Медведникова, О. «Вот моя деревня…». Васильевка в год 200-летия
/ О. Медведникова. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1990. – 24 мая. – С. 3.
Не приведи вам бог добираться в Васильевку, центральную усадьбу колхоза «Прибельский», по делам службы, по своим ли личным заботам, если нет под рукой надежного собственного транспорта. А если еще и гонят срочные заботы, да дело к вечеру — беда. Ну, до поворота, положим, доехать не проблема. А дальше — пешком мимо березовой лесопосадки. Дорога грунтовая, узкая, зимой вся в снежных заносах, весной и осенью — грязь. И назад тем же путем, да еще на повороте настоишься, пока подойдет автобус.
Извечное районное бездорожье любую большую деревню, не то что крохотный хутор, превратит в заброшенное поселение. Где, несмотря на всеобщее бурное мировое движение, как и сто лет назад сохраняются свой говор, свои традиции и людей больше знают по уличным прозвищам, чем по фамилиям. Так и в Васильевке «Мелеуз» бабки зовут «Миляусом», и прозвища в ходу больше, чем имена, хоть бывают они и не очень приличные.
И как много лет назад силен в Васильевке дух старой русской деревни, наверное, от бывших переселенцев из центральной России, что пришли осваивать земли, купленные хозяйкой Воскресенского завода Дарьей Ивановной Пашковой, под хозяйство. Здесь над каждым окном — береза, под окном — палисадник. И что ни говори, удачную покупку сделала Дарья Пашкова, хорошие места на берегах рек выбрала для деревень Дарьино и Васильино, рождение которым положено купчей от 7 марта 1790 года.
Старые колодцы
Слухи о Васильевке ходят темные: дескать, жили здесь испокон веку кулаки, власти никакой не признавали и после революции даже председателя сельсовета убили. Как всякая легенда, они не точны. Председателя сельсовета Виктора Кувайцева, действительно, убили местные кулаки, но было дело в Береговке, а не в Васильевке. Там и стоит сейчас памятник погибшему.
А что касается зажиточного богатства, то судите сами.
В книге Г. Ф. Чудкова и 3. И. Чудковой «Из истории южноуральских горных заводов XVIII-ХIХ веков» приводится довольно нелестная характеристика первых жителей Васильевки: «Крестьяне этого селения бедны, ленивы, грубы, с слабо развитыми понятиями, живут в весьма грязных и ветхих избах, почти без всякого надворного строения, главное занятие их заводские работы, посев хлеба делается только на необходимое свое пропитание, скотоводство самое незначительное, во всем селе находится только восемь зажиточных семейств». Исходя из такого отзыва, да с учетом того, как обирал крестьян медеплавильный завод, вряд ли они отличавшись богатством. Но некоторая склонность к этому в жителях Васильевки, видно, была и есть. Уже больше полвека назад разрушили в деревне церковь, а все нет нет да и всплывет вроде бы в шутках: «Айда, сельсовет снесем — поповский клад поищем». Сельсовет на прежнем церковном месте как раз и стоит.
Конечно, то, как жила Васильевка в XVIII-ХIХ веках, знают здесь сейчас только по книгам. Нина Николаевна Скорнякова, учитель истории Васильевской школы в канун двухвекового юбилея деревни вместе со своими учениками прошла по домам, записала рассказы стариков, но касаются они больше нашего века. Что там осталось, за вековым рубежом — тому им живых свидетелей нет, ни летописей деревенских.
— Мне нынче 82-й год. Здесь родилась, в Васильевке. Семья большая у нас была. Были мы средние. Три коровки держали, — Дарья Петровна Мягкова рассказывает о прошлом своей деревни как о прошлом семьи. Несмотря на годы, ум у нее ясный и память крепкая: все имена, даты помнит. — В 1928 году вышла я замуж. Муж мой был простой колхозник. В 32-м году зашли мы вперед в десятидворки. Год проработали, зашли в колхоз. Председателем был Иван Сергеевич Кабанов. Потом Тимофей Дмитриевич Сеняков, он на фронт один из первых ушел. В 34-м году я Надю родила — дочку, у кого сейчас живу. Две недели было ей ровно — я пошла просо полоть.
Меня гонят: зачем вышла. А кушать нечего. Вот мы работали! Снопов вязали до 900 штук. Косили помногу — по 8-9 телег. Акулина, Устинья, Дуня Чубракова — все ударницы — бороновали на себе в войну. Кто нам давал машины? А до войны — конными жнейками. По 70-75 соток косила я. Три медали за труд имела — да ребята играли, все потеряли. Меня на сцену приглашали, премию давали. Еще ликбез в моем доме был. Иван Шилкин учил баб грамоте. «Да только не все, кто учил, сами грамотные были. Один раз приехал парень молодой — из Мелеуза полномоченный. «Надо, — говорит — пшено сеять». Вот как.
Две войны мы пережили. В гражданскую-то у нас здесь прямо стреляли. У соседей в подпол снаряд упал. Как стала революция — приехали красны, они уезжают, отступают, глядишь — белы. Убивали. Один как-то из красных остался — то ли деньги забирал или документы. И убили его, и в берегу схоронили. А красные были — один мужик на других доказал, что они де за царизм, стару власть поминают, ох, тех и били же. А Рожковой Авдотьи Алексей вступил в Красную гвардию и до нету дошел — до конца то есть.
А германскую объявили в 1941 году уж к вечеру 22 июня, брата моего, Петра Балыкова — он с 1915-го году гармонист был, — сразу утром забрали. Погиб он. И мужик мой, Иван Алексеевич, погиб.
Вот они все на фронте, а мы, бабы, работали в поле. Девчонки мои, Надя да Клавдия, помогали мне. Надя с 8 лет начала копоть. Всего то у меня было восемь детей. Да не жили. Поживут до трех годочков, а там — корь.
Теперь то живом хорошо. Надя у нас свинарка передовая. Муж ее — механизатор. Всю жизнь тоже работают. В доме хорошо — вода, свет, тепло, газ привозной, правда. Мы-то жили под соломенной крышей. Денег не видели. Что получим — то на займы, то на налоги, то на страховки. Вот два сундука-то — мои, а ведь платка не было. Газ проведут — помирать не захочу…
Они были другими — это поколение середины века, совершенно другими. Многие не знали ни нынешней тяги к деньгам, да и денег не знали, ничего за весь свой тяжкий труд не скопили. Не одна старушка доживает — сегодня в Васильевке свой век в старом домишке, покорно принимая и болезни, и невзгоды.
40 лет отработала Елизавета Александровна Зайцева. И нынче свеклу обрабатывала. Колхозу помогла. А руки — болят. Корову держать не под силу. Значит, нет молока. С дровами, с углём беда: «Колхоз не пособляет». Картошку привезти лошадь не допросишься. Жалуется: нет помощи.
Елизавете Николаевне Домниной в начало войны исполнилось 14 лет. По вербовкам гоняли — на лесовыработки. После войны как линию стали строить, сама туда пошла: «Вся эта линия до Тюльгана, все рельсы, все шпалы — на наших плечах вынесены. Вот этот мост — на нас поднялся. Здоровье свое угробила. Сейчас жизнь, конечно, лучше. Нам-то, кто с детьми. А кто один-то живет — натужно».
Пелагея Николаевна Рожкова, Аграфена Семеновна Кабанова, да все они, женщины, войну отработавшие на трудовом фронте, своими руками победу вынянчившие, подтвердят — как тяжело им сейчас, одиноким. Как гниют полы в доме, и течет крыша, как мучают хвори и гнетет обида за то, что ни почета, ни привилегий за долгую, мучительную свою жизнь они но заслужили. Пришли на сельсовет обои — дали Аграфене Семеновне несколько кусков. А ветеран войны — в крик: почему не ему? Схватились они с председателем совета ветеранов чуть не до рукопашной. А старухе — хоть поди да брось те обои.
— Нам бы хоть молока да дров, — просят пенсионерки.
И в чем, казалось бы, проблема: то же молоко хоть с фермы, хоть давальческое отлить в бидон? Нельзя. Надо в город везти на анализ, а уж лотом, может быть…
Мы легко расстаемся с прошлым. Оно — тяжелый груз, нелегкие годы у нас позади. Поэтому, наверное, и любим вспоминать о нем только в праздники. Та же учительница Скорнякова со школьниками собрали бытовой утвари по деревне — воз. А комнаты для музея нет. И свалили эти прялки, ткацкие стенки, ступы, колеса в школьном туалете, для прямого пользования непригодном.
— Какой удар ребятам был, — сказала учительница.
А то были в Васильевке старые колодцы. Пришла весть: водопровод проведут. И засыпали почти все колодцы песком да землей — от радости. А вода-то в водопроводе с перебоями через день. Вот и стоит иногда очередь у колонки.
Так и память наша, с которой скоры мы на расправу, когда-нибудь непременно отплатит нам.
Не оставляйте родную землю
Эх, а были раньше о Васильевке и золотые деньки — веселые. По праздникам, к вечеру, выходили навстречу друг к другу с одного конца компания Шептуновых, с другого — Балыковых. Каждая — со своей гармонью. Какие песни заводили! Из конца в конец шло по деревне гулянье. Первые телевизоры появились у Надежды Дворниковой да у Михаила Шептунова — и на полу в их домах вечером негде было ступить. Вся деревня собиралась — на цыпочках ходили. И пускали. В хуторе Веселом 7 ноября как престольный праздник отмечали. Демонстрация обязательно. А к вечеру лепили пельмени и в больших котлах на всех варили.
Где сейчас те гармони, где те встречи по вечерам перед крохотным экраном, где пельмени на всех и где тот хутор Веселый? Как коктейль через соломинку высосали молодых из Васильевки и соседних деревень три города: Мелеуз, Ишимбай, Салават.
Спросите у той же одиноко доживающей век Елизаветы Алексеевны Зайцевой: где её двое детой? Один в Салавате на химзаводе, другой в Мелеузе на химзаводе. Где трое детей Надежды Ивановны Цыгановой, дочки Дарьи Петровны Мягковой, — хорошей работницы, что по ночам уснуть не может от ломоты в руках? В городах.
450 человек живут сегодня в Васильевке. А примерно в 1870 году было их 680. И если раньше считали население как рабочих медеплавильного завода и их домашних, то сейчас счет иной: по талонам. 140 — дети до 14 лет — эго талоны на детские товары. 100 ветеранов, в том числе участников войны 11, инвалидов войны 5 — это на дефицит…
И стареет, стареет деревня. Не столько это сказывается на ее внешнем облике, сколько на людях. Из 450 жителей — 160 трудоспособных. Уезжает молодежь. Тяжело жить в Васильевке. Работы ручной много, в магазинах — пусто, клуб — старый. До города, кажется, рукой подать. А поди, доберись — автобус не ходит. Нет рейса на Васильевку.
Говорили мы с главным архитектором района А. И. Мифтахетдиновым. Есть перспективы у деревни. Не будет она заброшенной. Водопровод будет проводиться. Дорога асфальтная в планах есть. Проектно-сметная документация на газификацию закончена. В этом году начнутся работы по проведению газа. В планах — строительство Дома культуры, библиотеки, комплексного приемного пункта, фельдшерско- акушерского пункта, административного здания исполкома сельсовета. Весь этот «набор» будет объединен в одном комплексе. Уже в этом году решено выбрать площадку и запроектировать объемы строительства. Будет строиться жилье, благоустраиваться магазин.
— Будущее? А не верю я в то, что будет лучше, — говорила Вера Евгеньевна Кузовенкова, бывший председатель исполкома сельсовета. — Очень слабый у нас колхоз. Выйдем ли из разрухи? Руководители постоянно менялись, как старые ушли, район все указывал: что, где, как сеять, что делать. Их-то крестьян, не спрашивали. Я в газете читала — за прежние годы сколько зерновых давали. А сейчас ничего нет. Председатель молодой. Что его ждет? Две деревни всего в колхозе остались — Васильевка да Ивановка. Вот эти новые дома — с 1971 года новую улицу отстроили. Коттеджи хорошие. Кто в них живет? Специалисты, учителя, доярки, механизаторы. Почти все приезжие. А чужие здесь не приживаются тяжело привыкать.
И горькие эти размышления можно понять. Нелегкое хозяйство на плечах у сельсовета. С водой перебои. С отоплением – беда. В школе зимой холодно. В интернате — и того хуже. В магазине батареи среди зимы лопнули — пришлось все банки с соками в сельсовет перетаскивать. Детскому саду «Ручеек» уже ремонт нужен. Игрушек у детей мало. Площадка вокруг сада — пустырь.
— Качели бы нам, детский городок, — говорит заведующая Раиля Хакимовна Ахмерова.
— Погреб нужен. Овощей дети совсем не видят — хранить негде, — жалуется повар.
А в васильевских магазинах — по полкам хоть шаром покати. У продавца Надежды Харитоновны Горбуновой баночки с морской капустой красивой горкой выстроены.
— Неужели здесь ее берут?
— Берут, — отвечает. — Вот от ящика совсем немного осталось.
— А куда ж деваться, дочка! — спросил старик у прилавка. — Все берем.
Хлеб каждый день из Мелеуза привозят, а бывает — и жесткий. И по три дня подряд бывает жесткий. Тем, кто сам печь умеет, — не беда. А приезжим-то но просто.
Приезжих же здесь, правда, много. И тем, кто запуган ужасами деревенской жизни, на их примере надо сказать: не бойтесь. Можно жить в Васильевке и как еще можно.
В отличие от городских своих сверстников молодые семьи не маются здесь в общежитиях, в комнатах на пять хозяев, а имеют свои дома. Вот Ольга Киселева, доярка, — из Ишимбая в деревню приехала. Замуж сюда вышла. Оба с мужем на ферме работают, Дом у них колхозный деревянный. Трое детей. С товарами для них плохо. Здесь многодетные льгот не видят. Но… садятся на свою машину и едут в город.
— Я коров в жизни не видела, — Ольга смеется. — А теперь доярка. Трудно, конечно, было. Дома водичка горячая, а здесь-то… Ничего, привыкла. С людьми здесь ладить можно. Сам будешь к ним с душой относиться — и тебе хорошо ответят.
Главный экономист колхоза Азат Шарифович Магизов, недавно избранный председателем сельсовета, два года назад закончил сельхозинститут. Сам — мелеузовец, жена — уфимка. Живут в коттедже, корову держат. К весне уже и теленка ждали. Прижились.
Поднимается хозяйство. Есть у него будущее. Разделяют эту веру в молодые председатель колхоза Владимир Петрович Акшенцев и секретарь парторганизации Шагимардан Зиннатович Кувандыков. Оба они приезжие. И первое время в Васильевке далось им нелегко.
Но, похоже, становятся деловыми руководителями. Мастерские в автогараже сейчас утеплены. Реконструкцию телятника председатель задумал, а на фермах — механизацию. 485 тысяч рублей прибыли получил колхоз за прошлый год. Вал вырос в целом. И хоть по продаже молока план не выполнили, по мясу и шерсти — перевыполнили, по гречихе и подсолнечнику — в 2,5 раза больше дали, чем намечено было. Арендные звенья появились. С хорошими результатами осенью работу закончили.
— Сейчас единственная у нас задача: кадры. Без них ничего не сделаешь. А рабочих рук мало. Специалистов местных практически нет. Конечно, люди в чем-то правы — они стараются устроить детям лучшую жизнь. Помнят старое, — говорит председатель. — В 1988-89 годах ни один выпускник школы в деревне не остался. Уходя в город, они пробуют иную жизнь. Тянутся к ней. А родители назад их не зовут. Самим пусть на коленках за водой ползать, лишь бы дети жили в городе. Ждем газ — проведем, будут молодые в Васильевке оставаться. Жилье будем строить. И сегодня для специалистов в запасе квартиры держим. А тем, кто приезжает, — жилье сразу даем. Вернулся парень из армии — получил квартиру. Второй обещал вернуться и остаться. Население растет у нас. Но опять же за счет приезжих. А мы своих ждем домой.
Население Васильевки, действительно, растет. Не в самую худшую пору встречает деревня свое 200-летие. Люди ее живут неплохо. Целая улица коттеджей глядит на школу светлыми окнами в веселых занавесках. Председатель профкома Владимир Александрович Танатаров, сам коренной, васильевский, говорит:
— Но успеваю заявления на машины принимать. Большая очередь.
И вся надежда деревни — те «140 детей до 14 лет», что ходят сейчас в детсад и школу. Надо удержать их на родной земле. Чтоб не старели их родители в одиночестве, чтоб хорошо родили поля и чтоб не оставались брошенными березы над домами с заколоченными ставнями. Сколько их, таких домов, сейчас в Васильевке — не сосчитать.
О. Медведникова.