Хранители истории

Колобова, Т. Хранители истории / Т. Колобова ; фото А. Корицкого.

– Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2009. – 11 августа. – С. 2.

 

 

   Сегодня – 90 лет со дня образования архивной службы Республики Башкортостан.

 

   Архивный отдел г. Мелеуз – один из наиболее крупных в республике, был открыт в январе 1956 года. Он хранит различные документы – дела по г. Мелеуз и Мелеузовскому району, бывшего Воскре­сенского района, похозяйственные книги деревень, документы по Зирганской и Забельской МТС.

   В настоящее время архив переполнен – в его хранилищах находится около 30 тысяч единиц документов постоянного (вечного) и долговременного хранения. Последние включают в себя документы ликвидированных организаций и по истечению 75 лет должны уничтожаться.

   Первостепенными в архиве являются проблемы обеспечения сохранности до­кументов, так как низкое качество расход­ных материалов приводит к тому, что дела хранятся хуже, текст на них со временем «затухает». Также огромным минусом является отсутствие свободных площадей в архиве, поэтому площадь хранилищ нуж­но расширять для новых поступающих документов.

   Основным направлением в деятельно­сти архивного отдела продолжает оста­ваться справочная и информационная работа. Большое значение придается ис­полнению социально-правовых, темати­ческих запросов, а также запросов по пенсионным и трудовым правам, по правам собственности от граждан, юридических лиц и организаций.

   Практически каждая семья города и района обращается в архив. Общий ха­рактер вопросов разнообразен. Стар­шему поколению важно подтвердить факт трудовой биографии, стаж, зара­ботную плату. Среднее – спешит офор­мить в собственность землю и другую недвижимость, а для младшего поколения интересна исследователь­ская работа.

   Частыми бывают обращения милиции, суда, прокуратуры, запросы которых исполняются в считанные дни. Заявителями во­стребованы и постановления главы Администрации, решения и распоряжения исполнитель­ной власти для подтверждения имущественных прав, сведения об изменении фамилии.

   Тематические запросы посту­пают, главным образом, от педагогов, студентов, учащихся средних школ. В связи с возрос­шим интересом к своим пред­кам, много граждан обращает­ся по вопросам об установлении родственных корней. Но в этом архив может помочь лишь жите­лям деревень, а горожане смо­гут найти подробную информа­цию в архивах г. Уфа.

   Хочется отметить, что при исполнении запросов архивный отдел тесно сотруд­ничает и с другими организациями: с отделением Пенсионного фонда РФ, управ­лением социальной защиты и центром занятости населения, а также с ведомственными архивами предприятий и орга­низаций.

   Документы в архиве находятся в хра­нилищах, где постоянно поддерживаются определенные условия – температура не должна превышать 15 градусов, а влаж­ность – не более 55 процентов.

   Труд архивного работника – тяжелый труд. Большая работоспособность, скрупулезность, ответственность – качества, без которых просто нельзя ра­ботать в архиве.

   – В нашей работе необходимо не про­сто иметь отличную память, но и знание действующего законодательства и, конечно же, нельзя забывать, что за архивны­ми документами стоят человеческие судь­бы. Каждый приходит сюда со своей про­блемой, мы пытаемся помочь всем, – го­ворит начальник архивного отдела – Масура Ануровна Аскарова. Задача архива – это не только бережное хранение доку­ментов, но и их использование, предос­тавление широкой публике.

   Работники архивного отдела стремятся к тому, чтобы атмосфера среди населе­ния была настроена на бережное отноше­ние к духовным и культурным корням, к историческому наследию своего народа.

 

Т. Колобова.

 

Специалист I категории архивного отдела Райля Зиннуровна Арсланова

 

Фото А. Корицкого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *