Яковлев, А. Человек пытливого ума / А. Яковлев. — Текст : непосредственный
// За урожай. — 1960. — 19 июня. — С. 1.
Это было, пожалуй, самое трудное дело. Машина отремонтирована, а тормоза бездействуют. И встало-то все из-за крышки головки компрессора. Никак не подлезешь к клапанам, ничем не подберешься к седлам крышки головки компрессора, чтобы восстановить их прежнюю форму. Другими словами, осваивая новую марку машины «ЗИЛ-150» авторемонтники столкнулись с трудностями.
— 12 атмосфер, силища-то какая! Подогнать седла клапанов так, чтобы не проходил воздух, да в такой выемке, куда и палец-то с трудом лезет, Дело трудное, — вздыхали наши рационализаторы и в который уже раз осматривали подносившуюся деталь.
Над решением этой сложной задачи работали сразу несколько человек. И вот в один мартовский День завод облетела весть: инструментальщик Василий Денисович Туников изготовил приспособление и за какие-нибудь три часа сделал запас крышек головки компрессора на полмесяца вперед.
Любопытные забегали в инструменталку и осматривали приспособление. Три развертки. Одна — для уменьшения фаски седла, вторая — для съемки фаски строго на верность, а третья — для шлифовки.
Так было найдено решение этой трудной задачи.
Это не первое рационализаторское предложение, которое внес и осуществил опытный рабочий завода.
Василий Денисович Туников в коллективе авторемонтников слывет человеком пытливого ума. Вся его жизнь связана с этим предприятием. В 1935 году пришел он сюда учеником инструментальщика. Тогда здесь не было еще завода, а размещалась автобаза № 2.
В 1940 году ушел в армию, служил в автомобильных частях, в дни блокады защищал Ленинград, а после победы снова вернулся на родной завод. Вначале работал начальником цеха реставрации, затем снова перешел в инструментальный цех мастером.
Уже тогда любил Василий Денисович, как говорят в народе, пораскинуть мозгой. Завод ремонтировал в основном автомобиль марки «ЗИС-5». В послевоенные годы трудно приходилось с запасными частями. Поступали они на предприятие с перебоями. Вся надежда оставалась, на реставрацию.
Однажды вышли подшипники руля. Стоят машины рядком, пахнут краской, хоть завтра заводи и в путь. Да куда поедешь без рулевого, управления.
— Просто обидно, из-за такой детали столько автомобилей бездействует, — размышлял Василий Денисович, глядя на безмолвные «ЗИСы».
Не один — беспокойный день провел инструментальщик у верстака. И однажды добился своего. Изготовил приспособление, с помощью которого были поделаны сепараторы подшипника. Они устанавливались потом на машинах и вполне себя оправдывали.
Простая, казалось бы, на первый взгляд такая деталь, как хомутики водяного шланга радиатора. А ведь долгое время изготовить их считалось трудоёмкой работой.
Выход нашел Василий Денисович. Он предложил штамп, с помощью которого в хомутике пробивались отверстия, производился загиб.
— В каждом деле нужна смекалка, а в нашем и подавно, — говорит. Василий Денисович.
Много изготовил он раз? — личных штампов, приспособлений, режущих инструментов. В числе их вы найдете и лерки, и мечики, и различные фрезы. За свою жизнь коммунист Туников внес не один десяток предложений. Здесь есть и его личные и те, над которыми он работал совместно с товарищами Григорием Михайловичем — мастером токарного цеха и слесарем отдела главного механика Иваном Васильевичем Анисимовыми.
Василий Денисович — человек пытливого ума и беспокойного характера. Сделал одно, сразу же берется за что-нибудь новое,
Сейчас он работает над съемником спрессовки подшипников получашек редуктора и подшипника малой цилиндрической шестерни автомашины «ЗИЛ- 150».
Коммунист В. Д. Туников постоянно заботится о техническом прогрессе на заводе, по мере своих сил и возможностей помогает заводской партийной организации в осуществлении решений июньского Пленума ЦК КПСС.
А. Яковлев,
директор авторемонтного завода.