Шофёр. Шалев Василий Его­рович

Комиссаров, Ф. Шофёр / Ф. Комиссаров. – Текст : непосредственный

// Путь Октября. – 1967. – 26 февраля. – С. 3.

 

   — Назвать лучших водителей? А их у час много, — сказал секретарь партбюро молочноконсервно­го комбината. — Взять хотя бы Шалевых, скажем, Василия Его­ровича…

   Шалевых я не знал.

   Зато знал я одного замечатель­ного шофера с этого же комбина­та. Познакомились в пути. «Голо­совал» я на мраковском шоссе. Остановил автопоезд с желтова­тыми цистернами, на которых вы­ведены буквы «Молоко».

   — В Мелеуз? — спросил шофер. — Садитесь, будет ве­селее.

   Поехали. Два прицепа с молочными цистернами то и дело толкали молоковоз. Но шофер не об­ращал на это внимания: привычно. Был он сухощав, с зорким взгля­дом, губы и глаза улыбались. Сра­зу начал говорить, как знакомый:

   — Был в Исянгулово. Наливали долго… Шутка ли — целых девять тони! А то доехал бы давно.

   — Дорога-то неважная, — заме­тил я.

   — Видели мы и худшую, — ска­зал шофер. — Да и машина хоро­шая. Посмотрели бы, на каких мы начинали работать в тридцать пя­том году.

   — Простите, а сколько же вам лет?

   — Сами как думаете?

   — Вам не более сорока…

   Шофер засмеялся.

   — Не-ет. С восемнадцатого я… Да, да! Вот брат есть у меня, Ни­колай, моложе на семь лет, так считают нас почти одногодками…

   Помолчав, он продолжал:

   — Да, начал я работать в трид­цать пятом, было мне лет сем­надцать. Эх, намаялись же мы тогда! День ездишь, а утром лезь под машину. Сколько этих машин перевидел — не счесть. Считайте, уж больше тридцати лет, ежеднев­но чуть свет — и за баранку.

   — Даже на войне?

   — А то как же?! От начала до конца…

   Он говорит о машинах, о доро­гах. Беспрерывно движутся его руки и ноги, напряженный взгляд бежит впереди автопоезда.

   — Устаете? — спросил я.

   — Бывает, да еще как! — сознал­ся шофер. Годы все-таки берут свое. Здоровье иногда пошалива­ет. Летом у нас пора горячая. Вот и приходится работать до ночи.

   Мне нужно было побывать в од­ной деревне. Выходя из кабины, по привычке, хотел отблагодарить водителя… Но тот отстранил про­тянутую руку, недовольно пробур­чав:

   — Что вы!? Нет, нет…

   … В другой раз я встретил его осенью. Снова мы стали попутчи­ками.

   Молоковоз месит грязь. Урчит. Кабина порой заволакивается ед­кой дымкой газа. От тепла поте­ют закрытые стекла. Шофер все так же смотрит вперед, улыбаясь, рассказывает о своём житье-бытье. Молочко, говорит он, уменьшается. Один-два рейса за день — и баста. Непривычно! Нуж­но бы больше возить — завод-то ведь вон как расширили, в два раза больше можно дать сухих молочных продуктов, чем раньше. Осенью и зимой основной цех ра­ботает лишь в две смены. Дело ли это! А что касается водителей, они готовы работать как летом.

   Слушаю и смотрю на него. Жи­вой, веселый, энергичный. Узнать бы-сколько он проехал на маши­не за эти годы? Считаю грубо: ес­ли он ездил по пятьдесят тысяч в год, и то соберется полтора мил­лиона километров. Нет, не мало!

   … Зимой встречал я его в пути несколько раз. Но ни имени, ни фамилии не знал. Однажды в трескучий мороз две машины на узком пути еле разминулись. Из кабины молоковоза вышел шофер, и в нем узнал я давнишнего по­путчика. Поздоровались.

   — Как зима, так всюду снежные борозды, — сказал он, и, ничуть не огорчаясь, улыбнулся.

   В последний раз я ехал с ним в июле.

   … Была ночь. В Бала-Четырмане я ждал машину, чтобы ехать в Мелеуз. Стрелки часов сошлись на единице. Хотел идти ночевать к знакомому инженеру, но увидел в стороне Федоровки движущиеся огоньки. Машина!   

   Ждал долго. Наконец, приблизился тяжелый автопоезд с двумя прицепами молочных цистерн. Проехал было, но остановился.

   — Так это вы? Айдате в кабину! — услышал я.     

   Да, это был тот же шофер.

   — Поздненько, — говорю.

   — Вечернее молоко, — сказал водитель. — Доставлю, значит за день привез 27 тонн молока. А утром в семь — опять в рейс.

   Стали подниматься в гору.

   — Тяжело машине, — замечаю я.

   — Выдюжит. На Кавказе вон какие горы, — а ездил!

   — Во время войны? — спросил я.

   — Ну да. По Военно-Грузинской дороге ездили мы. Ну и горы, аж дух захватывает!

   Стал рассказывать о рейсах военных лет. Возил он снаряды, мины, снаряжения, продукты, людей на разных фронтах. Исколесил прикаспийские, донские степи, проехал всю Белоруссию, Прибалтику, Польшу с тяжелыми грузами войны, дошел до Германии. А затем был на Дальнем Востоке, в Китае, когда громили Квантунскую армию, затем в Монголии, Сибири, Средней Азии… И всюду — за баранкой.

   — Лучше спросите, где я не был, — засмеялся он.

   Наши пути и в войну сходились часто. Оказывается, в Средней полосе России, в Белоруссии, в Польше я и он были не только на одних и тех же фронтах, но и в одних и тех же городах. Перебивая друг друга, мы вспоминали те го­ды, когда радуясь за победы и скорбя о потерях, двигались на запад.

   Шофер не казался усталым, хо­тя дорога была долгая. Цепь разговора подвела нас к действительности. Говорил он о заводе. О лю­дях. О собрании, где он выступал, поднимал важные вопросы. Его тревожили недостатки, кото­рые все еще имеются на заводе. Все было для него небезразлично. Он жил и дышал этой землей, Ро­диной, обществом, частицей кото­рых является сам.

   Он не знал меня. И я его.

   Но за несколько поездок пере­до мной открылся душевный мир самого простого трудового чело­века.

   Приехали в Мелеуз.

   — Простите, давайте познако­мимся, — сказал я, назвав себя, — Как ваша фамилия?

   — Я Шалев.

   — Как, как? Шалев? — переспро­сил я.

   — Да, А что? — улыбнулся шофер.

   — Василий Егорович, что ли?

   — О, вы, я вижу, сами знаете, — засмеялся Василий,

   Я считал, что не знаю его. Ока­зывается, я его давно знал.

Ф. Комиссаров.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *