А вы знаете, каким он был учителем?!

Хамзина, Р. А вы знаете, каким он был учителем?!

/ Р. Хамзина, Муратова. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2004. – 3 августа. – С. 3.

 

   Если бы безжалостная смерть не выр­вала из наших рядов Булата Рафико­ва, то завтра, 4 августа, ему исполнилось бы 70 лет. Я его ученица и по праву памяти хочу рассказать каким же Учителем был Булат Загретдинович – любимейший наставник, если не всех, то очень многих. Он препода­вал в Юлдашской средней школе уроки рус­ского языка и литературы. Супруга его, Лина Хасановна, также вела этот предмет, была моим классным руководителем.

   Память возвращает меня к тем далеким уже годам – к началу 60-х…

   В деревне Юлдаш был открыт интернат для детей из соседних населенных пунктов. Учащиеся из более чем 15 деревень име­ли разный уровень знания, воспитания. Как же надо было ра­ботать дорогим моим учителям, чтобы дети, оторванные от родных очагов, не чувствова­ли себя одинокими, не скучали по дому. Не было в школе ни телевизора, ни радио, ни большой библиотеки, зато работали кружки, которыми руководили энтузиасты. Всех сво­их учителей, ныне здравствующих и ушед­ших в мир иной, я помню и склоняю перед ними голову.

   Булат Загретдинович выделялся даже среди самых любимых наших учителей. Не повышал голоса, тем более не срывался на крик, хотя на уроках спрашивал строго. Бу­лат агай много читал, самые интересные места прочитанных им книг читал нам вслух. Радовался, когда мы просили книги из их личной библиотеки (только став студентом, я поняла настоящую цену этих книг, кото­рые покупались на последние студенчес­кие копейки).

   Булат агай был первым «живым» поэтом, которого мы видели. А в школе было много учеников, которые сочиняли стихи. Булат Загретдинович создал литературно-драматический кружок, которым был поставлен спектакль по пьесе «Дочь бакенщика» о со­бытиях гражданской войны. Меня сегодня, уже с высоты прожитых лет, удивляет тот факт, как Булат агай сумел привлечь к рабо­те кружка самых «хулиганистых» мальчиков – ведь работал он тогда в школе чуть более месяца. Роль белого офицера играл Минигали Курамшин, которого побаивались даже юноши постарше его. Минигали блестяще исполнил роль жестокого офицера и «вырос» в глазах учителей и учеников. Трудная задача стояла перёд мальчиками – артис­тами. Одно дело, когда тебе ставят на вид за недостойное поведение на общешколь­ных линейках. А если тебя похвалили на ли­нейке за хорошо исполненную роль? Неуже­ли уважающий себя мужчина допустит, что­бы б нем говорили плохо?

   Булат Загретдинович никогда в кружок не опаздывал. И в снег, и в дождь мы зна­ли: занятия кружка состоятся. Жил он дале­ко, а улицы не освещались, осенью по ним и днем было трудно ходить. Но он, наверное, знал, что литературный кружок – самый лю­бимый кружок учащихся…

   О патриотическом воспитании молоде­жи и ныне говорится много. И опять вспо­минаю дружинный сбор, посвященный памяти Зубая Утягулова, бывшего директора Юлдашской школы. У костра Булат агай рассказывал биографию Зубая Утягулова и его подвигах в годы Великой Отечествен­ной войны, за что ему было присвоено вы­сокое звание Героя Советского Союза. Затаив дыхание, мы слушали Булат агая и каждое его слово впечаталось в нашу па­мять. Я как будто и сейчас вижу Булат агая и слышу его речь, чувствую его волнение. Да, для нас этот костер стоит нескольких шаблонных классных часов по патриотичес­кому воспитанию. Я сейчас поражаюсь смелости моих учителей, решившихся вес­ти около 200 учащихся ночью, в лес, на кос­тер. Но костер того стоил…

   Не вызывает удивления тот факт, что уче­ники Булата Загретдиновича и Лины Хаса­новны стали журналистами, учителями язы­ка и литературы. А остальные учащиеся, выбравшие далекие от литературы профессий, сохранили в душе «святую к поэзии любовь».

   Лично я сама мечтала стать агрономом, не совсем ясно представляя особенности этой профессии. Моя бабушка Магмура зна­ла силу каждой травы, свято верила, что у каждого растения живая душа. Все это пе­редалось, наверное, и мне, вечной ее спут­нице. Но желание стать учителем, как мои учителя Булат Загретдинович и Лина Хаса­новна, было сильнее. Это желание и увле­чение поэзией привело меня после окончания школы в пединститут.

   Вновь встретились мы с Булатом Рафи­ковым, когда я работала в Сарышской шко­ле и была уже матерью двух сыновей. Не ученица 8 класса с длинными косами, а располневшая женщина с короткой стрижкой стояла перед Булат агаем и не знала, как начать разговор. Булат Загретдинович при­ехал на августовскую конференцию учителей (мои коллеги, наверное, помнят его бле­стящую речь). К моему удивлению, Булат агай узнал меня. Он помнил имя, фамилию, даже то, что я не уроженка д. Юлдаш, а из соседней деревни.

   Встречались на районных курултаях, со­вещаниях, один раз на республиканской кон­ференции. Последний раз встретилась с любимыми учителями в Юлдашской сред­ней школе, где была организована встреча, имела возможность сказать, какую роль иг­рали Булат Загретдинович и Лина Хасанов­на в судьбе учащихся моего поколения и лично в моей.

   Со мной на встречу приехали члены ли­тературного кружка. Стихи ребят, особенно стихи Гульназ Мусиной, очень понравились Булату Загретдиновичу.

   А потом… А потом не стало Булат агая. Прощаться с ним приехали все его бывшие ученики, все, кто знал, слышал это Печаль­ное известие.

   Булат агай очень хотел приехать в дерев­ню Иштуган, встретиться с учениками, с жи­телями деревни, но наша мечта не сбылась.

   На встрече, посвящённой Дню памяти Булата Рафикова, Лина Хасановна сказала, что дух Булата Рафикова она чувствует око­ло его могилы в деревне Давлеткул и здесь, в Иштугане.

   Иногда я думаю, каких бы высот в деле воспитания достиг Булат агай, если бы ос­тался учителем. Но он был и остается Учи­телем не только одной школы, но и всей рес­публики. Ведь и у писателя, и у учителя одна задача сеять разумное, доброе, вечное.

Роза Хамзина (Муратова),

учительница Иштуганской средней школы.

 

На снимке: Б. 3. Рафиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *