У синих Венцов Урала

Лебедев, Л. У синих Венцов Урала / Л. Лебедев. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. — 1986. —  13 марта. — С. 4.

 

         Откуда у гор такое поэтическое название — Синие Венцы! Ответа у местных жителей не нашел, услышал лишь предположения. Поросшие лесом отроги Южного Урала тянутся гряда за грядой и там, вдали, действи­тельно кажутся синими, сливаются с небом. Невысокие эти горы венчают долину, где бежит речка Тор. Здесь раскинулось старинное село Воскресенское.

 

         «Старинное» можно говорить с уверенностью, по­скольку веское доказа­тельство вот оно — по­среди поселка (да, нынче Воскресенское в справоч­никах значится как посе­лок городского типа). Видные издалека, высят­ся мощные кирпичные сте­ны бывшего медеплавиль­ного завода — одного из первых на Урале. Воскресенцы, гордясь древностью своего рода, с почтением называют год основания завода — 1745-й. Вон какая старина! Однако куда бо­лее скромное здание, чем завод, считают в Воскресенском главной досто­примечательностью.

         Признаюсь, вывеска на дверях «Народная картин­ная галерея» многого не обещала. Ну какие, каза­лось, шедевры можно встретить в поселке, ле­жащем в стороне от больших дорог. Но идешь по залам и поражаешься — какие имена! Г. Коржев. А. Ткачев, В. Иванов, В. Дмитриевский. П. Оссовский, И. Попов, другие известные живописцы. Сре­ди них — действитель­ные члены Академии ху­дожеств, народные худож­ники СССР и Российской Федерации, лауреаты Го­сударственной а Репин­ской премий… Да и не в званиях в конечном сче­те дело. А просто без этих имен невозможно себе представить современную советскую живопись.

         — Сердечный дар Вос­кресенскому, — сказала, мягкостью в голосе под­черкивая ценимость дара, Е. Баранова, при необхо­димости выполняющая тут роль экскурсовода. Да часто ли необходимость выпадает? И опять сомне­ния оказались неуместны. Выяснилось, что группы посетителей тут чуть ли не каждый день. Галерея стала непременным пунк­том на туристском марш­руте.

         «Близкому сердцу мо­ему селу моей юности», — написал П. Оссовский на своей книге, также при­сланной в Воскресенское. Под этими словами мог бы подписаться каждый из его коллег, чьи произведения тут представлены. Корот­кая фраза все объяс­няет. Юность этих худож­ников пришлась на годы войны и провели они два на них — самых трудных — в Воскресенском.

         В подшивке «Правды» разыскал статью Игоря Грабаря «Юные дарова­ния в изобразительном ис­кусстве». Вот как оцени­вал известный живописец и искусствовед выставку юных в залах «Всекохудожника»:

         «Если прежде мы, в си­лу самого характера са­модеятельного искусства, поневоле были вынуждены в своих суждениях делать скидку на детскость и са­модеятельность, то здесь мы впервые можем и дол­жны говорить с детьми как со взрослыми, ибо мы имеем перед собой не ди­летантов, а художников-профессионалов, хотя и весьма юных».

         На той выставке экспо­нировались работы учени­ков Московской средней художественной школы, открытой осенью 1939 го­да. Школа объединила наиболее одаренных ребят из изостудий и кружков.

         Статья И. Грабаря была опубликована 24 мая 1941 года. Не прошло месяца, как началась Великая Отечественная.

         Рисунок, живопись, ком­позиция… Краски, холст, картон… Казалось, все эти милые ребятам поня­тия остались там, в мир­ной жизни. Но было ина­че! Никакие духовные ценности по причине вой­ны не списывались.

         Прежде чем продолжить о судьбе художественной школы, вернусь к статье И. Грабаря. Среди отме­ченных им был В. Бабицын. О его работах рецен­зент отозвался высоко: «Исполненные в карандаш­ной технике, они развер­тывают мало свойствен­ное ей богатство светоте­невых масс и тона».

         В точности оценки мож­но убедиться в Воскресен­ском, где выставлен ри­сунок «У кузницы», вы­полненный в 1942 году. Почти тридцать лет спус­тя Бабицын, который был одним из инициаторов соз­дания местной народной галереи, прислал сюда эту работу. Рисунок тем бо­лее ценен, что той сель­ской кузницы давно уже нет. Но сохранилась она не только на листке из альбома Бабицына. Есть свидетельство, что не он один ее запечатлел. На переднем плане его рисунка — садящий на земле, сложив ноги калачиком, под­росток в ватнике рисует ту же кузницу. Юный ри­совальщик — нынешний член-корреспондент Акаде­мии художеств, народный художник РСФСР, лау­реат Государственной пре­мии СССР Виктор Ива­нович Иванов.

         — Ну как же можно забыть Воскресенское! —  сразу откликнулся он, ког­да я попросил его расска­зать о той поре. Но не трудности военных дет, не бытовые детали вспомнил Иванов в первую очередь, а начал по-деловому пе­речислять:

         — Отметьте, во-первых, что в самый опасный мо­мент войны, когда враг подходил к Москве, Ро­дина верила в победу и оберегала юных, чтобы не выпало звено в цепи отечественного искусства. Вот как крепка была вера в наше правое дало! Во-вторых, школа тогда подала пример, как надо беззаветно отдаваться ра­боте. Рисовали по двенад­цать часов в день, и все казалось мало — такое увлечение царило в нас. Это и понятно — школа концентрировала ребят, действительно преданных изобразительному искус­ству, и среди учеников не было таких, которых бы привели папаша и мамаша только потому, что зани­маться в творческой шко­ле считается «хорошим тоном». В третьих, тогда было создано много пей­зажей на самом высоком уровне, написанных про­никновенно, с глубоким чувством…

         — А где вы жили, как занимались?

         — Некоторые приехали в Воскресенское с семья­ми, расселились по домам колхозников. Но большин­ство жило в общежитии. Кроватей не хватало, спа­ли на топчанах. Труднос­тей было немало. Зимой оказались чуть ли не ра­зутые, а летом, представь­те себе, получили валенки. Для рисования, когда не хватало бумаги, использо­вали где-то нашедшийся картон. Писали этюд на этюде. Пытались сами де­лать кисти. Позировали поочередно…

         В Воскресенском неко­торые из учеников достиг­ли призывного возраста и пошли в действующую армию. Нет ли тут противоречия — что же, выхо­дит, оберегали таланты лишь до определенных лет?

         Да, детей, сколько можно, уводили от беды. Старшим выпало на долю защищать их, себя, Родину. И в какой бы области они не выказывали способности, тогда в первую очередь от каждого требовалось проявить военной талант, бойцовские достоинства. Из тех, кто ушел не шко­лы на фронт, вернулись не все. Кто теперь скажет, какие картины мы по этой причине никогда не увидим…

         Художественная школа вернулась в Москву в 1943-м. Со временем ей отвели новое здание в Лав­рушинском переулке, на­против Третьяковки, и это соседство представля­ется как нельзя более за­кономерным.

         Галерея, созданная со временем в Воскресенском, — как знак благодарности тех, кого приютило в тя­желую годину далекое село. Но если взглянуть на дело шире, то надо признать, что осталось там больше, чем картины и скульптура. К ним обя­зательно надо приплюсо­вать еще и углубление ин­тереса к культуре в ду­шах воскресенцев. В гале­рее ныне отведено поме­щение, где собраны ста­рые прялки, хранятся до­машний ткацкий станок, другие предметы былого быта, изделия того самого медного завода, образцы местной руды, пожелтевшее от времени фотогра­фии с видами села и пор­третами селян… Все это, снесенное сюда жителями Воскресенского, не послу­жит ли основой для кра­еведческого музея? Опре­деленно не последнюю роль сыграла народная галерея в укреплении са­мосознания и патриотизма воскресенцев.

         Но есть и еще один четкий след, тянущийся от эвакуированной москов­ской школы. Сейчас в Воскресенском есть своя художественная школа. В ней занимаются почти пятьдесят колхозных ре­бят. Их лучшие работы тоже собираются предста­вить в народной галерее. Может, увидим мы их со временем и в музеях дру­гих городов? Как знать. Однако в любом случае шире откроется ребятам красота их родных мест у Синих Венцов.

 

Л. Лебедев. (Спец. корр. «Правды»).

Мелеузовскяй район,

Башкирская АССР.

(«Правда» от 10 марта 1986 г.)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *