Материалы к библиотечному уроку
Психологи многократно подтверждали своими исследованиями, что любой человек талантлив. В шесть-семь лет обычно происходит резкий рост интеллекта, и именно в этом возрасте следует показать ребенка психологу, протестировать – речь может идти о «скрытой» одаренности…
Она не проявляется в виде высокой успеваемости просто потому, что не вписывается в школьные программы: у талантливых детей часто бывает скверный почерк, они не умеют считать – и именно этого прежде всего требуют учителя в первом классе.
Четырехлетий Хосе Рауль Капабланка крутился около играющего в шахматы отца: и когда тот стал явно проигрывать, подсказал ему верный ход. Взрослые удивились и сыграли с ребенком в шахматы. Маленький Рауль каждому из них поставил мат. Испуганный отец повез сына к доктору.
– По-видимому, ваш мальчик – гений, – сказал врач. Прошло время, и Капабланка стал чемпионом мира по шахматам.
Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, не научившись писать, уже сочинял музыку. В четыре года он создал несколько скрипичных концертов, в шесть – написал скрипичные сонаты, в десять – первые симфонии, в тринадцать – оперу.
Лауреат Нобелевской премии Лев Давыдович Ландау в 15 лет закончил школу, в 18 лет стал аспирантом знаменитого Физико-химического института. Все уже знали, что рядом с ними живет яркий талант.
У талантливых детей почти всегда наблюдается некоторая десинхрония развития при высоком уровне интеллекта – дефекты речи, неровный почерк, плохая память… А как следствие – «двойки» по чтению, чистописанию, математике.
За примерами далеко ходить не надо, история цивилизации знает немало имен тех, кого в детстве считали недоумками. Это и изобретатель паровой машины Двеймо Уатт, и знаменитый создатель Гулливера писатель-сатирик Джонатан Свифт.
Шведскому ученому Карлу Линнею говорили, что его место – среди сапожников. «Он глуп и останется глупым – так сказал профессор о писателе Вальтере Скотте. «Тот, кому суждено было в 25 лет от роду приводить всю Англию в восторг своими комедиями и красноречием на трибуне потрясать сердца слушателей, в восьмилетием возрасте прослыл безнадежным дураком» – так писали об английском драматурге Ричарде Шеридане.
Про английского ученого Чарлза Дарвина в детстве ходили анекдоты как о бестолковом и туповатом парне, а отец говорил ему что будет он позором для всей семьи. Создатель Периодической системы Дмитрий Иванович Менделеев несколько раз сдавал экзамены в университет и всякий раз «проваливался» на химии.
Обидчивый, маленького роста и плаксивый Исаак Ньютон в школе был одним из самых бесталанных, таким же его считали и в колледже.
Пьер Кюри, Морзе, Эдисон, Пастер, Спенсер, Герцен, Байрон, Эдгар По, Бальзак, Гоголь, Лобачевский, Уинстон Черчилль в школе считались неспособными учениками. Все образование Максима Горького равнялось двум классам школы, Чарлза Диккенса – трем, американского промышленника Генри Форда – пяти классам.
Вынуждены были бросить школу и идти работать 12-летние Бенджамин Франклин и Марк Твен, 14-летние Теодор Драйзер и английский художник Уильям Бдэйк, 15-летние Уильям Шекспир и Альфонс Доде. Александр Николаевич Островский на втором курсе университета был оставлен на второй год, университета так и не окончил, как и Лермонтов, Некрасов, писатель Глеб Успенский.
«Неистовый» Виссарион Григорьевич Белинский три года сидел на первом курсе и был исключен «по ограниченности способности». Лев Николаевич Толстой провалил вступительные экзамены в Казанский университет, не сумев назвать ни одного города Франции, кроме Парижа. На следующий год поступил на философское отделение, но его не допустили к переводным экзаменам из-за «совершенной безуспешности в истории»; перешел на юридический, проучился два года и распрощался с университетом навсегда.
Гегель получил аттестат, в котором было записано, что он – «молодой человек с хорошими способностями, но весьма неискусен в слове и не отличается ни прилежанием, ни знаниями, особенно философскими».
Александр Сергеевич Пушкин был выпущен из Царскосельского лицея с самым низшим среди выпускников чином – коллежского секретаря. Константин Эдуардович Циолковский учился в гимназии всего два года. Поэта революции Владимира Владимировича Маяковского выгнали из Строгановского художественного училища.
Великий оратор древности Демосфен и поэт Роберт Бернс страдали дефектами речи, к тому же шотландский поэт долго не мог научиться читать. Французский скульптор Огюст Роден и Уинстон Черчилль в детстве страдали расстройством речи.
Один из величайших математиков Жюль Анри Пуанкаре не мог считать в уме, потому что обладал скверной памятью, на ходу забывал числа. Знаменитого физика Альберта Эйнштейна вообще не принимали в школу по причине «задержки умственного развития», а в пятнадцать лет он был исключен из гимназии за кромешную неуспеваемость.
Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен всю жизнь не мог освоить таблицу умножения, а Антон Павлович Чехов был оставлен на второй год в третьем классе – за отставание в словесности. Федора Ивановича Шаляпина не приняли в церковный хор, а Максима Горького – приняли. Зато его не приняли на филфак Казанского университета. По информации европейской ассоциации «Евроталант», до 50 процентов детей, исключенных за неуспеваемость, составляют одаренные.
И эго еще не самая тяжелая «плата за гениальность». Развитие таланта иногда сопровождается эпилепсией (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Петр Первый), физическими дефектами (Байрон был хромым от рождения, Демосфен страдал различными тиками). Хотя, конечно, вопрос этот заслуживает специального рассмотрения.
Говорят, гениями становятся случайно. Немецкий композитор Роберт Шуман начинал как блестящий пианист и, если бы не паралич руки, который заставил его отказаться от концертной деятельности, мы не знали бы композитора Шумана.
Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен обладал прекрасным голосом и готовился и карьере певца, и, если бы он не потерял его, мир лишился бы знаменитого сказочника.
Артур Конан Дойль засыпал редакции журналов толстыми рукописями посредственных драм, которые ему возвращали, но однажды он случайно вложил в конверт детективный рассказ, написанный для собственного удовольствия, и его имя получило известность.
Многие «создают» себя сами. Вспомним немецкого археолога Генриха Шлимана. Мальчишка из небогатой семья нанялся в лавку чтобы не умереть с голоду, а чуть позже отправился в порт и уплыл на корабле в Венесуэлу в надежде разбогатеть. Корабль терпит крушение. В живых остались девять человек, и среди них – он. Снова голодный бродяга в незнакомом городе. Из жалости его взяли младшим служащим в торговый дом. И тут, по какой-то ему одному ведомой системе, он за несколько месяцев изучает европейские языки, а заодно и русский. И дальше начинается его восхождение по ступеням жизни.
Трудным ребенком был и кинорежиссер Андрей Арсеньевич Тарковский. Своей хронической неуспеваемостью автор «Соляриса» и «Андрея Рублева» замучил своих учителей, которые мечтали, чтобы Андрюша ответил хотя бы на «троечку». Но Андрюша ничего не понимал в арифметике, химии, а по черчению не получал ничего, кроме «двоек». По литературе он имел «три» и этот успех, видимо, «сделал» из него талантливого режиссера.
Киноактер Александр Збруев десять лет. яростно ненавидел школу. Та отвечала взаимностью. Доказательством тому аттестат шестнадцатилетнего Александра с нехорошими оценками. «Двойки» маленький лоботряс коллекционировал с завидным упрямством предпочитал урокам бесконечные походы в кино. Для конспирации он завел второй дневник, куда записывал хорошие оценки для родителей. Обман периодически раскрывался, после чего «комбинатору» влетало по первое число.
В любой личности скрыто множество способностей. Гениев же отличает от всего человечества лишь колоссальная жажда самоутверждения. Такие люди не только по началу обделены судьбой, но преодолевая её шаг за шагом, они строят себя и добиваются успеха.