Село Мелеуз в годы становления молодой республики

Корицкий, А. Село Мелеуз в годы становления молодой республики

/ А. Корицкий. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2019. – 19 марта. – С. 4.

 

   Революционные события, Гражданская война и национальное движение не прошли стороной село Ме­леуз, как и окрестные сёла, деревни, хутора.

   Мелеуз оказался в зоне мяте­жа чехословацкого корпуса, кулацких восстаний и крестьянских волнений, переходя из рук в ру­ки с лета 1918-го по лето 1919 го­да. Белоказаки Дутова, белогвар­дейцы-колчаковцы, сменяя друг друга, наступали и отступали че­рез село, стоящее на стратегиче­ски важной дороге Уфа-Оренбург. Участники Гражданской войны за­бирали продовольствие, домаш­ний скот, в первую очередь лоша­дей. В ходе боевых действий, в том числе партизанских, неоднократно случались пожары, усугубляя бедственное положение населе­ния. Так, 5 мая 1919 года в час дня в селе Мелеуз возник пожар. Огнём уничтожено 250 домов с надворными постройками, причём в ог­не погибло 12 голов крупного ро­гатого скота, 57 голов свиней, 13 голов овец, 3868 голов домашней птицы: кур, гусей, домашнее иму­щество и сельхозинвентарь. Были человеческие жертвы.

   С 26 на 27 мая 1919 года Рабо­че-Крестьянская Красная Армия окончательно установила Совет­скую власть в с. Мелеуз. Летом того же года в селе вспыхнул огромный пожар. Многих и так разорённых войной «он с ног свалил, многие не могли обратно подняться, зимой в холодных лачугах их тиф схоронил», так читаем в воспоминаниях старожила Мелеуза Н. Гаврилова. Перепись населения в 1920 году показывает в селе Мелеуз только 1031 двор и 5785 человек населе­ния – и это через семь лет после по­следней дореволюционной пере­писи – прирост всего около одной тыс. человек.

 

   Огненная стихия периодиче­ски бушевала и в других близле­жащих населённых пунктах. Так, в д. Липовке (бывш. н. п. Парти­занского СП) произошёл пожар, уничтоживший 40 дворов и при­чинивший убыток на сумму один млн. 300 тыс. рублей (того времени). Четыре человека погибли.

   1921 год принёс большую беду. Засуха, голод. Земля горела под ногами, была накалена. От хлеба на поле оставались редкие сте­бельки высотой до 20 см с дву­мя-тремя тощими зёрнышками. Всходы начисто сгорели. Во вре­мя уборки даже серп не приго­дился, стебли выдёргивались с корнем. Жидкий урожай, около восьми пудов, собирали даже не­когда зажиточные семьи. Искали лебеду, кости, древесную кору, сушили и толкли всё это в ступе на «муку» – для «затирухи» (жидкая каша из заваренной «муки» с жа­реным диким луком).

   Председателем Мелеузовского волисполкома (ВИК) в 20-е го­ды был Яков Степанович Коно­нов. В то тяжёлое время под его руководством мелеузовцы стара­лись залечить раны, нанесённые Первой мировой и Гражданской войнами, природными катаклиз­мами. Создавались различные ар­тели, проводилась электрифика­ция, шла поэтапная борьба с массовой неграмотностью. В первые классы за парты садились нарав­не с детьми взрослые и старики.

   Весна 1923 года исключитель­но благоприятствовала хорошему урожаю. А тут как раз подо­спел НЭП – новая экономическая политика. Возникло много част­ных предприятий, одних коже­венных было 16 на село. На базар­ных площадях, а их было четыре, появилось множество лавок, во дворах – заводики, мастерские, маслобойни, мыловарни, колбас­ные цеха. Вместе с этим подни­мался и хозяйский дух. Но выле­зала и оборотная сторона частно­го предпринимательства: разного рода аферисты, фокусники, бродячие циркачи, перекупщики, ма­клеры и др. Разгулялись грабите­ли и конокрады.

 

Культурная жизнь мелеузовцев в первые годы автономии

 

   В 1918 году здание земской би­блиотеки становится клубом им. М. Калинина. В Мелеузе не было профессиональных актёров, но самодеятельность развивали. Более того, специально назна­чали руководителей. Вот как об этом времени вспоминают учи­теля Мелеуза М. А. Миронова и М. С. Иванова: «…Мелеузовский волисполком РКП(б) поручил руководство политико-просвети­тельной работой в волости члену партии, учителю А. И. Смирнову, а в селе Мелеуз был учитель – Иван Николаевич Данилов. Несмотря на тяжёлые материальные усло­вия, волисполком и волостной от­дел народного образования вы­делили средства на содержание специалиста – артиста Александ­ра Дмитриевича Ермакова, под руководством которого работал народный театр. Бесплатными артистами были учителя, комсо­мольцы, сельская молодёжь. Цен­тром культурно-просветитель­ной-работы стало здание Кредит­ного товарищества, затем – ки­нотеатр им. Н. Крупской. Здесь же были созданы кружки: хоровой, музыкальный, драматиче­ский. Особенно активно работал Л. А. Абрамов, М. А. Миронова, A. Г. Рахматуллин, А. И. Филиппов, B. Д. Боков, И. Н. Данилов, М. П. Гор­шенин, И. А. Дубровский и другие. Спектакли, как правило, ставили бесплатно. На местах, в деревнях, почти при каждой школе под руко­водством учителя работали драм­кружки. Мелеузовские учителя со­вместно с комсомольцами выез­жали или чаще ходили пешком, с концертами и художественной самодеятельностью в Антоновку, Ро­мановку, Тульевку, Дарьевку и дру­гие пункты».

   В 1928 году здание бывшей ме­чети отдано в распоряжение клу­ба им. X. Ямашева для татаро-баш­кирской интеллигенции, где ра­ботали драмкружки, ставились спектакли. Постановки проходи­ли на «ура» и собирали полные за­лы зрителей. Татарским самодея­тельным театром руководил учи­тель Абдулла Рахматуллин.

   О татарском театре вспоми­нает Зариф Шакурович Сали­хов: «…А. Г. Рахматуллин был ру­ководителем самодеятельного театра, который выступал при­мерно с 1926 года в школе, а с 1928 года – в здании мечети. В Мелеузе состоялся сход по во­просу передачи мечети школе для организации клуба татар­ской молодёжи. Комсомольцы и молодёжь выдвигали своё тре­бование и аргументировали его тем, что у театра, в который хо­дит много молодёжи, нет свое­го помещения, а в мечети быва­ет уже так мало стариков, что её можно бы и закрыть. Не сразу, но старые люди уступили».

   Клуб или «культпросвет», как называли его тогда, носил имя та­тарского революционера Хусаи­на Ямашева. Театр, руководимый А. Рахматуллиным, имел огромный успех в Мелеузе и окрестных де­ревнях. Спектакли обычно устра­ивали по праздникам и накануне базарных дней. По городу расклеивали афиши.

   Любимым спектаклем была пьеса «Галиябану». Главные роли Хали­ла и Галиябану исполняли Абдулла Галиевич и Хуршида Сиразиевна Рахматуллины. В пьесе было мно­го песен, которые они исполняли с большим мастерством.

   Хуршида Сиразиевна Рах­матуллина на страницах газе­ты «Путь Октября» в 1986 году вспоминала: «…Ставили спектакли и концерты. Из комсомоль­цев самыми активными были За­риф и Ибрай Салиховы, Шангарей Баязитов, Б. Ишмеев, Г. Батталов, А. Каримов, С. Гумеров, А. Каримова и другие. Среди лю­бителей – бывший партизан времён Гражданской войны, член партии Ибрай Идрисов и его жена Сафия, Гульсем Тимушева, в буду­щем жена писателя Авзала Таги­рова. Сулпан Бикташев с большим мастерством исполнял женские роли. Участвовали в концертах и спектаклях Нагим Ибрагимов, со­трудник нарсуда, Гульсем Асфандиярова и другие. Ставили про­изведения драматургов К. Тинчурина «Голубая шаль», Г. Камала «Первый театр», А. Файзи «Асылъ- яр», М. Бурангулова «Башкирская свадьба». Пьеса «Борьба за Крас­ный Урал» была переведена с рус­ского на татарский язык препода­вателем русской средней школы А. Г. Рахматуллиным. Он же был руководителем драматического кружка. После его смерти (в 1938 году) кружок распался, многие участники разъехались, и никто не взялся за эту работу».

   В целом молодёжь сёл, дере­вень под руководством заведующих клубами и при активном уча­стии учителей активно занима­лась политико-просветительской работой. И драмкружки стали од­ним из самых распространённых видов художественной самодея­тельности.

 

Александр Корицкий.

В статье использованы материалы Мелеузовского историко-краеведческого музея.

 

Один комментарий к “Село Мелеуз в годы становления молодой республики”

  1. Сколько Любовь Николаевна истории на вашем сайте. Спасибо !!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *