Любой человек талантлив

Материалы к библиотечному уроку

 

   Психологи многократно подтверждали своими исследованиями, что любой человек талантлив. В шесть-семь лет обычно происходит резкий рост интеллекта, и именно в этом возрасте следует показать ребенка психологу, проте­стировать – речь может идти о «скрытой» одаренности…

   Она не проявляется в виде высокой успеваемости просто потому, что не вписывается в школьные программы: у талантливых детей часто бывает скверный почерк, они не умеют считать – и именно этого прежде всего требуют учителя в первом классе.

   Четырехлетий Хосе Рауль Капабланка крутился около играющего в шахматы отца: и когда тот стал явно проигрывать, подсказал ему верный ход. Взрослые удивились и сыграли с ребенком в шахматы. Ма­ленький Рауль каждому из них поставил мат. Испуганный отец повез сына к доктору.

   – По-видимому, ваш мальчик – ге­ний, – сказал врач. Прошло время, и Капабланка стал чемпионом мира по шахматам.

   Австрийский композитор Вольф­ганг Амадей Моцарт, не научившись писать, уже сочинял музыку. В четыре года он создал несколько скрипичных концертов, в шесть – написал скри­пичные сонаты, в десять – первые симфонии, в тринадцать – оперу.

   Лауреат Нобелевской премии Лев Давыдо­вич Ландау в 15 лет закончил школу, в 18 лет стал аспирантом знаменитого Физико-хими­ческого института. Все уже знали, что рядом с ними живет яркий талант.

   У талантливых детей почти всегда наблю­дается некоторая десинхрония развития при высоком уровне интеллекта – дефекты речи, неровный почерк, плохая память… А как следствие – «двойки» по чтению, чистописа­нию, математике.

   За примерами далеко ходить не надо, исто­рия цивилизации знает немало имен тех, кого в детстве считали недоумками. Это и изобре­татель паровой машины Двеймо Уатт, и зна­менитый создатель Гулливера писатель-сати­рик Джонатан Свифт.

   Шведскому ученому Карлу Линнею говори­ли, что его место –  среди сапожников. «Он глуп и останется глупым – так сказал про­фессор о писателе Вальтере Скотте. «Тот, ко­му суждено было в 25 лет от роду приводить всю Англию в восторг своими комедиями и красноречием на трибуне потрясать сердца слушателей, в восьмилетием возрасте про­слыл безнадежным дураком» – так писали об английском драматурге Ричарде Шеридане.

   Про английского ученого Чарлза Дарвина в детстве ходили анекдоты как о бестолко­вом и туповатом парне, а отец говорил ему что будет он позором для всей семьи. Созда­тель Периодической системы Дмитрий Иванович Менделеев несколько раз сдавал экзамены в университет и всякий раз «проваливался» на химии.

   Обидчивый, маленького роста и плакси­вый Исаак Ньютон в школе был одним из са­мых бесталанных, таким же его считали и в колледже.

   Пьер Кюри, Морзе, Эдисон, Пастер, Спен­сер, Герцен, Байрон, Эдгар По, Бальзак, Го­голь, Лобачевский, Уинстон Черчилль в школе считались неспособными учениками. Все образование Максима Горького равнялось двум классам школы, Чарлза Диккенса – трем, американского промышленника Генри Форда – пяти классам.

   Вынуждены были бросить школу и идти ра­ботать 12-летние Бенджамин Франклин и Марк Твен, 14-летние Теодор Драйзер и анг­лийский художник Уильям Бдэйк, 15-летние Уильям Шекспир и Альфонс Доде. Александр Николаевич Островский на втором курсе университета был оставлен на второй год, университета так и не окончил, как и Лермон­тов, Некрасов, писатель Глеб Успенский.

   «Неистовый» Виссарион Григорьевич Бе­линский три года сидел на первом курсе и был исключен «по ограниченности способно­сти». Лев Николаевич Толстой провалил вступительные экзамены в Казанский универси­тет, не сумев назвать ни одного города Фран­ции, кроме Парижа. На следующий год поступил на философское отделение, но его не допустили к переводным экзаменам из-за «совершенной безуспешности в истории»; пе­решел на юридический, проучился два года и распрощался с университетом навсегда.

   Гегель получил аттестат, в котором было записано, что он – «молодой человек с хоро­шими способностями, но весьма неискусен в слове и не отличается ни прилежанием, ни знаниями, особенно философскими».

   Александр Сергеевич Пушкин был выпущен из Царскосельского лицея с самым низ­шим среди выпускников чином – коллежского секретаря. Константин Эдуардович Циолковский учился в гимназии всего два года. Поэта революции Владимира Владимировича Маяковского выгнали из Строгановского художественного училища.

    Великий оратор древности Демосфен и поэт Роберт Бернс страдали дефектами речи, к тому же шотландский поэт долго не мог на­учиться читать. Французский скульптор Огюст Роден и Уинстон Черчилль в детстве страдали расстройством речи.

   Один из величайших математиков Жюль Анри Пуанкаре не мог считать в уме, потому что обладал скверной памятью, на ходу забывал числа. Знаменитого физика Альберта Эйнштейна вообще не принимали в школу по причине «задержки умственного развития», а в пятнадцать лет он был исключен из гимна­зии за кромешную неуспеваемость.

   Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен всю жизнь не мог освоить таблицу умножения, а Антон Павлович Чехов был ос­тавлен на второй год в третьем классе – за отставание в словесности. Федора Ивановича Шаляпина не приняли в церковный хор, а Максима Горького – приняли. Зато его не приняли на филфак Казанского уни­верситета. По информации европейской ассоциации «Евроталант», до 50 процентов детей, исключенных за неуспеваемость, составляют одаренные.

   И эго еще не самая тяжелая «плата за гениальность». Развитие таланта иногда сопровождается эпилепсией (Александр Македонский, Юлий Це­зарь, Петр Первый), физическими дефектами (Байрон был хромым от рождения, Демосфен страдал раз­личными тиками). Хотя, конечно, во­прос этот заслуживает специального рассмотрения.

   Говорят, гениями становятся слу­чайно. Немецкий композитор Роберт Шуман начинал как блестящий пиа­нист и, если бы не паралич руки, ко­торый заставил его отказаться от концертной деятельности, мы не знали бы композито­ра Шумана.

   Датский писа­тель Ханс Кристиан Ан­дерсен обладал прекрасным го­лосом и готовился и карьере певца, и, если бы он не потерял его, мир лишился бы знаменитого сказочника.

   Артур Конан Дойль засыпал редакции жур­налов толстыми рукописями посредственных драм, которые ему возвращали, но однажды он случайно вложил в конверт детективный рассказ, написанный для собственного удо­вольствия, и его имя получило известность.

   Многие «создают» себя сами. Вспомним не­мецкого археолога Генриха Шлимана. Маль­чишка из небогатой семья нанялся в лавку чтобы не умереть с голоду, а чуть позже от­правился в порт и уплыл на корабле в Венесу­элу в надежде разбогатеть. Корабль терпит крушение. В живых остались девять человек, и среди них – он. Снова голодный бродяга в незнакомом городе. Из жалости его взяли младшим служащим в торговый дом. И тут, по какой-то ему одному ведомой системе, он за несколько месяцев изучает европейские язы­ки, а заодно и русский. И дальше начинается его восхождение по ступеням жизни.

   Трудным ребенком был и кинорежиссер Андрей Арсеньевич Тарковский. Своей хро­нической неуспеваемостью автор «Соляриса» и «Андрея Рублева» замучил своих учи­телей, которые мечтали, чтобы Андрюша ответил хотя бы на «троечку». Но Андрюша ничего не понимал в арифметике, химии, а по черчению не получал ничего, кроме «двоек». По литературе он имел «три» и этот успех, видимо, «сделал» из него талантливо­го режиссера.

   Киноактер Александр Збруев десять лет. яростно ненавидел школу. Та отвечала взаимностью. Доказательством тому аттестат шестнадцатилетнего Александра с нехорошими оценками. «Двойки» маленький лоботряс коллекционировал с завидным упрямством предпочитал урокам бесконечные походы в кино. Для конспирации он завел второй дневник, куда записывал хорошие оценки для родителей. Обман периодически раскрывался, после чего «комбинатору» влетало по первое число.

  В любой личности скрыто множество спо­собностей. Гениев же отличает от всего человечества лишь колоссальная жажда самоутверждения. Такие люди не только по началу обделены судьбой, но преодолевая её шаг за шагом, они строят себя и добиваются успеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *