Бикмаев, Б. Слово о крестьянине / Б. Бикмаев. — Текст : непосредственный.
// Путь Октября. — 1967. — 12 июля. — С. 2.
Крестьянин
Потомственный крестьянин. Потомственный хлебороб. Сколько теплых слов оказано в произведениях писателей, стихах поэтов об этом неутомимом труженике земли. С большой душевной удовлетворенностью и гордостью смотришь картины русских художников, написанных на крестьянские темы. Как хорошо сказано в пьесе Л. Н. Толстого «Плоды просвещения: «Я ведь вашу жизнь крестьянскую очень понимаю. Я, вам скажу, сам подумываю, где бы землицы купить. Домик построил бы да крестьянствовал» — мечтал шестидесятилетний Федор Иванович, человек умный и добрый, образованный.
Был у меня на фронте один товарищ из Украины. Имя его — Иван Тарануха. До войны работал трактористом, а как началась война — сел за рычаги танка. Таскал он в кармане в кисете горсть родной украинской земли. Говорил, что землю взял из последней борозды, когда пахал перед уходом на войну. Очень любил Иван землю, хлеба, тосковал по ним. Бывало, выйдет из танка, посмотреть на гарью пахнувшие и дымом окутанные сожженные хлебные поля, с болью в сердце и со стоном скажет: «А добра-то, сколько пропадает, вот убрать бы эти хлеба… Разве это не золото?..». Где бы не бывал, с кем бы не разговаривал, он с большой гордостью говорил о крестьянской жизни, о колхозах. И мы его, шутя прозвали «Председателем колхоза».
Ивана похоронили в 1944 году в далекой Венгрии. Рядом же положили горсть украинской земли, которую он пронес через тяжелые годы войны. Этот прекрасный человек жил и умирал крестьянином-воином, в нем была гордость крестьянская, гордость хлебороба…
Если в дореволюционной России крестьянин был представителем низшего податного сословия, то сейчас у нас коренным образом изменилось положение крестьянина. Он стал полноправным хозяином земли. О крестьянстве ясное определение дано в Тезисах ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции».
… Такой необычный разговор о крестьянине, о потомственных хлеборобах мы вели в правлении колхоза «Победа» с председателем артели В. К. Шутковым.
— Владимир Кузьмич, — обратился я к нему, — расскажите, пожалуйста, о хлеборобах вашего колхоза, о которых можно было написать.
— Можно, с большим удовольствием. Есть у нас замечательные люди, которые приросли к земле.
— Начал он, перебирая старейших колхозников. — Вот возьмем Константина Панфиловича Жныкина. Это и есть настоящий потомственный хлебороб, Крестьянин с большой буквы. Дети и внуки пошли по нему. Да, вы можете сами съездить к нему, а он расскажет обо всем.
Село Дарьино
Улица пустынна. Взрослые ушли на заготовку кормов и на прополку сахарной свеклы. По улице только бегают вездесущие мальчишки. Наша «Волга» подъехала к дому Жныкина К. П. Во дворе мы встретили высокого, крепкого, энергичного старика. Он стоял с топором в руках.
— Это дядя Костя, — сказала, сопровождавшая нас, работник бухгалтерии колхоза Валя.
— Здравствуйте, Константин Панфилович! Мы к вам.
— Здравствуйте, милости просим,- улыбнулся он. Быстрыми шагами подошел к нам и еще раз сказал, подавая мозолистые руки «Здравствуйте».
— Как живете, чем занимаетесь? А вот доездились. Делаю колесы, ремонтирую телеги, рыдванки. Надо ведь и сено подвезти, и дров, и съездить куды нибуть. Да мало ли дел колхозных. Не
всегда на автомашинах покатаешься. Не дарам в народе говорится: «Любишь кататься, люби и саночки возить…».
Так мы познакомились со старейшим колхозником, замечательным человеком, хлеборобом, ветераном, почетным членом колхоза Константином Панфиловичем Жныкиным.
Ему сейчас семьдесят лет. Он трудится от зари до зари, не ощущая усталости, и память крепко держит все, что сделано, что делать и надлежит доделать в первую очередь, с чем еще можно повременить. Труд для него стал большим физическим и моральным удовольствием. Он пахал землю, сеял хлеб, убирал, ухаживал за скотом, рубил лес гонял плоты, заготовлял уголь для колхозной кузни. Так и всю жизнь. И сейчас дядя Костя, как говорят колхозники, выглядит моложаво, он стройный, плечист. И не сидит без дела, по силе возможности помогает колхозу.
Вся династия Жныкиных — крестьяне. Отец его Панфил Гаврилович, дед и прадед, и прапрадед занимались хлебопашеством. На своих скудных землях выращивали хлеб, батрачили у богатых. От отца дяде Косте ничего не досталось. Все пришлось своими руками наживать. Вот они четыре брата — Климентий, Филипп, Василий и Константин имели 4 десятины земли. Урожай получали неважный. Покормить детей хлебушка-то не хватало. Приходилось батрачить, ходить в работниках у богатеев.
Биография Константина Панфиловича многогранна, сложна и поучительна для молодых. Он участник трех войн. В девятнадцать лет его призвали на первую империалистическую войну. После февральской революции вернулся домой. Вскоре вступил добровольцем в Красную Армию. Служил в особом отделе отряда Блюхера, участвовал в легендарном южно уральском рейде.
Только в 1921 году он вернулся в родной дом. Привел в порядок разрушенное хозяйство. В 1929 году Константин Панфилович со своими братьями первым вступил в колхоз. А с ними — не более двадцати дворов. В сознании твердо сидела мысль, что нет для крестьянина иной жизни, как в колхозе. На первых порах было очень трудно. Пришлось вести ожесточенную борьбу против классовых врагов — кулаков. А кулаки, как Демишко и другие, грозили им шли на всякие подлости, уничтожали скот, сжигали дворы, хлеба. Но пионеры коллективизации не дрогнули, боролись против них и победили. Дядю Костю, как активного общественника, избрали членом сельского Совета. Здесь он проводил большую работу среди крестьянских масс, был строг, требователен к нарушителям закона.
Константин Панфилович и его жена Александра Мартьяновна растили четырех детей. Трудились они в колхозе, трудились честно и добросовестно. Он косил хлеба, жена вязала снопы. На их глазах богател колхоз «Золотой колос».
— Тяжело было первое время, — вспоминает ветеран, — не было хороших животноводческих помещений. Скот погибал. Колхозникам раздавали телят. А сейчас совершенно другая картина — хожу и любуюсь, прямо благодать!
Замечательные стандартные скотные дворцы, да, скажу откровенно, это и есть дворцы, где содержатся в теплоте и уюте сотни, тысячи голов скота.
…Великая Отечественная война. Константин Панфилович шел по пыльным дорогам войны. Воевал под Воронежем, в Сталинградских степях. Был контужен, а под Узюмом тяжело ранен. Более шести месяцев находился на излечении. После госпиталя опять служба в рядах Советской Армии.
И он, солдат, дядя Костя, летом 1945 года вернулся к родной семье, к лугам, пашням, к тому делу, которое прервала война.
Вернулся он, чтобы продолжить свой крестьянское дело.
Восстанавливать запущенное хозяйство было не легко. Не хватало мужских рук, лошадей, машин, инвентаря. Но не с такими трудностями встречался бывалый солдат, потомственный хлебороб. Он помогал колхозу как мог и чем мог, трудился от зари до зари.
… Много времени прошло с того времени, но ничего не забывается. Вот и время настало для отдыха. Члены сельскохозяйственной артели тепло проводили Константина Панфиловича и его жену на пенсию. Ему присвоили звание «Почетный колхозник колхоза «Победа».
Но он не сидит без дела и сейчас. Трудится пока есть силы, трудится, чтобы детям, внукам жилось хорошо. Дядя Костя активно участвует в жизни артели, его советы слушают все. Бывало, зайдет в правление колхоза и скажет руководителям: «Вот вы говорите, обсуждаете об урожае, как хлебушка побольше вырастить. А, я, родные мои, семьдесят лет в крестьянстве, может и присоветую дельное, не обходите нас стариков».
И не обходят его. И присоветует дядя костя. Побывает с председателем колхоза на полях, подскажет дельное, а когда нужно и пожурит их, покритикует.
Живет дяд Костя зажиточно, есть хороший дом, корова, овцы, хлеба хватает. Рядом же дети и внуки…
А дети и внуки Константина Панфиловича пошли в отца и деда. Все они продолжатели потомственной крестьянской династии Жныкиных. Сын Дмитрий — восемнадцать лет стоял у штурвала комбайна. Только недавно стал работать скотником. Уважают Дмитрия в колхозе, хвалят его за добросовестный труд.
Дочь Мария еще в годы войны малолетней девчонкой начала работать в колхозе. С 1943 по 19511 год была комбайнеркой. Сейчас она трудится на госсортсемучастке, выращивая отличные сорта сельскохозяйственных культур.
Другой сын дяди Кости — Василий стал тоже механизатором. Он тракторист. Только старшему сыну Парфирию не пришлось дожить до наших дней. Он погиб на фронте в период Великой Отечественной войны.
От деда и отцов приняли эстафету жизни, эстафету крестьянина дети Дмитрия — Геннадий и Петр, сын Марии — Павел. Так, Геннадий хорошо трудился в колхозе. Правление артели направило его в зооветеринарный техникум. Он вернется в родной колхоз специалистом животноводства. А Петр окончил 8 классов, в настоящее время работает на полях артели.
С большой гордостью и удовлетворением говорит о своих детях и внуках дедушка Костя. Он доволен ими. Да, они заслужили его похвалу, не оставили дедушкин путь, а продолжают идти по его стопам, умножая честь хлебороба.
Впереди юбилей Октября. Полвека. Дед Константин со своими детьми, внуками ждет большой праздник с нетерпением.
— 50-лет вьется нами завоеванный красный флаг над нами, -восклицает Константин Панфилович с гордостью и радостью сияющими глазами в конце нашей беседы. Да реет этот флаг, дядя Костя, и будет рееть в веках! Ведь Вы, старое поколение завоевали его и защитили в тяжелых испытаниях. Большая честь выпала вашим детям, внукам донести его до вершин коммунизма. Константин Панфилович и его жена Александра Мартьяновна в будущем году будут отмечать еще одно торжество — семейный юбилей — пятидесятилетие супружеской жизни. Пожелаем же от всей души им большого счастья!
… Вот сидят рядом со мной молча отец, мать и сын. Но в этом коротком молчании говорит за них сама жизнь, то дело, которому много лет ревностно служили и с прежней силой продолжают служить потомственные крестьяне Жныкины — от деда до внука.