Бурангулов, Н. Судьба башкирского сэсэна
/ Н. Бурангулов. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1989. – 24 октября. – С. 2.
(Фото 30-х годов).
Широкое празднование в республике 100-летия со дня рождения народного сэсэна Башкирии Мухаметши Бурангулова возродило интерес к его творчеству у многих. И не случайно. В годы культа личности было сделано все, чтобы предать забвению имя писателя, его талантливые произведения, отражающие самобытность, национальный дух башкирского народа.
С большим успехом в театрах республики идут две его пьесы. Сибайский башкирский Драмтеатр осуществил постановку пьесы М. Бурангулова «Башкорт туйы» («Башкирская свадьба»). Начиная с декабря прошлого года, спектакль был показан зрителям многих городов и районов республики, в том числе города Уфы. С таким же успехом гастролирует по республике со спектаклем «Шэурэкэй» по пьесе М. Бурангулова Салаватский драматический театр. Посмотреть выступления этого коллектива имели возможность и мелеузовцы.
В институте истории, языка и литературы Башкирского научного центра Уральского отделения АН СССР готовится к изданию двухтомник «Избранные произведения М. Бурангулова».
Повышается интерес и к личности писателя, к страницам его биографии, связанной с тяжелыми годами репрессий. Расширить наше представление о них помогут воспоминания его сына Нажиба Мухаметшеевича Бурангулова.
Воспоминание об отце
Родился отец еще в девятнадцатом веке – 15 декабря 1888 года. Став сиротой в одиннадцать лет, воспитывался у братьев, рано узнал нужду, но учился в земской школе, затем и в медресе. А приходило лето — работал. Кем только ни доводилось ему быть: и приемщиком на мельнице, и даже учителем у казахских ребятишек. Так, окончив Каргалинское медресе, уже в ту пору отец начал собирать башкирский фольклор, однако чувствовал, что образования не хватает. Желая продолжить его, он вновь возвращается в Оренбург.
Окончено медресе «Хусания», и он — учитель, затем инспектор отдела народного образования, опять учитель и, наконец, в 1938 году он получил приглашение на работу в Башкирский научно-исследовательский институт языка и литературы, где долгие годы вел научно-исследовательскую работу по фольклору.
А вот писать, пробовать перо отец начал значительно раньше. Еще в 1917 году написал свою первую пьесу «Ашкадар», которую затем поставили самодеятельные артисты. Вспоминают такой случай. Пьесу играли студенты института народного образования. Главную роль Танхылу исполняла студентка Сагида Рашитова. Успех превзошел все ожидания, а наутро преподаватели института во всех учебных журналах сменили ее имя Сагида на Танхылу, таким искренним было восхищение талантом Рашитовой. Известный актер татарского тетра, в те дни секретарь института, Исхак Амматов посоветовал:
— Возможно, Вы станете неплохой учительницей, Танхылу. Но Вы родились артисткой. Идите этим путем.
Когда в 1924 году была создана башкирская передвижная труппа, Рашитова была в нее приглашена. Впоследствии она стала народной артисткой республики. Сегодня ей 84 года, живет в Уфе и с тех времен она стала Танхылу Рашитовой.
Эти годы оказались для отца плодотворными. Он написал еще несколько пьес. К слову, одна из них «Башкорт туйы» («Башкирская свадьба»). Она не сходила со сцен многих театров вплоть до сороковых годов.
В 1924 году мы жили в его родной деревне Верхне-Ильясово Красногвардейского района Оренбургской области. И вот отец решил сменить место жительства. Вместе с братьями и еще некоторыми сельчанами присмотрели они небольшое местечко, где до революции жил помещик. Здесь и земля была плодородной, и природа оказалась щедрой, но особенно понравилась всем дубовая роща, которая называлась «Буляк». Наше селение так и назвали «Буляк». А совсем скоро в округе все уже знали отца не только как писателя, но и заядлого охотника. Возле него в эту пору всегда было много людей, а он записывал их рассказы, песни, легенды, передаваемые из поколения в поколение.
Прослышал однажды отец, что есть где-то человек, который знает много народных преданий. Тут же собрался в путь. Положив в сани овцу, поехал… А когда вернулся через несколько дней домой, мать спросила:
— Нашел своего старика? Нашел, — отвечал отец. — Только очень уж он беден, оставил ему овцу в подарок.
Думаю, что мать вряд ли обрадовало это известие: за какую- то песню нужно дарить овцу, но с отцом согласилась.
Пролетела зима, пришло лето. Я тогда учился в начальной школе в соседней деревне Абдуллово, где учительствовал Габбас Давлетшин. Однажды он привез к нам гостей. А ими оказались известный писатель Губай Давлетшин с женой Хадией, в будущем тоже писательницей, автором любимого народом романа «Иргиз».
Однажды, когда утром пили чай, Губай-агай говорит отцу:
— Мухаметша-агай, здесь действительно райские места, ну прямо как курорт, и все же я рекомендую тебе переехать в Башкирию. Там легче будет тебе заниматься и творческой деятельностью, и издавать, а пьесы ставить в театрах. Убедил отца.
И вот в 1924 году мы переехали из Буляка в деревню Тюляково Мелеузовского района Башкирии. Отец стал работать учителем и не забывал о своем пристрастии писать. Продолжал собирать фольклорный материал. Любовь к устному народному творчеству занимала у него все свободное время. Создал много легенд, песен, кубаиров, сказок и причитаний — своего рода эпических памятников. Особенно важен в этом отношении его труд «Башкирские легенды».
Помню, было это в 1926 году. Прибежав с улицы домой, я вдруг услышал, что отец ссорится с мамой. Прислушался. Оказалось, мать недовольна тем, он вновь уезжает собирать народные предания, а так как денег на поездку нет, нужно продавать телку. Дело осложнялось том, что именно, ее мать хотела оставить в хозяйстве взамен совсем старой коровы. Ничего не помогло. Телку отец все-таки продал в Мелеузе на базаре, а сам уехал, теперь бы назвали — в творческую командировку.
Но отец был не только собирателем-фольклористом, но и чутким литературоведом, обладавшим высоким эстетическим вкусом.
Он был фанатически предан своему делу и никогда не стоял в стороне от жизни сельчан.
Активно участвовал в коллективизации, вначале помогал создавать в селе комитет бедноты, затем — сельскохозяйственную артель. Именно он помог отобрать у кулаков прибыли за паромную переправу через реку Белую, а доходы перевести в комитет бедноты. На эти деньги потом приобретался необходимый сельхозинвентарь, даже машины, а когда в 1929 году в деревне была организована сельхозартель, первый в нее вступил именно он — Мухаметша Бурангулов. В будущем она переросла в колхоз с символическим названием «Пробуждение».
Жизнь продолжалась. Люди все больше приобщались к искусству. Именно в то время с другими писателями отец упорно развивал тенденции башкирского сценического искусства. В этот период появляются его драматические произведения «Буранбай», «Салим Кантон». «Прокурор», «Ялан йэркэй», «Шэурэкэй», «Таштугай», «Башкорт туйы» и другие. Все эти пьесы написаны в Мелеузе.
Позже этот перечень был дополнен пьесами, посвященными темам революционной борьбы, колхозного строительства, победы советского народа в Великой Отечественной войне. Все это время отец готовил к печати собранный им фольклорный материал. И, как справедливо считают многие, наиболее удались ему «Кубаиры в Великой Отечественной войне». В 1944 году Мухаметша Бурангулов был удостоен высокого звания народного поэта-сэсэна Башкирии. Еще добавлю, что отец в начале тридцатых годов переехал жить в Мелеуз и работал учителем башкирского языка и литературы в башкирской школе, которая тогда размещалась а одноэтажном деревянном доме на берегу Мелеузки. А жили мы по улице Смоленской, дом № 2.
Но наступили в жизни моего отца иные времена. В 1950 году по ложному доносу он был репрессирован. С трудом восстанавливал свое доброе имя, даже после того, как в 1956 году был освобожден. Тогда же с места заключения московская комиссия рекомендовала отцу, чтобы с приездом в Уфу, дабы получить полную реабилитацию, обратился в судебные органы, которые должны были полностью восстановить его права. Но не так все было просто в те времена. Отца не печатают, все чаще слышит он в свой адрес гнусную клевету. Отец обратился с письмом к бывшему первому секретарю башкирского обкома т. Нуриеву. Но, к сожалению, не только помощи, но даже ответа на свое письмо не получил.
Вот тогда-то и написал он в ЦК КПСС Н. С. Хрущеву обстоятельное письмо. А через несколько дней получил от него ответ о том, что его письмо направлено для разбирательства Генеральному прокурору СССР.
Отцу трудно было справиться с волнением, когда, наконец, пришел такой ответ: «Дело по обвинению гражданина Бурангулова Мухаметши Абдрахмановича, 1888 года рождения, писателя, по протесту заместителя Генерального прокурора СССР пересмотрено Президиумом Верховного Суда Башкирской АССР 30 октября 1959 года. Постановление от 18 октября 1950 года в отношении Бурангулова М. А. отменено и делопроизводством прекращено за отсутствием состава преступления».
Шесть лет лишения свободы, горе и слезы, а состава преступления нет. Горький парадокс. Казалось бы, теперь отец вправе ожидать лучшего отношения к себе, но справедливость восстанавливалась с большим трудом. И все-таки в этом же 1959 году постановлением Союза писателей он был восстановлен в правах члена писателей СССР, вернули ему также звание башкирского народного сэсэна. Словом, полностью реабилитировали.
Теперь отцу очень нужен был душевный покой. А прийти к этому он мог лишь, занявшись любимой работой. К сожалению, но этом пути отец все еще встречал сопротивление различного рода бюрократов, да и просто колодное отношение со стороны тех, кто в те времена занимал высокие посты. В своем письме на имя первого секретаря областного комитета партии т. Нуриева он писал (это у него второе письмо): «… что же остается мне делать? Мне уже 72 года. Остаток своей жизни я котел бы посвятить работе на пользу народу. Этого от меня требуют партия, народ… После моего ареста прокурор района Агзат Валеев, применив недозволенные провокационные приемы к моей жене, выселил ее из квартиры, поселившись туда сам. Она не смогла забрать даже мебель и библиотеку. Живем мы сейчас в маленькой комнатушке, но я не жалуюсь. Только бы дали спокойно жить и работать… По случаю сорокалетия Башкирского государственного академического театра его директор т. Вахитов написал статью, где подробно описал развитие театра, даже упоминается творчество еще нереабилитированного писателя Хабибуллы Габитова, эмигранта Фаткилькадира Сулейманова. Называлось в статье и мое имя. Она была опубликована в январском номере журнала «Литература Башкирии» за 1960 год. К сожалению, та часть статьи, где шла речь обо мне и моих пьесах, оказалась вычеркнутой заведующим отделом обкома КПСС т. Г… Был и другой случай. Министр культуры республики т. Вахитов назначил мне день для заключения договора о принятии моей пьесы «Таштугайская трагедия», но свалив все опять же на т. Г., отказал мне в этом… Если у меня в работе есть недостатки, то нужно сказать мне об этом прямо. Словом, видеть одного своим, другого чужим и необоснованно обижать человека не надо бы. Перед советским законом все равны… Очень прошу Вас оградить меня от нападок унижения и оказать помощь признании моих литературных трудов…».
Ответа на свое письмо отец на дождался. Правда, и в эти трудные дни была в его жизни радость- правление Союза писателей Башкирии выделило ему в Уфе на улице Мингажева, 125 двухкомнатную благоустроенную квартиру, в которой он и жил.
Отец не дождался перемен. Он не дожил до наших дней, когда свежий ветер обновления коснулся самых затхлых уголков, возродился интерес к творчеству башкирского народного сэсэна. Свидетельство тому проведенный в декабре прошлого года юбилей — 100-летие со дня рождения. Этот юбилей, проведенный общественностью Башкирии в Уфе, многочисленные публикации в центральной, областной печати были большим праздником для башкирской литературы и народа, который это торжество встретил с большой радостью. А перед юбилеем 26 октября года в газете «Советская Башкирия» писатель Газим Шафиков выступил с большой статьей, озаглавленной «Он сберег память народа…». Приведу из этого емкого материала одну лишь маленькую выдержку — «… Все мы прекрасно знаем, что самые ценные, самые древние и характерные для башкирского народа памятники сохранены для нас именно М. Бурангуловым, его подвижнической деятельностью и преданностью своему делу. И этого у него не отнимешь! Я имею в виду прежде всего такие выдающиеся памятники древности, как «Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым», «Алпамыша» и некоторые другие. Никаким другим словом, как самоотверженный творческий подвиг, великое дело жизни, я это назвать не могу…».
Хочу напомнить, особенно молодым читателям, что мой отец был фактически старейшиной башкирской советской литературы. Первые его публикации появились на страницах различных изданий еще в 1914 году, и до конца своей жизни он не выпускал перо из рук. Он является автором тридцати двух пьес.
Хочется верить, что все это поможет современникам объективно оценить его литературное наследие.
Н. Бурангулов.
На снимке: М. Бурангулов.
Бурангулов, Н. Судьба башкирского сэсэна
/ Н. Бурангулов. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1989. – 26 октября. – С. 2.
На снимке: М. А. Бурангулов с женой 3. А. Бурангуловой и внуками. 1949 г.
Виновным себя не признал
Арест
10 апреля 1950 года. Как обычно, отец сидел за своим письменным столом допоздна. В этот день он работал особенно усердно — завтра надо было отдать в редакцию «Совет Башкортостаны» заказанный ему материал по фольклору. Уже второй час ночей. Вдруг раздался звонок. Отец пошел открывать. За дверью стояли трое мужчин. Даже не поздоровавшись, прошли в квартиру. Объявили, что они из НКВД, и предъявили отцу ордер на арест. Двое, тут же начали обыск. Чуть ли на до утра они копались в библиотеке, перерыли все, изъяли рукописи и другой материал. Утром отца увезли.
Это был уже четвертый арест. По рассказам и записям отца, в 1920 году его арестовали якобы за связь с буржуазно-националистическим правительством Заки Валидова, но вскоре освободили из-за отсутствия вины. Взяли под стражу во второй раз в 1930 году по тому же самому обвинению. Арест также был непродолжительным. Подошел самый страшный 1937 год. В те дни люди боялись даже своей тени. О творимых беззакониях, массовых арестах и расстрелах ни в чем неповинных не могли даже словом обмолвиться.
Отца забирают в третий раз по ложному обвинению в национализме, связи с валидовщиной и т. д. Доносчики и клеветники, которые ненавидели отца за его творческий взлет и успехи, радовались: теперь-то уж обратной дороги тебе не видать. А он, как ни в чем небывало, через несколько месяцев вернулся домой. Все-таки доказать его вину опять не удалось. И в четвертый свой арест отец не терялся, верил в справедливость.
Созданные решением ЦИК СССР так называемые органы суда «тройка», «особое совещание» действовали в то время очень уверенно, плодотворно. Работали они закрыто, без участия свидетелей и защиты. В течение часа пропускали десятки дел, бесчеловечно обходились с судьбами невинных людей, отправляли тысячами в лагеря, приговаривали многих к расстрелу.
Во внутренних тюрьмах НКВД содержались узники, арестованные только по политическим мотивам, или, как их тогда окрестили, «враги народа». В камеры, рассчитанные на 5-6 человек, напихивали по 15-20. Ни сесть нормально, ни поспать. Время летнее, но несмотря на это, топились печи. Арестованные все голые, в поту, дышать нечем.
Люди хотят пить, умоляют, чтобы им дали воды, но бесполезно. Это тоже составляло часть наказания.
На допросы вызывают через каждые 2-3 часа. «Враги народа» показания давали стой. Не согласен с предъявленным обвинением значит, будешь так вот стоять до конца. Многие не выдерживали, падали, тогда их волокли назад в камеру. Немного погодя — вновь допрос.
Не каждый мог до конца сопротивляться, вспоминал отец, — обессилев от истязаний и отчаяния, люди подписывали бумаги.
Сам он всегда отвечал следователю, что предъявленное ему — клевета. «Ты враг народа, твоя статья — 58-я, срок 10 лет», — назойливо повторялось на допросах. Несмотря на преклонный возраст — отцу тогда было 62 года — он не поддался уловкам следователя, все обвинения отвергал. «Перед партией и народом моя совесть чиста» — эта мысль постоянно поддерживала его, как он рассказывал впоследствии.
Через несколько месяцев в вагонах «товарняка» большую группу осужденных отправили в Сибирь. После долгой дороги их высадили на станции Тайшет и колоннами повезли в глубь тайги.
Недруги отца — некоторые писатели, поэты, работники культуры и науки восторжествовали, решили воспользоваться его литературными работами. Например, поэт Д., сделав некоторые перестановки, изменив немного сюжет и имена действующих лиц пьесы отца «Башкорт туйы» («Башкирская свадьба»), «создал» другую, под другим названием. В академическом театре драмы она шла с успехом несколько лет. Об этой афере — иначе не назовешь — прекрасно знали и в самом театре, и в министерстве культуры, но промолчали, боялись защитить права отца, ведь он осужден и сослан в Сибирь как враг народа. А некоторая часть этих интеллигентов на фольклорном материале отца защитила диссертации на звания ученой степени.
В лагере
В лагере, куда привезли отца, отбывали наказание исключительно по политическим мотивам бывшие руководители партийных и советских органов, деятели культуры и науки, осужденные на длительные сроки.
В бараке соседом отца (их койки были рядом) оказался осужденный на 25 лет бывший профессор санитарно-лечебной части Кремля Маслов, которого обвинили по делу М. Горького. Этот срок он получил лишь за один укол, сделанный Горькому якобы умышленно, с целью ухудшения здоровья писателя. В момент приезда сюда отца он отсидел уже 13 лет.
Узники лагеря были почти все уже преклонного возраста, но работали в тяжелых условиях, выполняли исключительно физический труд на лесозаготовке, строительстве железной дороги. Еда — миска баланды из гнилой картошки и капусты да хлеб, почти не отличающийся от блокадного. На работу выгоняли всех, даже слабых и больных, которые едва волочили ноги. Они старались не отставать от других, потому что знали: если что не так, убьют, а потом приготовят акт о несчастном случае во время работы. Так шли месяцы, заключенные переносили все тяготы и унижения, жаловаться было некому.
Однажды пропал сосед отца профессор Маслов. Его вызвали в дежурку, и он не вернулся. Ходили всякие слухи: что его перевели в другой лагерь, что он в карцере, что освободили. Прошло около месяца, а его все нет. Как-то после работы отец пошел в санчасть и вдруг своим глазам не поверил… В белом халате ведет прием больных профессор Маслов. Выглядел он хорошо. А ведь, до этого тоже трудился с ними на лесозаготовках.
Позже он рассказал все отцу: — Вызвали меня, выдали новую одежду и куда-то повезли, ничего не сказав. Приехали в какой-то город, заходим в большое здание. Я решил, что это госпиталь — пахнет лекарствами, ходят люди в белых халатах и военной форме. Входим в палату, где лежит только один больной. Им оказался начальник управления лагерей Дальнего Востока и Сибири в чине генерала. Познакомили меня с его историей болезни и говорят: «Консилиум специалистов пришел к выводу, что генералу срочно надо делать. операцию. Это по вашей специальности и поэтому операцию поручаем вам». От неожиданности я растерялся и отвечаю: «Хирургической практикой не занимаюсь уже много лет и, потом, вам должно быть известно, за что я отбываю срок».
«Я вам верю и надеюсь на хороший исход, — заговорил уже сам больной. — В случае же неудачи вас не накажут, я подпишу бумагу на этот счёт», — продолжал он.
Через некоторое время после того, как профессор поправился, пришел в «форму», была сделана операция, причем удачно и профессионально четко. Маслов о какой бы то ни было мести не думал, он был прежде всего человеком и хорошим специалистом-медиком, преданным своему делу. Генерал не забыл его, назначил ведущим врачом санчасти лагеря.
К больным профессор относился по-человечески, всячески старался поправить их здоровье, слабых из зоны на работу не выпускал.
Подошел 1953-й год. Отец вспоминал:
— Обычно после утреннего туалета народ торопился в столовую на завтрак. А в то утро на территории лагеря творилось что-то непонятное. Одни о чем-то громко говорят, другие смеются и странно ведут себя. В эти минуты никому словно не было дела до других. Каждый сам по себе плакал или смеялся, выкрикивал ругательства или ликовав как выяснилось, стало известно о кончине Сталина. Все ломали голову, кто же заменит его? Хотелось немедленно связаться с внешним миром, узнать все, что творится на воле. А это было невозможно. Передать что-то через освободившихся — тоже исключено. Их одевали в новую одежду. Старая оставалась здесь.
Но связаться с новым руководством было крайне необходимо. В те дни освобождалась одна женщина, она согласилась на свой риск вынести и вручить адресату коллективное письмо политзаключенных в ЦК КПСС. К счастью, замысел удался. Это мы поняли потому, что в лагерь зачастила московская комиссия.
Происходили заметные изменения в режиме, питании заключенных и т. д. Мы стали чувствовать себя более свободно, появился какой-то проблеск надежды.
Примерно через полгода опять приехала представительная комиссия из Москвы. Стали вызывать на беседы некоторых заключенных. Вызвали и отца. Ему сообщили о том, что тщательный пересмотр его дела подтвердил, что его осудили незаконно. Тут он конкретно убедился в действии коллективного письма. «Как только освободитесь, обязательно обратитесь с заявлением об окончательной реабилитации в областные судебные органы», — наказали ему. Он не сразу отреагировал на услышанное, был потрясен, как и все. Немного погодя пришел в себя и стал с нетерпением ждать радостного дня освобождения.
В составе той самой комиссии отец узнал одного из бывших заключенных, который в течение месяца находился в их бригаде. Потом он узнал, что многие члены этой комиссии, действительно, находились в лагере на правах заключенных для сбора материала, подтверждающего указанные в письме факты. Настал долгожданный день 12 мая 1956 года. Шестидесятивосьмилетний узник, терявший здоровье, инвалид группы, отсидев без вины 6 лет вернулся в родной город Уфу.
В коридоре, в старенькой фуфайке, в сапогах, с котомкой за плечами стоял обросший, измученный старик, вспоминала мать о приезде отца. Не сразу узнала она его… Прошел в комнату и рухнул на кровать. Кормила его через каждые 2-3 часа днем и ночью. Встанет, бывало, и умоляюще взглянет в глаза — просит еду.
На свободе, но во власти бюрократов
После короткого отдыха отец решил действовать, как ему было рекомендовано. С заявлением на руках он отправился в Верховный суд республики. Он надеялся, что его расспросят и отнесутся с уважением и пониманием. Но не тут-то было. Прием был ледяным, разговор как таковой не состоялся. Оставив заявление, он стал ждать ответа. Прошло время, а его нет. Неоднократно ходил он в суд, обращался в прокуратуру республики — то же самое.
На него смотрели по-прежнему как на врага народа. Каждый боялся испортить свою репутацию, карьеру. Отцу до глубины души было обидно, он не мог понять всего, что происходит. Не дремали и его недоброжелатели. В то время доносчики и подхалимы были ещё в почете. Искать, а тем более найти справедливость было трудно.
Оставалось одно – обратиться за помощью в ЦК КПСС. Тогда-то мы с отцом написали обстоятельное заявление на имя первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева.
Таков финал этой печальной, даже трагической истории. Несмотря на тяжелые испытания, унижения, отец не терял бодрости духа и оптимизма, не отказался от любимого дела, продолжал трудиться и бороться за свои творческие и научные принципы. Однако нападки клевета не ушли из его жизни. Литературные материалы отца так же не печатались, пьесы не ставились театрами. Оказывали свое действие пресловутые ярлыки «валидовщика», «националиста», «врага народа». Люди, призванные обратить внимание на его литературные труды, оказались чрезвычайно трусливыми.
В течение десяти лет после освобождения из мест заключения он искал пути выхода из тупика, искал справедливость. Все это подрывало силы, здоровье. После продолжительной и тяжелой болезни 9 марта 1966 года отец скончался в Уфе.
Прошло столько лет, но не уходит из сердца обида. Почему имена всех тех доносчиков, клеветников до сих пор остаются в секрете? Теперь-то, в годы гласности и демократии, народ должен знать обо всем.
Как сын, я горжусь своим отцом, безмерно счастлив, что наконец-то его по-настоящему поняли, как писателя, обогатившего творчеством родную культуру, а значит и свой народ, старавшегося сохранить его историю, его поэтическую память. Научная конференция, торжественный вечер, посвященные 100-летию со дня рождения отца, многочисленные публикации в газетах и журналах, радио и телепередачи о нем — и есть первые шаги в этом направлении.
Нажип Бурангулов.