Лебедев, Л. У синих Венцов Урала / Л. Лебедев. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. — 1986. — 13 марта. — С. 4.
Откуда у гор такое поэтическое название — Синие Венцы! Ответа у местных жителей не нашел, услышал лишь предположения. Поросшие лесом отроги Южного Урала тянутся гряда за грядой и там, вдали, действительно кажутся синими, сливаются с небом. Невысокие эти горы венчают долину, где бежит речка Тор. Здесь раскинулось старинное село Воскресенское.
«Старинное» можно говорить с уверенностью, поскольку веское доказательство вот оно — посреди поселка (да, нынче Воскресенское в справочниках значится как поселок городского типа). Видные издалека, высятся мощные кирпичные стены бывшего медеплавильного завода — одного из первых на Урале. Воскресенцы, гордясь древностью своего рода, с почтением называют год основания завода — 1745-й. Вон какая старина! Однако куда более скромное здание, чем завод, считают в Воскресенском главной достопримечательностью.
Признаюсь, вывеска на дверях «Народная картинная галерея» многого не обещала. Ну какие, казалось, шедевры можно встретить в поселке, лежащем в стороне от больших дорог. Но идешь по залам и поражаешься — какие имена! Г. Коржев. А. Ткачев, В. Иванов, В. Дмитриевский. П. Оссовский, И. Попов, другие известные живописцы. Среди них — действительные члены Академии художеств, народные художники СССР и Российской Федерации, лауреаты Государственной а Репинской премий… Да и не в званиях в конечном счете дело. А просто без этих имен невозможно себе представить современную советскую живопись.
— Сердечный дар Воскресенскому, — сказала, мягкостью в голосе подчеркивая ценимость дара, Е. Баранова, при необходимости выполняющая тут роль экскурсовода. Да часто ли необходимость выпадает? И опять сомнения оказались неуместны. Выяснилось, что группы посетителей тут чуть ли не каждый день. Галерея стала непременным пунктом на туристском маршруте.
«Близкому сердцу моему селу моей юности», — написал П. Оссовский на своей книге, также присланной в Воскресенское. Под этими словами мог бы подписаться каждый из его коллег, чьи произведения тут представлены. Короткая фраза все объясняет. Юность этих художников пришлась на годы войны и провели они два на них — самых трудных — в Воскресенском.
В подшивке «Правды» разыскал статью Игоря Грабаря «Юные дарования в изобразительном искусстве». Вот как оценивал известный живописец и искусствовед выставку юных в залах «Всекохудожника»:
«Если прежде мы, в силу самого характера самодеятельного искусства, поневоле были вынуждены в своих суждениях делать скидку на детскость и самодеятельность, то здесь мы впервые можем и должны говорить с детьми как со взрослыми, ибо мы имеем перед собой не дилетантов, а художников-профессионалов, хотя и весьма юных».
На той выставке экспонировались работы учеников Московской средней художественной школы, открытой осенью 1939 года. Школа объединила наиболее одаренных ребят из изостудий и кружков.
Статья И. Грабаря была опубликована 24 мая 1941 года. Не прошло месяца, как началась Великая Отечественная.
Рисунок, живопись, композиция… Краски, холст, картон… Казалось, все эти милые ребятам понятия остались там, в мирной жизни. Но было иначе! Никакие духовные ценности по причине войны не списывались.
Прежде чем продолжить о судьбе художественной школы, вернусь к статье И. Грабаря. Среди отмеченных им был В. Бабицын. О его работах рецензент отозвался высоко: «Исполненные в карандашной технике, они развертывают мало свойственное ей богатство светотеневых масс и тона».
В точности оценки можно убедиться в Воскресенском, где выставлен рисунок «У кузницы», выполненный в 1942 году. Почти тридцать лет спустя Бабицын, который был одним из инициаторов создания местной народной галереи, прислал сюда эту работу. Рисунок тем более ценен, что той сельской кузницы давно уже нет. Но сохранилась она не только на листке из альбома Бабицына. Есть свидетельство, что не он один ее запечатлел. На переднем плане его рисунка — садящий на земле, сложив ноги калачиком, подросток в ватнике рисует ту же кузницу. Юный рисовальщик — нынешний член-корреспондент Академии художеств, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Виктор Иванович Иванов.
— Ну как же можно забыть Воскресенское! — сразу откликнулся он, когда я попросил его рассказать о той поре. Но не трудности военных дет, не бытовые детали вспомнил Иванов в первую очередь, а начал по-деловому перечислять:
— Отметьте, во-первых, что в самый опасный момент войны, когда враг подходил к Москве, Родина верила в победу и оберегала юных, чтобы не выпало звено в цепи отечественного искусства. Вот как крепка была вера в наше правое дало! Во-вторых, школа тогда подала пример, как надо беззаветно отдаваться работе. Рисовали по двенадцать часов в день, и все казалось мало — такое увлечение царило в нас. Это и понятно — школа концентрировала ребят, действительно преданных изобразительному искусству, и среди учеников не было таких, которых бы привели папаша и мамаша только потому, что заниматься в творческой школе считается «хорошим тоном». В третьих, тогда было создано много пейзажей на самом высоком уровне, написанных проникновенно, с глубоким чувством…
— А где вы жили, как занимались?
— Некоторые приехали в Воскресенское с семьями, расселились по домам колхозников. Но большинство жило в общежитии. Кроватей не хватало, спали на топчанах. Трудностей было немало. Зимой оказались чуть ли не разутые, а летом, представьте себе, получили валенки. Для рисования, когда не хватало бумаги, использовали где-то нашедшийся картон. Писали этюд на этюде. Пытались сами делать кисти. Позировали поочередно…
В Воскресенском некоторые из учеников достигли призывного возраста и пошли в действующую армию. Нет ли тут противоречия — что же, выходит, оберегали таланты лишь до определенных лет?
Да, детей, сколько можно, уводили от беды. Старшим выпало на долю защищать их, себя, Родину. И в какой бы области они не выказывали способности, тогда в первую очередь от каждого требовалось проявить военной талант, бойцовские достоинства. Из тех, кто ушел не школы на фронт, вернулись не все. Кто теперь скажет, какие картины мы по этой причине никогда не увидим…
Художественная школа вернулась в Москву в 1943-м. Со временем ей отвели новое здание в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковки, и это соседство представляется как нельзя более закономерным.
Галерея, созданная со временем в Воскресенском, — как знак благодарности тех, кого приютило в тяжелую годину далекое село. Но если взглянуть на дело шире, то надо признать, что осталось там больше, чем картины и скульптура. К ним обязательно надо приплюсовать еще и углубление интереса к культуре в душах воскресенцев. В галерее ныне отведено помещение, где собраны старые прялки, хранятся домашний ткацкий станок, другие предметы былого быта, изделия того самого медного завода, образцы местной руды, пожелтевшее от времени фотографии с видами села и портретами селян… Все это, снесенное сюда жителями Воскресенского, не послужит ли основой для краеведческого музея? Определенно не последнюю роль сыграла народная галерея в укреплении самосознания и патриотизма воскресенцев.
Но есть и еще один четкий след, тянущийся от эвакуированной московской школы. Сейчас в Воскресенском есть своя художественная школа. В ней занимаются почти пятьдесят колхозных ребят. Их лучшие работы тоже собираются представить в народной галерее. Может, увидим мы их со временем и в музеях других городов? Как знать. Однако в любом случае шире откроется ребятам красота их родных мест у Синих Венцов.
Л. Лебедев. (Спец. корр. «Правды»).
Мелеузовскяй район,
Башкирская АССР.
(«Правда» от 10 марта 1986 г.)