Здесь прошлое перекликается с настоящим

Ахметшина, А. Здесь прошлое перекликается с настоящим :

историю села Дарьино хранит местный музей

 / А. Ахметшина. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1999. – 23 сентября. – С. 2, 3.

 

   Село Дарьино скрыто от основной трассы и открывается взору как-то стыд­ливо и недоверчиво. Современные добротные дома, несколько нетипичный проект клуба никак не намекают на то, что этому населенному пункту сегодня без малого 210 лет. Вот что зафиксировано в историческом документе: «…Сорванные с насиженных мест крепостные крестьяне Нижегородской, Пензенской, Рязанской и Симбирской губерний, купленные Д. И. Пашковой у помещиков-крепостников, 7 мар­та 1790 года остановились на реке Мекетевле и стали строить себе небольшие зем­лянки и хибары. Этот день считается днем возникновения села Дарьино». Об этом сегодня может прочитать всякий, кто побывает в краеведческом музее. Сам факт появления музея стал также одной из страниц, касающихся жизни дарьинцев.

 

История возникновения музея

   Вот что рассказывает основатель музея и недавний бывший его директор Иван Федорович Калмыков: «Как-то ко мне обратились председатель колхоза «Победа» А. И. Шишков и директор Партизанской средней школы А. А. Торгашов, которые попросили меня как председателя сельского Совета восстановить истории колхоза, сельского Совета и создать на основании этих материалов краеведческий музей. Летопись села была написана еще раньше. В ее становлении приняли участие заведующая библиотекой А. II. Бурова, учительница Е. В. Смолина и другие активисты села».

   Сегодня как-то не возникает вопрос: почему именно И. Ф. Калмыков взялся за это непростое дело. Тогда, поручив ему начать сбор, систематизировав материалы в строгую хронологию, видимо, уже знали, что Иван Федорович сделает это лучше всех, так как лично он вел в течение 50 лет дневниковые записи по истории села, куда вошли воспоминания людей старшего поколения. Именно благодаря ему были приобретены копии ценных архивных до­кументов из Москвы, Ленинграда, Уфы. Была налажена связь через переписку с бывшими односельчанами, проживающи­ми в разных городах страны.

   Но все эти материалы без предметов быта не могли создать полную картину ис­торического прошлого. Тогда вышли к школьникам с просьбой принести для музея предметы домашнего обихода, одежды, ко­торую те подхватили с энтузиазмом. Лампы, ткацкий станок, фрагменты одежды, иконы, зыбки несли ребята для музея. Было собра­но такое большое количество материалов, что срочно потребовалось приличное поме­щение для их размещения. Как раз к этому времени завершилось строительство Дома культуры, на втором этаже которого и было решено организовать музей. Случилось это в 1987 году.

 

Каждый экспонат – со своей историей

   Некоторые предметы, ставшие экспона­тами музея, имели свою удивительную ис­торию и пережили бурные события тех лет. Так, 40-килограммовый колокол, который сегодня помещен под имитированный церковный купол, принадлежал местной церк­ви. Его мелодичный звон радовал жителей села. Но в 1933 году церковь перепрофили­ровали в клуб, иконы были сожжены, коло­кола увезены на переплавку. Но один коло­кол удалось спрятать. Он потом висел на пожарной каланче и уже звонил сугубо по тревожным дням. А потом и эта служба уже отжила. Так колокол занял свое место в му­зее. Или бивень мамонта… Его нашли строи­тель В. Торгашов вместе с сельским учеником в размыве реки. Сейчас он в музее удивляет посетителей своими размерами.

   За эти годы собран богатый и ценный материал, который размещен на стендах музея, которые состоят из 14 разделов. Их условно можно назвать «Далекое прошлое села Дарьино», «За власть Советов», «Годы коллективизации», «Великая Отечественная война», «Восстановление народного хозяйства», «Развитие культуры и спорта», «Раз­витие села и колхоза в 1960-1990 годы», «История школы» и другие.

   Каждое имя на стенде рассказывает се­годняшнему посетителю музея о прошлом. И это имя не постороннее.

   Так, можно узнать о том, что партизан Николай Иванович Жныкин был участни­ком Блюхерского рейда, избирался первым председателем сельского Совета, был замес­тителем председателя Мелеузовского воло­стного исполкома. Умер он в 1929 году в воз­расте 37 лет. Также подробно можно узнать об уроженцах села, участниках партизанс­кого движения.

   Поражает то, что биографические дан­ные, ставших для сельчан историческими лицами людей, выписаны скрупулезно и точ­но. В музее имеются в строгой хронологи­ческой последовательности списки предсе­дателей сельского Совета, колхоза, бухгал­теров, директоров школы, кузнецов, киномехаников и даже конюхов. Для растущего поколения здесь есть все материалы для того, чтобы ощутить себя не манкуртом без прошлого, а правопреемником, продолжателем этой истории.

   Поэтому, естественно, Иван Федорович Калмыков, когда встал вопрос о передаче музея другому человеку, сильно переживал. Он хотел, чтобы в музее работал человек надежный, способный не только сохранить накопленный материал, но и дальше попол­нять экспонаты. «Музей не терпит людей рав­нодушных. Здесь нужен подвижнический труд», – считает И. Ф. Калмыков. И музей оказался в надежных руках М. М. Арбузо­вой.

   Вот уже год, как присматривается к ра­боте нового директора музея Иван Федоро­вич. Сегодня он спокоен: музей передан человеку, который работает с душой. И глав­ное, что с удовольствием подчеркивает И. Ф. Калмыков, М. М. Арбузова – человек с большим кругом интересов, образованный, способный вести эту подвижническую рабо­ту. Это в ней просматривается с первой встре­чи. Она приняла музей с 1368 экспонатами, за год приобрела, вернее, в ходе неустанных поисков пополнила музей на 121 экспонат. Среди приобретений музея последнего года Икона Святого Богоприимца.

 

Икона Святого Богоприимца

   Появилась она в музее недавно. А исто­рия ее такова. В 1933 году, когда сжигали иконы церкви в Федоровке, Мария Птахина вытащила икону и сберегла. Она переда­валась по наследству. Кто-то из наслед­ников хранил ее в красном углу, а кто-то забрасывал вместе с ненужными предме­тами. А один даже закрывал иконой ка­душку с квашеной капустой (икона – не­традиционно круглой формы). Можете себе представить, что стало бы с иконой, будь она покрыта современной краской! Но секрет ее в том, что краска сохранила первозданный блеск до сих пор, после стольких лет испытаний. Сегодня эта уникальная икона находится в музее. И Ма­рина Михайловна Арбузова готовит се для показа знатокам в Уфе, чтобы определить её ценность.

   Икона – не единственная в музее. Их несколько и все они со своей историей, которая не менее интересна. И здесь надо отметить отношение сельчан к музею. Многие передают в дар бесценные семейные реликвии безвозмездно, помогают искать Марине Михайловне их не только в селе, но и по другим адресам. Так, ико­ну Святого Богоприимца нашли в с. Богородское, икону Святых Лавра и Флора, снятую с алтаря Дарьинской церкви, пе­редала Ксения Горбунова.

   А недавно коллекция музея пополни­лась памятной медалью, выпущенной к 300-летию царствования Романовых, ко­торую нашла в своем дворе Александра Бурова. Медаль редкая, на ней высечены барельефы первого и последнего прави­телей России с цифрами 1613-1913.

 

Жилая комната старого образца

   Тесно экспонатам уже в имеющихся двух залах. М. М. Арбузова задумала в одном из помещений разместить экспозицию «Жилая комната старого образца», в которой уже есть деревянная кровать, стол, комод, табуретки, сундук и другие предметы жилой комнаты. Мечтает директор музея полностью оформить ее в едином стиле. Многие жители села уже приносят в музей старинную мебель, кружева, рушники, дорожки и другие вещи уверенные, что в музее у них будет иная судьба, чем у тех, что потеряны навсегда Уходя из музея, каждый посетитель наверняка жалеет, что ограничен во времени. Ведь для того, чтобы познакомить­ся обстоятельно со всеми экспонатами узнать их историю, нужно время, много времени. Поэтому побывав раз, возвраща­ются сюда снова и снова. Бывают здесь школьники района, жители г.г. Салавата, Кумертау, была съемочная группа «Мос­фильма» и сняла документальный фильм, были журналисты из центральных газет республики. Но не это питает подвижни­ческий труд сельчан, бывшего директора музея И. Ф. Калмыкова, нынешнего его руководителя М. М. Арбузову. Они ведут эту работу для тех, кто будет жить завт­ра на земле. И вывеска в музее со слова­ми «Без прошлого нет настоящего» – яв­ляется для них жизненным кредо.

 

Оценка специалиста

   Директор Мелеузовского музея Ф. Азнаева оценивает музей как один из мно­гочисленных сельских музеев, в котором собрана большая коллекция по теме «Эт­нография русского села». Она значитель­ная не только в масштабах района, но и республики. Здесь собраны орудия труда и быта, предметы одежды, убранства жи­лья, которые характеризуют жизнь села XVIII века. Она высоко отмечает работу И. Ф. Калмыкова и М. М. Арбузовой, су­мевших отойти от первоначальной задум­ки как музея «Боевой и трудовой славы» и создали одну из богатейших коллекций.

А. Ахметшина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *