Ахметшина, А. Здесь прошлое перекликается с настоящим :
историю села Дарьино хранит местный музей
/ А. Ахметшина. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1999. – 23 сентября. – С. 2, 3.
Село Дарьино скрыто от основной трассы и открывается взору как-то стыдливо и недоверчиво. Современные добротные дома, несколько нетипичный проект клуба никак не намекают на то, что этому населенному пункту сегодня без малого 210 лет. Вот что зафиксировано в историческом документе: «…Сорванные с насиженных мест крепостные крестьяне Нижегородской, Пензенской, Рязанской и Симбирской губерний, купленные Д. И. Пашковой у помещиков-крепостников, 7 марта 1790 года остановились на реке Мекетевле и стали строить себе небольшие землянки и хибары. Этот день считается днем возникновения села Дарьино». Об этом сегодня может прочитать всякий, кто побывает в краеведческом музее. Сам факт появления музея стал также одной из страниц, касающихся жизни дарьинцев.
История возникновения музея
Вот что рассказывает основатель музея и недавний бывший его директор Иван Федорович Калмыков: «Как-то ко мне обратились председатель колхоза «Победа» А. И. Шишков и директор Партизанской средней школы А. А. Торгашов, которые попросили меня как председателя сельского Совета восстановить истории колхоза, сельского Совета и создать на основании этих материалов краеведческий музей. Летопись села была написана еще раньше. В ее становлении приняли участие заведующая библиотекой А. II. Бурова, учительница Е. В. Смолина и другие активисты села».
Сегодня как-то не возникает вопрос: почему именно И. Ф. Калмыков взялся за это непростое дело. Тогда, поручив ему начать сбор, систематизировав материалы в строгую хронологию, видимо, уже знали, что Иван Федорович сделает это лучше всех, так как лично он вел в течение 50 лет дневниковые записи по истории села, куда вошли воспоминания людей старшего поколения. Именно благодаря ему были приобретены копии ценных архивных документов из Москвы, Ленинграда, Уфы. Была налажена связь через переписку с бывшими односельчанами, проживающими в разных городах страны.
Но все эти материалы без предметов быта не могли создать полную картину исторического прошлого. Тогда вышли к школьникам с просьбой принести для музея предметы домашнего обихода, одежды, которую те подхватили с энтузиазмом. Лампы, ткацкий станок, фрагменты одежды, иконы, зыбки несли ребята для музея. Было собрано такое большое количество материалов, что срочно потребовалось приличное помещение для их размещения. Как раз к этому времени завершилось строительство Дома культуры, на втором этаже которого и было решено организовать музей. Случилось это в 1987 году.
Каждый экспонат — со своей историей
Некоторые предметы, ставшие экспонатами музея, имели свою удивительную историю и пережили бурные события тех лет. Так, 40-килограммовый колокол, который сегодня помещен под имитированный церковный купол, принадлежал местной церкви. Его мелодичный звон радовал жителей села. Но в 1933 году церковь перепрофилировали в клуб, иконы были сожжены, колокола увезены на переплавку. Но один колокол удалось спрятать. Он потом висел на пожарной каланче и уже звонил сугубо по тревожным дням. А потом и эта служба уже отжила. Так колокол занял свое место в музее. Или бивень мамонта… Его нашли строитель В. Торгашов вместе с сельским учеником в размыве реки. Сейчас он в музее удивляет посетителей своими размерами.
За эти годы собран богатый и ценный материал, который размещен на стендах музея, которые состоят из 14 разделов. Их условно можно назвать «Далекое прошлое села Дарьино», «За власть Советов», «Годы коллективизации», «Великая Отечественная война», «Восстановление народного хозяйства», «Развитие культуры и спорта», «Развитие села и колхоза в 1960-1990 годы», «История школы» и другие.
Каждое имя на стенде рассказывает сегодняшнему посетителю музея о прошлом. И это имя не постороннее.
Так, можно узнать о том, что партизан Николай Иванович Жныкин был участником Блюхерского рейда, избирался первым председателем сельского Совета, был заместителем председателя Мелеузовского волостного исполкома. Умер он в 1929 году в возрасте 37 лет. Также подробно можно узнать об уроженцах села, участниках партизанского движения.
Поражает то, что биографические данные, ставших для сельчан историческими лицами людей, выписаны скрупулезно и точно. В музее имеются в строгой хронологической последовательности списки председателей сельского Совета, колхоза, бухгалтеров, директоров школы, кузнецов, киномехаников и даже конюхов. Для растущего поколения здесь есть все материалы для того, чтобы ощутить себя не манкуртом без прошлого, а правопреемником, продолжателем этой истории.
Поэтому, естественно, Иван Федорович Калмыков, когда встал вопрос о передаче музея другому человеку, сильно переживал. Он хотел, чтобы в музее работал человек надежный, способный не только сохранить накопленный материал, но и дальше пополнять экспонаты. «Музей не терпит людей равнодушных. Здесь нужен подвижнический труд», — считает И. Ф. Калмыков. И музей оказался в надежных руках М. М. Арбузовой.
Вот уже год, как присматривается к работе нового директора музея Иван Федорович. Сегодня он спокоен: музей передан человеку, который работает с душой. И главное, что с удовольствием подчеркивает И. Ф. Калмыков, М. М. Арбузова — человек с большим кругом интересов, образованный, способный вести эту подвижническую работу. Это в ней просматривается с первой встречи. Она приняла музей с 1368 экспонатами, за год приобрела, вернее, в ходе неустанных поисков пополнила музей на 121 экспонат. Среди приобретений музея последнего года Икона Святого Богоприимца.
Икона Святого Богоприимца
Появилась она в музее недавно. А история ее такова. В 1933 году, когда сжигали иконы церкви в Федоровке, Мария Птахина вытащила икону и сберегла. Она передавалась по наследству. Кто-то из наследников хранил ее в красном углу, а кто-то забрасывал вместе с ненужными предметами. А один даже закрывал иконой кадушку с квашеной капустой (икона — нетрадиционно круглой формы). Можете себе представить, что стало бы с иконой, будь она покрыта современной краской! Но секрет ее в том, что краска сохранила первозданный блеск до сих пор, после стольких лет испытаний. Сегодня эта уникальная икона находится в музее. И Марина Михайловна Арбузова готовит се для показа знатокам в Уфе, чтобы определить её ценность.
Икона — не единственная в музее. Их несколько и все они со своей историей, которая не менее интересна. И здесь надо отметить отношение сельчан к музею. Многие передают в дар бесценные семейные реликвии безвозмездно, помогают искать Марине Михайловне их не только в селе, но и по другим адресам. Так, икону Святого Богоприимца нашли в с. Богородское, икону Святых Лавра и Флора, снятую с алтаря Дарьинской церкви, передала Ксения Горбунова.
А недавно коллекция музея пополнилась памятной медалью, выпущенной к 300-летию царствования Романовых, которую нашла в своем дворе Александра Бурова. Медаль редкая, на ней высечены барельефы первого и последнего правителей России с цифрами 1613-1913.
Жилая комната старого образца
Тесно экспонатам уже в имеющихся двух залах. М. М. Арбузова задумала в одном из помещений разместить экспозицию «Жилая комната старого образца», в которой уже есть деревянная кровать, стол, комод, табуретки, сундук и другие предметы жилой комнаты. Мечтает директор музея полностью оформить ее в едином стиле. Многие жители села уже приносят в музей старинную мебель, кружева, рушники, дорожки и другие вещи уверенные, что в музее у них будет иная судьба, чем у тех, что потеряны навсегда Уходя из музея, каждый посетитель наверняка жалеет, что ограничен во времени. Ведь для того, чтобы познакомиться обстоятельно со всеми экспонатами узнать их историю, нужно время, много времени. Поэтому побывав раз, возвращаются сюда снова и снова. Бывают здесь школьники района, жители г.г. Салавата, Кумертау, была съемочная группа «Мосфильма» и сняла документальный фильм, были журналисты из центральных газет республики. Но не это питает подвижнический труд сельчан, бывшего директора музея И. Ф. Калмыкова, нынешнего его руководителя М. М. Арбузову. Они ведут эту работу для тех, кто будет жить завтра на земле. И вывеска в музее со словами «Без прошлого нет настоящего» — является для них жизненным кредо.
Оценка специалиста
Директор Мелеузовского музея Ф. Азнаева оценивает музей как один из многочисленных сельских музеев, в котором собрана большая коллекция по теме «Этнография русского села». Она значительная не только в масштабах района, но и республики. Здесь собраны орудия труда и быта, предметы одежды, убранства жилья, которые характеризуют жизнь села XVIII века. Она высоко отмечает работу И. Ф. Калмыкова и М. М. Арбузовой, сумевших отойти от первоначальной задумки как музея «Боевой и трудовой славы» и создали одну из богатейших коллекций.
А. Ахметшина.