Кононов, К. Всегда в пути / К. Кононов. – Текст : непосредственный
// За урожай. – 1961. – 4 августа. – С. 3.
«…деяния человека – вечны».
М. Горький.
Обновленная, но давнишняя старинная дорога. Более трех веков тому назад от деревни к деревне обычной проселочной, а потом большим трактом легла она между Оренбургом и Уфой. Сколько по ней в разное время прошло и проехало людей!
Ходили по ней бедные крестьяне в самотканой одежде и в лаптях, с посошками в руках и котомками за плечами. Проезжали мимо убогих деревенек и хуторов помещики и купцы в добротных каретах, на сытых и бодрых лошадях. В знойное время и лютые морозы немало ездило здесь ямщиков. Немало прозвучало и заунывных однотонных бубенцов, разливавших звуки в степных просторах.
Триста лет тому назад, когда Стерлитамак был основан как соляная пристань, из Илецка к новообразованному поселению тянулись скрипучие обозы с солью. По этой дороге проезжал
Емельян Пугачев со своими боевыми казаками. А когда восстание было подавлено, по тракту из Оренбурга прошли участники восстания, закованные в кандалы. Направлялись они для заточения в сибирские тюрьмы и для поселения на длительное время в глухие восточные места России. Проезжали по ней и в одиночку, и группами крестьянине из центральных областей страны со своим бедным скарбом и семьями для поселения в необжитых местах Башкирии.
В дни Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны по ней рыскали белогвардейцы. Между ними и красногвардейцами велись суровые бои.
И свершилось чудо в наше советское время. За всю многовековую историю по этому тракту прошла, как невидаль, обгоняя обозы, первая советская автомашина, предвещая величайшие изменения во всей жизни народа России.
Теперь иная жизнь, иное время. Мимо многих встречных грузовиков, легковых автобусов быстро из Мелеуза в Оренбург мчится комфортабельная пассажирская машина. За рулем — опытный водитель автохозяйства Трофим Тимофеевич Арапов. Если сложить путь, который он проехал на автомашине, то можно опоясать землю по экватору 25 раз!
Бывалый воин никогда не забудет фронтовых дорог. Еще перед Великой Отечественной войной, работая слесарем на одном из заводов Кара-Калпакии, парень увлекся автомашиной, изучил ее, а в начале войны получил права.
Под Сталинградом, когда в бою были отбиты у немцев захваченные ими наши автомашины, воин Трофим Арапов сел за руль ЗИСа и повел его по суровым фронтовым дорогам. В огне и в дыму, сквозь шквал снарядов и бомб перевозил боеприпасы и воинов. От многоводной великой русской реки Волги через Берлин до златой Праги — вот его фронтовой путь.
Двумя орденами Красной Звезды и шестью медалями удостоен Трофим Тимофеевич Арапов за отвагу и храбрость в боях за Родину. Много видел он опасностей.
Однажды шофер Арапов вез к линии фронта разведчиков. В деревне Шепетовке они слезли с машины и пошли. Вскоре вернулись. Поехали дальше. И вдруг за деревней оказались два немецких танка. Не успел Арапов повернуть обратно, как с визгом стали разрываться снаряды. Шофер не растерялся. Из сильного огня он вывел машину и спас разведчиков. Так не раз глядя смерти в глаза, шофер проявлял стойкость и мужество, преданность партии и народу. Поэтому ещё на пути к вражескому Берлину, после горячего боя в Варшаве, Трофим Тимофеевич Арапов был принят в ряды великой партии.
Все это, кажется, было совсем недавно. Советские люди испытывали невероятные трудности, недосыпали и недоедали. Нелегко было и после войны. Хлеб, и другие продукты люди получали по карточкам. Украина, Белоруссия и прибалтийские республики, представляли из себя руины. Тысячи селений и сотни, городов были спалены огнём. Нужно было все восстанавливать и строить новые фабрики и заводы. И все было сделано такими же тружениками, как Трофим Тимофеевич Арапов. Смотрит он теперь на все и не налюбуется. Бывшие разрушенные города стали еще краше. А вот на мирных полях идет уборка урожая. По дорогам мчатся автомашины с новым зерном. В созидательном труде рождаются новые герои, творцы счастья, творцы благ. Вот с ним в машине едет знатный плотник и шахтер, замечательный каменщик и прославленный животновод. Со строительных лесов каменщик сходил в комбинезоне, а здесь он сидит в прекрасном костюме и шляпе. Все эти советские люди — великие созидатели, строители коммунизма. Поэтому служить таким людям, доставлять их в нужные им места Трофим Тимофеевич считает большой, особой честью. К каждому он внимателен и вежлив. Он хорошо понимает, что советский человек достоин высокого уважения, чуткого отношения. У Трофима Тимофеевича бывает так: даже там, где не предусмотрена остановка, он ее делает. Иначе нельзя. Ведь он имеет дело с людьми.
Как-то Арапов возвращался в Мелеуз из Мраково. Был уже вечер. За Колдарово у дороги стояли два человека, Шофёр знал, что после него до утра пассажирских машин не будет. Водитель остановил машину и взял новых пассажиров. Они были очень благодарны. Как же проехать мимо? Как огорчить людей, испортить им настроение? Главное у Трофима Тимофеевича — делать людям добро.
Внимателен Т. Т. Арапов к своим товарищам по работе. Однажды утром он ехал в Оренбург. Около Ировки встретил на дороге лесовоз. Около него суетился незнакомый шофёр. Арапов остановился.
— Ночевал здесь. Не могу найти причину, — с каким- то чувством облегчения сказал водитель лесовоза. Трофим Арапов внимательно осмотрел электропроводку, исправил неполадку.
— У нас так заведено: стоишь на дороге у неисправной машины, и кто бы ни ехал, всегда остановится, узнает в чем дело, и чем может. — поможет, — говорит Трофим Тимофеевич.
Действительно, хорошее правило — помочь человеку в беде. Часто ему в пути приходится помогать другим. Человек он запасливый, знает, что в пути нужно. То он даст кому-нибудь ремень вентилятора, то одолжит другую часть автомашины.
Этот шофер работал на разных автомашинах. Только после, войны на одном грузовике он проехал 180 тысяч километров без капитального ремонта. А сколько перевез грузов! Теперь шофер работает на автобусе. Уфа, Оренбург, Мраково, Федоровка, Салават — вот его маршруты. Всегда он в пути. В этом и лирика его труда. Всегда, перед ним дороги, всегда новые люди, которым он служит.
С большой радостью коммунист Трофим Тимофеевич Арапов воспринял проект повой Программы Коммунистической партии Советского Союза. В Программе чётко определены главные задачи партии. Все для человека, все для его блага.
Советские люди упорно борются за мир во всем мире, за то, чтобы успешней идти к светлому будущему — коммунизму.
Сейчас Т. Т. Арапов перевозит людей по билетам. А в недалеком будущем проезд на коммунальном транспорте станет бесплатным. Уже к концу своей трудовой жизни Трофим Тимофеевич будет перевозить, людей бесплатно, а при переходе на пенсию и сам будет пользоваться этими благами. А это уже и есть коммунистическое начало.
К. Кононов.