Корицкий, А. Село Мелеуз в годы становления молодой республики
/ А. Корицкий. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2019. – 19 марта. – С. 4.
Революционные события, Гражданская война и национальное движение не прошли стороной село Мелеуз, как и окрестные сёла, деревни, хутора.
Мелеуз оказался в зоне мятежа чехословацкого корпуса, кулацких восстаний и крестьянских волнений, переходя из рук в руки с лета 1918-го по лето 1919 года. Белоказаки Дутова, белогвардейцы-колчаковцы, сменяя друг друга, наступали и отступали через село, стоящее на стратегически важной дороге Уфа-Оренбург. Участники Гражданской войны забирали продовольствие, домашний скот, в первую очередь лошадей. В ходе боевых действий, в том числе партизанских, неоднократно случались пожары, усугубляя бедственное положение населения. Так, 5 мая 1919 года в час дня в селе Мелеуз возник пожар. Огнём уничтожено 250 домов с надворными постройками, причём в огне погибло 12 голов крупного рогатого скота, 57 голов свиней, 13 голов овец, 3868 голов домашней птицы: кур, гусей, домашнее имущество и сельхозинвентарь. Были человеческие жертвы.
С 26 на 27 мая 1919 года Рабоче-Крестьянская Красная Армия окончательно установила Советскую власть в с. Мелеуз. Летом того же года в селе вспыхнул огромный пожар. Многих и так разорённых войной «он с ног свалил, многие не могли обратно подняться, зимой в холодных лачугах их тиф схоронил», так читаем в воспоминаниях старожила Мелеуза Н. Гаврилова. Перепись населения в 1920 году показывает в селе Мелеуз только 1031 двор и 5785 человек населения — и это через семь лет после последней дореволюционной переписи — прирост всего около одной тыс. человек.
Огненная стихия периодически бушевала и в других близлежащих населённых пунктах. Так, в д. Липовке (бывш. н. п. Партизанского СП) произошёл пожар, уничтоживший 40 дворов и причинивший убыток на сумму один млн. 300 тыс. рублей (того времени). Четыре человека погибли.
1921 год принёс большую беду. Засуха, голод. Земля горела под ногами, была накалена. От хлеба на поле оставались редкие стебельки высотой до 20 см с двумя-тремя тощими зёрнышками. Всходы начисто сгорели. Во время уборки даже серп не пригодился, стебли выдёргивались с корнем. Жидкий урожай, около восьми пудов, собирали даже некогда зажиточные семьи. Искали лебеду, кости, древесную кору, сушили и толкли всё это в ступе на «муку» — для «затирухи» (жидкая каша из заваренной «муки» с жареным диким луком).
Председателем Мелеузовского волисполкома (ВИК) в 20-е годы был Яков Степанович Кононов. В то тяжёлое время под его руководством мелеузовцы старались залечить раны, нанесённые Первой мировой и Гражданской войнами, природными катаклизмами. Создавались различные артели, проводилась электрификация, шла поэтапная борьба с массовой неграмотностью. В первые классы за парты садились наравне с детьми взрослые и старики.
Весна 1923 года исключительно благоприятствовала хорошему урожаю. А тут как раз подоспел НЭП — новая экономическая политика. Возникло много частных предприятий, одних кожевенных было 16 на село. На базарных площадях, а их было четыре, появилось множество лавок, во дворах — заводики, мастерские, маслобойни, мыловарни, колбасные цеха. Вместе с этим поднимался и хозяйский дух. Но вылезала и оборотная сторона частного предпринимательства: разного рода аферисты, фокусники, бродячие циркачи, перекупщики, маклеры и др. Разгулялись грабители и конокрады.
Культурная жизнь мелеузовцев в первые годы автономии
В 1918 году здание земской библиотеки становится клубом им. М. Калинина. В Мелеузе не было профессиональных актёров, но самодеятельность развивали. Более того, специально назначали руководителей. Вот как об этом времени вспоминают учителя Мелеуза М. А. Миронова и М. С. Иванова: «…Мелеузовский волисполком РКП(б) поручил руководство политико-просветительной работой в волости члену партии, учителю А. И. Смирнову, а в селе Мелеуз был учитель — Иван Николаевич Данилов. Несмотря на тяжёлые материальные условия, волисполком и волостной отдел народного образования выделили средства на содержание специалиста — артиста Александра Дмитриевича Ермакова, под руководством которого работал народный театр. Бесплатными артистами были учителя, комсомольцы, сельская молодёжь. Центром культурно-просветительной-работы стало здание Кредитного товарищества, затем — кинотеатр им. Н. Крупской. Здесь же были созданы кружки: хоровой, музыкальный, драматический. Особенно активно работал Л. А. Абрамов, М. А. Миронова, A. Г. Рахматуллин, А. И. Филиппов, B. Д. Боков, И. Н. Данилов, М. П. Горшенин, И. А. Дубровский и другие. Спектакли, как правило, ставили бесплатно. На местах, в деревнях, почти при каждой школе под руководством учителя работали драмкружки. Мелеузовские учителя совместно с комсомольцами выезжали или чаще ходили пешком, с концертами и художественной самодеятельностью в Антоновку, Романовку, Тульевку, Дарьевку и другие пункты».
В 1928 году здание бывшей мечети отдано в распоряжение клуба им. X. Ямашева для татаро-башкирской интеллигенции, где работали драмкружки, ставились спектакли. Постановки проходили на «ура» и собирали полные залы зрителей. Татарским самодеятельным театром руководил учитель Абдулла Рахматуллин.
О татарском театре вспоминает Зариф Шакурович Салихов: «…А. Г. Рахматуллин был руководителем самодеятельного театра, который выступал примерно с 1926 года в школе, а с 1928 года — в здании мечети. В Мелеузе состоялся сход по вопросу передачи мечети школе для организации клуба татарской молодёжи. Комсомольцы и молодёжь выдвигали своё требование и аргументировали его тем, что у театра, в который ходит много молодёжи, нет своего помещения, а в мечети бывает уже так мало стариков, что её можно бы и закрыть. Не сразу, но старые люди уступили».
Клуб или «культпросвет», как называли его тогда, носил имя татарского революционера Хусаина Ямашева. Театр, руководимый А. Рахматуллиным, имел огромный успех в Мелеузе и окрестных деревнях. Спектакли обычно устраивали по праздникам и накануне базарных дней. По городу расклеивали афиши.
Любимым спектаклем была пьеса «Галиябану». Главные роли Халила и Галиябану исполняли Абдулла Галиевич и Хуршида Сиразиевна Рахматуллины. В пьесе было много песен, которые они исполняли с большим мастерством.
Хуршида Сиразиевна Рахматуллина на страницах газеты «Путь Октября» в 1986 году вспоминала: «…Ставили спектакли и концерты. Из комсомольцев самыми активными были Зариф и Ибрай Салиховы, Шангарей Баязитов, Б. Ишмеев, Г. Батталов, А. Каримов, С. Гумеров, А. Каримова и другие. Среди любителей — бывший партизан времён Гражданской войны, член партии Ибрай Идрисов и его жена Сафия, Гульсем Тимушева, в будущем жена писателя Авзала Тагирова. Сулпан Бикташев с большим мастерством исполнял женские роли. Участвовали в концертах и спектаклях Нагим Ибрагимов, сотрудник нарсуда, Гульсем Асфандиярова и другие. Ставили произведения драматургов К. Тинчурина «Голубая шаль», Г. Камала «Первый театр», А. Файзи «Асылъ- яр», М. Бурангулова «Башкирская свадьба». Пьеса «Борьба за Красный Урал» была переведена с русского на татарский язык преподавателем русской средней школы А. Г. Рахматуллиным. Он же был руководителем драматического кружка. После его смерти (в 1938 году) кружок распался, многие участники разъехались, и никто не взялся за эту работу».
В целом молодёжь сёл, деревень под руководством заведующих клубами и при активном участии учителей активно занималась политико-просветительской работой. И драмкружки стали одним из самых распространённых видов художественной самодеятельности.
Александр Корицкий.
В статье использованы материалы Мелеузовского историко-краеведческого музея.
Сколько Любовь Николаевна истории на вашем сайте. Спасибо !!!