«Мы родом из войны…»

Медведникова, О. «Мы родом из войны…» / О. Медведникова ; фото Б. Яворского.

– Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1987. – 22 октября. – С. 2-3.

 

   «… И когда теперь, столько лет спустя, под колеса машины пошли последние километры пути от Белой, когда остался позади деревянный мост через Нугуш, все так же скаливший в степь глинистые обрывы, когда слева замаячила пустынная Аидкина гора, показались покрытые лесом невысокие «венцы», а впереди вдруг ясно проявились то ли из памяти, то ли из пыли знакомые очертания села, мне вдруг ясно представилось, что без этого края, без этого села, без далеких тех лет, без живших с нами тогда учителей нынешняя школа русского искусства была бы иной и делали бы её иные люди.

   И еще я подумал, что, создавая здесь картинную галерею, даря свое искусство этому далекому от столиц и музеев селу, сегодняшние «маститые» просто гасят в какой-то мере свой долг перед прошлым… Потому что все это в совокупности… по сей день питает их творчество…»

Олег Буткевич.

(Из книги о жизни и творчестве художника,

преподавателя Московской средней художественной школы В. В. Почиталова).

 

 

   Над Воскресенским облетает листопад. Последние лучи солнца слепят, не грея, и сухой, пронизывающий ветер гонит по промерзшей уже земле почерневшие от заморозков листья.

   — Тогда, в сорок первом, когда мы приехали в Воскресенское, тоже стояла осень. Грозная осень начала войны, — на переднем сиденье машины мой собеседник пристально вглядывается в пустую деревенскую улицу.

   Заслуженный деятель искусств РСФСР, секретарь правления Союза художников СССР, главный редактор журнала «Декоративное искусство», скульптор, эстетик, ведущий в стране критик-искусствовед Олег Викторович Буткевич видит сейчас не это — другое Воскресенское — военное, голодное, заброшенное среди гор и снегов. Таким запомнилось село ему, тогдашнему ученику Московской средней художественной школы, эвакуированной в село в 1941 году. В 1971 году Олег Викторович приезжал на скрытие картинной галереи. Несколько дней назад он вновь был гостем Воскресенского, бродил по его улицам, дышал его воздухом — воздухом юности.

   Наша беседа в машине на обочине дороги была недолгой, но и неспешной. Не хотелось бы, чтобы записанная здесь, она была прочитана как данное по обязанности столичного гостя интервью. Это только первые впечатления от встречи с уголком земли, ставшим родиной.

   Задумывается на мгновение — говорит:

   — Свершилось в какой-то степени чудо. Представьте: глухое село, вымершее без мужчин, где жили старики да старухи в полуземлянках, приезжает школа будущих художников, орава московских пацанов…

   Нас приняли, приютили. Где-то шла война, а у нас… У нас все было — и дружба, и драки, и голод. Отсюда нас, старших, забрали в армию, младшие вернулись в Москву. Эвакуация кончилась, москвичи уехали, оставив после себя одинокую могилу (Никита Калинич, ученик школы, умер от тифа во время эвакуации — авт.).

   А оказалось, что остался огонек, зерно, давшее спустя время удивительные всходы. Взлет нашего искусства в шестидесятые годы — высочайший взлет — был достигнут теми художниками, что вышли отсюда. Коржев, Иванов, Пурыгин, да все они, так или иначе питались живительной почвой Воскресенского. Когда смотришь на их искусство, становится совершенно очевидным, что его Родина — здесь.

   Да, народный дух, питая творчество художников, дал толчок развитию нашей культуры. А она в свою очередь оказала воздействие на культуру села — созданием картинной галереи и художественной школы в первую очередь. И все это выросло из несчастья военных лет — уникальная история, достойная книги.

   И что интересно, феномен этот имеет тенденцию не к угасанию, не к расширению. Не так уже редки случаи, когда открытые в селах галереи или музеи со временем чахнут, а здесь галерея — в поре расцвета и расцвет этот будет продолжаться.

   Мы, бывшие воскресенцы, заинтересованы в этом. У нас родилась идея — создать в Воскресенском творческую базу всероссийского масштаба, а именно — открыть здесь Дом творчества художников. С этой идеей я и приехал в этот раз в Воскресенское.

   Думаю, она вполне осуществима — правление Союза художников Башкирии горячо «за», искренне поддержали инициативу в Мелеузовском горкоме КПСС и непосредственно в селе. Скорее всего, Дом творчества разместится в бывшей усадьбе управляющего заводом, расположенной рядом с галереей. Сейчас это полуразрушенное здание, оно будет восстановлено. Со своей стороны художники готовы сделать все, что будет необходимо в процессе строительства, оказать помощь в решении каких-либо проблемных вопросов. Дом творчества планируется небольшим — здесь будут работать 15-20 человек в год. Наряду с молодыми будут приезжать и художники — «воскресенцы». Так что контакт с родиной, а Воскресенское — вторая наша родина, не будет утрачен.

   О чем еще хотелось бы сказать? Я не был здесь шестнадцать лет, все, что увидел, все перемены — к лучшему. Новизна радует, но я уже не молод — меня больше привязывает старое. Не могу пройти мимо тех мест, что знакомы с военной поры. Клуб, больница, дом, где была столовая, почта — здесь писали родителям письма… Только что был в том доме, где жил с товарищем во время войны, дом жив и нынешняя его хозяйка нас помнит. Очень тепло мы с ней встретились. Был на кладбище, на могиле Никиты Калинича, у памятника землякам, погибшим на фронте. Длинные списки. Подумайте, только Ракитиных — семнадцать…

   Не ставлю под сомнение необходимость дальнейшего благоустройства села, но думаю, что район у реки Тор, включая медеплавильный завод — удивительный архитектурный и исторический памятник, галерею, будущий Дом творчества, часть жилых домов, должен быть сохранен как заповедник. Не считаю, что это только ностальгия по прошлому — создание заповедного центра поистине культурной и исторической жемчужины села, района, да и всего региона — это обоснованная потребность. Решится это не в один год, и не в два, времени и сил потребуется много, но окупятся сполна. Остаюсь с надеждой, что такой центр будет.

  На прощанье желаю всего самого лучшего Воскресенскому и Мелеузу, их жителям. Глубоко благодарен за трогательный прием, за ту атмосферу понимания, любви к искусству, что создана здесь.

   Молодым хотел бы пожелать максимум занятий изобразительным искусством, — говорит в заключение О. В. Буткевич, — Это дает не только умение рисовать, замечать красоту окружающего мира, но в первую очередь умение мыслить образно — качество, бесценное в любой современной профессии.

 

О. Медведникова.

На снимке: О. В. Буткевич в

 Воскресенской картинной галерее.

Фото Б. Яворского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *