Захарова, Т. «Госуслуги ДОМ»: что это и как ими пользоваться : интервью
/ Т. Захарова ; записала Е. Мазиева. — Текст : непосредственный.
// Путь Октября. — 2025. – 24 октября. — С. 10.
Начальник отдела ЖКХ и благоустройства администрации Мелеузовского района Татьяна Захарова рассказала, зачем нужна государственная информационная система «ГИС ЖКХ» и как её мобильная версия — «Госуслуги ДОМ» — упрощает жизнь собственников жилья.

Начальник отдела ЖКХ и благоустройства
администрации Мелеузовского района Татьяна Захарова
— Татьяна Михайловна, давайте сначала разберёмся: когда и с какой целью появилась система ГИСЖКХ?
— В январе 2011 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин поручил правительству создать единый информационный ресурс, который позволит гражданам беспрепятственно вести мониторинг потребления коммунальных услуг и порядок начисления платы за них, обращаться с жалобами на некачественное предоставление услуг, получать информацию о действующем законодательстве в сфере ЖКХ. А конечным продуктом этой системы стало мобильное приложение «Госуслуги ДОМ», в котором собрана вся информация.
— Уточните, какая именно и для чего?
— В систему ГИС ЖКХ внесены все многоквартирные и жилые дома, их технические характеристики, перечень и стоимость услуг по управлению общим имуществом МКД. Поставщики коммунальных услуг ежемесячно вносят в систему начисления по лицевым счетам, а также сведения об имеющийся задолженности. Там есть и нормативно-правовая база и много другой информации, связанной с ЖКХ.
Органы власти с помощью системы получают информацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства в режиме реального времени, получают обращения от граждан и организаций. Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании загружают информацию о своей деятельности, принимают показания приборов учёта, выставляют платёжные документы, заключают договоры, работают с обращениями граждан.
Не зарегистрированным в системе пользователям открыт доступ просматривать нормативные правовые акты, информацию о домах, сведения об организациях сферы ЖКХ, информацию о тарифах, отчёты и графики состояния сферы ЖКХ. Зарегистрированные в системе собственники жилья могут: оплачивать жилищно-коммунальные услуги, вносить показания приборов учёта, участвовать в голосованиях по дому, отправлять жалобы организациям-участникам рынка ЖКХ и органам власти.
— Что можно делать собственнику помещения с помощью этого приложения?
Во-первых, передавать показания приборов учёта (вода, свет, газ — все показания в одном месте), просматривать их историю. Также можно заказать поверку счётчика в удобное время. Во-вторых, оплачивать квитанции. Изучать детализацию счетов и просматривать квитанции всех поставщиков. Через приложение можно оплатить квитанции без комиссии с помощью системы быстрых платежей. В-третьих, отправлять заявки-обращения в управляющую компанию и ресурсоснабжающие организации. Составить и отправить заявку вам поможет умный чат- бот. Опишите проблему и приложите фотографии или документы. Статусы заявок можно просматривать в самом приложении, ответы на них поступят туда же. Также в этой вкладке можно увидеть все заявки ваших соседей. А также в сервисе можно оформить страхование квартиры, условия страхования написаны во вкладке «Защита квартиры».
— Многих жильцов интересует, когда будет проводиться капитальный ремонт в их домах и какие виды работ. Из приложения можно узнать информацию?
— Да, конечно. Есть такая вкладка «Как изменится ваш дом», там можно получать информацию о проведённом и запланированном капитальном ремонте, о сумме, которая накоплена на данный момент, а также о сроках — когда и какие работы будут выполнены. Кроме того, через приложение можно получать ежегодные отчёты управляющих компаний о выполненных работах по дому.
— Слышала, что и собрания жильцов уже проводятся онлайн с помощью этого ресурса.
— Да, это удобная и прозрачная процедура. Хочу отметить, что онлайн-голосования существенно сокращают время на подготовку и проведение общих собраний, а также на подсчёт голосов при подведении итогов. Предоставляется возможность принять участие и тем собственникам, которые по каким-либо причинам не могут физически присутствовать на собрании. Исключается возможность подделки решений или подписей собственников помещений.
— Расскажите про гостевой доступ. Какие возможности?
— Мобильное приложение «Госуслуги ДОМ» также имеет возможность открыть гостевой доступ — НЕ СОБСТВЕННИКАМ ЖИЛЬЯ. Это удобно при сдаче жилья в аренду или для помощи родственникам с передачей показаний счётчиков и оплатой счетов. Гость сможет подавать показания счётчиков, оплачивать счета и отправлять заявки без участия собственника, голосовать и подключать дополнительные услуги он не сможет: гостевой доступ этого не позволяет.
— Спасибо за интервью!
Беседовала Елена Мазиева.
Уважаемые мелеузовцы!
За дополнительной информацией о работе мобильного приложения
вы всегда можете обратиться к старшим по дому или
в отдел ЖКХ и благоустройства администрации района
по адресу: ул. Воровского д. 4, каб. №113 или по тел.: 3-20-80.
