять корпусов из сборного железобетона, а на элеваторе про­извели реконструкцию. К 1970 году Мелеузовский элеватор имел в своем распоряже­нии элеваторноскладские емкости, которые вмещали 161 тыс. тонн. Установленные боль­шегрузные автомобилеподъемники бокового опрокидывания позволяли принять от хлебосдатчиков до пяти тысяч тонн хлеба раз­личных культур в течение 20 часов, произво­дительность зерносушилок достигала до 3-х тысяч тонн в сутки. Наш элеватор стал од­ним из высокомеханизированных хлебоприемных предприятий на юге Башкортостана, принимал в урожайные годы от колхозов и совхозов до 200-220 тысяч тонн зерна за хле­бозаготовительный сезон.

   Вспоминая ход модернизации и меха­низации, трудоемкие процессы с хле­бом, мы, ветераны, с благодарностью вспоминаем тех людей, которые отдавали свою энер­гию и мастерство, внесли большой вклад в развитие технической базы предприятия, но не дожили до 80-летнего юбилея. Это началь­ник по строительству элеватора М. И. Шиш­ков, директор 3. А. Валитов, гл. механик А. В. Чуров, начальник участка М. И. Петушков, старший сушильный мастер П. И. Гаври­лов, механик участка В. П. Гаврилов.

   В годы бурного развития элеваторного хозяйства более 15 лет у руля этого кол­лектива был (ныне на заслуженном отдыхе) Г. В. Ерофеев. Это под его руководством коллектив достиг наивысших производ­ственных показателей среди хлебоприем­ных предприятий СССР и завоевал Крас­ное знамя (1976 г.) ЦК КПСС, Совета Ми­нистров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

   Огромную работу проводили по меха­низации ручного труда главный энергетик П. А. Дегтярев, его брат электрик Алексей, механик участка А. А. Петров, начальник участка Н. П. Крупчинов, главные инжене­ры Д. М. Куватов, А. 3. Давлетбердин, то­карь 3. В. Халитов и многие работники элеватора, которые теперь все на пенсии. Так­же много усилий, приложил для развития производства Ю. Т. Горбунов.

   В настоящее время работники этого предприятия не только принимают и хра­нят хлеб, но и занимаются его переработ­кой. Комбикормовый цех готовит питатель­ные смеси для скота и свиней, для кур-не­сушек и цыплят. На территории имеется своя мельница, где вырабатывается 8 сор­тов муки. Хлеб выпекается из своей муки в своей пекарне. Крупяной цех возделывает 11 сортов различных круп, макаронная ли­ния производит более пяти видов мучных изделий, имеются пельменный и кондитер­ский цеха. Всю эту готовую продукцию мож­но приобрести в наших магазинах «Каш­тан» и «Колос». Для поддержки рабочих у нас имеется подсобное хозяйство по откор­му свиней, лошадей и КРС. Вот какое развитие получила ранее бывшая контора №14 Башкирского наркомпрода.

   В год восьмидесятилетия Мелеузовско­го элеватора ветераны этого коллектива, мысленно оценивая пройденный этап, с удивлением вспоминают о грандиозных пе­ременах, произошедших за эти годы в сис­теме хлебозаготовки.

Д. Никифоров,

рабкор.

 

На снимке: в первом ряду – главный бухгалтер М. И. Мезников,

директор Г. В. Ерофеев, заместитель директора В. Е. Бо­рисов;

во втором ряду – председатель профкома А. Г. Гаврилова,

секретарь парторганизации Н. М. Сазонова (1976 г.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *