Тема «Наши права»
Ведущий:
Ребята, вы — счастливые дети. У вас такой уютный дом, красивый класс, заботливые родители и учителя. Будьте здоровы и счастливы всегда! Но, если же постучится к вам в дом беда, помните, что вас защищает «Конвенция о правах ребенка», а вместе с ней — самая главная в мире организация — ООН (Организация Объединенных Наций). Все государства, входящие в ООН, в 1948 году подписали «Всеобщую декларацию прав человека», в которой пообещали друг другу и своим народам сделать все, чтобы никто не мог нарушить эти права. В Декларации сказано о правах всех людей: мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих, любой национальности и цвета кожи. Взрослые люди имеют много различных прав. А есть ли какие-нибудь права у детей? Да, есть. В 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка». Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого человека и права ребенка важно знать.
Вы, ребята, еще ученики начальной школы, но кроме математики, русского языка, английского языка, вы изучаете Права человека. Помогает вам в этом книга Шабельника «Ваши права» и тетрадь Антонова «Изучаем права человека». И вот сегодня наступил тот «звездный час», когда вы можете показать нам всем, здесь присутствующим, свои знания по Правам человека.
Наша игра отличается от телевизионной, в ней есть свои условия: быть веселым и находчивым, не оставлять ни одного вопроса без ответа, не подглядывать, не подслушивать и не проникать в чужие мысли. Мы не будем двигаться по классу, а за каждый правильный ответ вы будете получать звезду.
Отборочный тур
Ведущий:
Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание умных и смекалистых, находчивых и смелых! Отбираем шесть участников. Кто правильно ответит на вопрос, тот и будет участником игры. Внимание на экран телевизора!
Дети смотрят отрывки из мультфильмов, затем ведущий задает вопрос, дети отвечают.
- Отрывок из мультфильма «Чиполлино», где Чиполлино вытаскивают из его домика.
Вопрос. Какое право Чиполлино нарушено?
Ответ. Право на неприкосновенность жилища.
- Отрывок из мультфильма «Летучий корабль», где царевна поет песню и бьет посуду.
Вопрос. Какое право отстаивала царевна?
Ответ. Право на брак (брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон).
- Отрывок из мультфильма «Буратино», где Буратино идет в школу.
Вопрос. Каким правом воспользовался Буратино?
Ответ. Правом на образование.
Ведущий:
Расскажите, ребята, как вы пользуетесь Правом на образование. (Ответы детей.)
В «Конвенции о правах ребенка» записано также, что государство должно следить за тем, чтобы непременно все дети посещали школу. Значит, когда вы ходите в школу, то помогаете своей стране выполнять Конвенцию.
- Отрывок из мультфильма «Попугай Кеша», где Кеша в клетке кричит: «Свободу попугаям!»
Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?
Ответ: Право на свободу.
- Отрывок из телефильма «Буратино», где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у Буратино монеты.
Вопрос. Какое право нарушили кот Базилио и лиса Алиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?
Ответ. Право на имущество (никого нельзя произвольно лишать его имущества).
- Отрывок из сказки о Царе Салтане, где Гвидон превращается в комара.
Вопрос. Каким правом воспользовался князь Гвидон, превратившийся в комара?
Ответ. Правом уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
Танцевальная пауза.
Игра
Ведущий:
Итак, участники заняли свои места, приготовились к игре. В «Конвенции о правах ребенка» говорится, что каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя.
В игре «Звездный час» принимают участие: … (называет имена участников). Какие у ребят красивые имена! Расскажите коротко о своем имени. Чей рассказ будет самым интересным, тот и получит дополнительную звезду. (Рассказы детей о своих именах.)
Первый тур «Сказочный»
Вопрос. Где на рисунках нарушено право:
а) на неприкосновенность жилища (г);
б) на жизнь (б, д);
в) на свободу (а, в);
г) на отдых и разумное ограничение рабочего дня (е).
Выбывают один или два человека, получают утешительный приз.
Второй тур «Словарный»
На доске (плакате) написаны слова:
- Гражданин.
- Декларация.
- Закон.
- Конвенция.
- Конституция.
- Имя.
- Культура поведения.
- ООН.
Ведущий диктует определение, дети поднимают карточку с номером того слова, которое (как они считают) подходит под данное определение.
- Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. (4)
- Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендация. (2)
- Принята в декабре 1993-сода. Ее вторая глава — «Права и свободы человека и гражданина» отражает требования «Всеобщей декларации прав человека». (5)
- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства. (1)
- Обязательные для всех правила. Принимается государством, которое следит за его выполнением. (3)
- Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию, объединяющую на добровольной основе государства, с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. (8)
Выбывают один или два участника.
Третий тур «Логические цепочки»
- Плакат.
Вопрос. Кто лишний?
Ответ. Гадкий утенок.
- Плакат.
Вопрос: Какие знаки лишние?
(1 и 4)
На доске крепится плакат со словами:
- Свобода.
- Право.
- Труд
- Дождь.
- Зима.
- Жизнь.
- Школа.
- Человек.
Вопрос. Какие слова здесь лишние?
Ответ. Лишние слова 4 и 5.
Танцевальная пауза.
Ведущий:
В финале участвуют … (называет имена двух участников и количество звезд у каждого из них).
В «Декларации прав человека» сказано: «Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живет, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей». Из слова «обязанность» вам и предстоит за одну минуту составить максимальное количество новых слов.
По истечении указанного времени дети по очереди читают свои слова. Выигрывает тот, кто назовет слово последним.
Вручение призов проигравшему и победителю.
Танцевальный номер.
Ведущий:
Друзья, спасибо за внимание!
Улыбок было здесь не счесть.
Настало время расставания,
Прощайте все, до новых встреч!
Т. М. Тетеркина, В. В. Рожина.