Ночной вылет. Сумец Иван Тимофеевич

Ерикеев, Л. Ночной вылет / Л. Ерикеев. – Текст : непосредственный

// Путь Октября. – 1964. – 21 февраля. – С. 4.

 

   Иван Тимофеевич Сумец — уполномоченный Мелеузовского района по оргнабору, — переби­рая документы прошлых лет, наткнулся на летную книжку. 3426 — столько часов он находил­ся в воздухе на боевых самоле­тах. А в годы войны каждый час полета навсегда врезался в память.

   …Лето 1943 года. В тисках блокады сражался Ленинград. В районе станции Мга гитлеровцы концентрировали много танков, артиллерии и мотопехоты. Авиа­удар предстояло нанести здесь.

   На аэродроме у деревни Мали­но под Серпуховым шли послед­ние приготовления. Вскоре в церковь, где отдыхали после ноч­ных полетов экипажи самолетов, вбежал посыльный:

   — В штаб!

   Молодые, еще не испытавшие знакомства с бритвой, и опален­ные войной ветераны авиации — все сейчас сосредоточенно слу­шали слова приказа.

   А когда сумерки окутали зем­лю и смолкли дневные звуки, аэродром ожил. Один за другим в воздух взмывали горбатые «ИЛ-4». Бомбардировщики шли гуськом на расстоянии видимос­ти. Нет-нет да и вспыхивали сигнальные огоньки впереди иду­щих самолетов.

   Ночной вылет. Он всегда при­носит много неожиданностей. Трудно предугадать, что подстерегает экипаж впереди. Но каж­дый твердо знал: во что бы то ни стало нужно выполнить задание. Этого ждут внизу, на земле, защитники Ленинграда.

   А вот и линия фронта. Где-то под брюхом самолета появились трассы снарядов зениток. Тут и там виднелись разрывы. Тороп­ливо забегали щупальцы прожек­торов. Ровно, сосредоточенно гудят моторы. Штурман взглянул на карту. Вражеский клин мино­вали, теперь снова будет наша земля. Вдали показался слабый свет маяка. Скоро цель. Земля снова ожила. Теперь уже наши прожекторы заработали. Своими лучами они обозначили «ворота» для самолетов.

   — Правильно вышли? — спросил летчик Сергей Грачев.

   Трассирующие снаряды артил­лерии показывали, куда нужно сбросить смертоносный груз.

   — На боевом, — командует штур­ман И. Сумец.

   Боевой курс — это значит в ра­боту вступает летчик и штурман. Штурман рассчитывает угол при­целивания, делает поправки на снос и другие расчеты. Летчик «держит» самолет в заданном направлении. Стрелки охраняют са­молет. Даже если подкрадется враг, на летчика и штурмана не надейся: они погружены в свою работу.

   Бомболюки открыты. Еще секунда… Цель точно идет по кур­совой черте прицела. Иван нажал кнопку. Первая тысячекилограм­мовая бомба пошла вниз. Сле­дом — вторая, пятьсот килограмм. И, наконец, светящаяся. Она по­висает на парашютике, освещая окрестность.

   Слышатся глухие взрывы. Цель! А сзади идут еще самолеты. Еще и еще… Земля пылает от взрывов. Уже на обратном курсе, слов­но два клеща, в самолет вцепи­лись прожекторы. Сильный свет застилал глаза, мешая управлять машиной.

   — Идем на снижение, — объявил летчик.

   Тявкали зенитки, задыхаясь от злобы. Самолет шел круто вниз. Потом неожиданный раз­ворот — и снова тьма.

   — Отцепились, — вздохнул штурман.

   В наушниках вдруг послышал­ся взволнованный голос стрелка:

   — За нами два «мессера».

   Немецкие истребители «мессер­шмитт-110» пристраивались сбоку. Перед кабиной бомбардировщика прошила воздух очередь трассирующих пуль. Вторая трасса угодила в колпак каби­ны стрелка. Край колпака сре­зало, словно ножом. Стрелок и штурман открыли огонь. Оче­редь… Еще очередь. Один ис­требитель отвалил в сторону. «ИЛ-4» юркнул в спасительные облака.

   Было светло, когда добрались до аэродрома. Закончился еще один, продолжавшийся четыре с половиной часа, ночной вылет. Днем —  короткий отдых, а вече­ром — снова в воздух. Стало будничным каждый день бороть­ся со смертью. Бороться и по­беждать.

   Легко становилось на душе после каждого вылета, когда «подбивали» итоги ночной рабо­ты. Этот вылет был особенно памятным. На другой день Со­ветское информбюро коротко со­общило: «В результате масси­рованного удара войска Ленин­градского фронта продвинулись вперед».

   Еще кусочек священной земли был очищен от вражеской нечи­сти!

 

Л. Ерикеев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *