Хохлова, Н. Всенародная забота / Н. Хохлова. – Текст : непосредственное
// Путь Октября. – 1966. – 2октября. – С. 3.
Более полувека прошло с пор, как я первый раз переступила, порог школы в 1915 году в качестве учительницы.
Шла война. Нужда, горе, хозяйство страны разорено. Обучению детей грамоте уделялось очень мало внимания. Часто было так, что в низенькой избушке. с двумя — тремя окнами размещалась школа. В одной комнате помещались 2-3, а то и четыре класса. Занималась с ними одна, в лучшем случае две учительницы.
Вместо бумаги, тетрадей, карандашей и ручек — грифельная (аспидная) доска и грифель. Учебники на двоих, на троих, а то и на целый класс один. Дети в школу приходили в лаптях, кафтанах, зипунах. Школа нередко не отапливалась, топливо дети приносили сами (по полену, по кизяку). Так мы работали.
Бывало, за день перечитаешь и напишешь до десятка солдатских писем. Готовиться к урокам, вести задушевные беседы с крестьянами по вечерам приходилось при маленькой керосиновой лампе, часто без стекла.
И вот ушло в прошлое это тяжелое время. Сейчас лучшие здания на селе и в городе — это школы, освещенные электрическим светом. Школы имеют радио, нередко — телевизоры, всевозможные физические, химические, географические и иные приборы и наглядные пособия, достаточное количество бумаги, учебников. К услугам учителей и учащихся — мастерские для политехнического обучения. Костюмы, обувь учащихся радуют взор.
День учителя, установленный в нашей стране, это еще один знак внимания партии, правительства и всего народа к неутомимому труженику-учителю.
С праздником вас, дорогие коллеги!
Н. Хохлова,
учительница-пенсионерка.