«Нравственные истоки героического поступка»

«Нравственные истоки героического поступка»

 По повести В. Быкова «Обелиск»

 

Цель:

  • Познакомить с творчеством В. Быкова.
  • Рассмотреть проблемы, поднимаемые ав­тором в повести: смысл жизни, преем­ственность поколений, совершение под­вига.

 

Оборудование: портрет писателя, книги.

 

Ход урока: Эпиграф:

«Мужество — добродетель, в силу которой люди в опасности совершают прекрасные дела, руко­водствуясь законом и повинуясь ему…»

                                                                                                                                                                                                              (Аристотель)

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем рассуждать над поступками героев повести Василя Быкова «Обелиск».

 

Биография писателя

 

 

(1924—2003)

 

   Быков Василь (Василий Владимирович) — белорусский прозаик.

   Родился 19 июня в деревне Череновщина Витебской области в крестьянской семье.

   В 1941 г., будучи студентом Витебского художественного училища, уходит добро­вольцем на фронт.

   Было военное училище, был фронт. Сначала — пехота, потом — истребительная противотанковая артиллерия. Он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет.

   После войны еще в течение десяти лет служил в армии, затем демобилизуется и с 1955 г. занимается только литературной дея­тельностью.

   В 1950-е г. пишет военные рассказы и повести: «Смерть челове­ка», «Двадцатый» и др., переводя свои произведения на русский язык.

   Повесть «Третья ракета», написанная в 1962 г., приносит писа­телю известность и признание.

   В 1960-е гг. публикует повести «Альпийская баллада», «Мерт­вым не больно», в 1970-е — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Эти произведения поставили В. Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы XX века. В 1983 г. была опубликована повесть «Знак беды», полу­чившая в 1986 г. Ленинскую премию. В 1986-м — «Карьер».

   В. Быков жил и работал в Минске.

   В. Быков умер 22 июня 2003 г.

 

Обсуждение повести

                                                                            

  • Ребята, как вы думаете, почему повесть, посвященная событиям

Великой Отечественной войны, начинается с рассуждения героя, от лица которого ведется повествование?                      

 

(Основные события повести предваряют рассуждения главного героя о своем поступке — он проявил «душевную черствость», не оказал помощь человеку, нуждавшемуся в поддержке, заела «му­равьиная суета» — личные дела, и в стороне осталось «нечто куда более важное».)

 

  • Как главный герой определяет «смысл твоего существования на этой грешней земле»?

 

(Жизнь должна быть наполнена «чем-то значительным, прежде всего, разумной человеческой добротой и заботой о других близких или даже далеких тебе людях, которые нуждаются в этой твоей за­боте».)

 

  • Какова цель жизни Миклашевича?

 

(Миклашевич всю свою жизнь боролся за то, чтобы оценили ге­роический поступок его учителя Мороза. Должна быть восстанов­лена историческая и нравственная справедливость — на обелиске должно быть имя учителя. «Мороз был нашей болячкой. На совести у обоих. Я сдался. А он — нет. И вот — победил, — говорил Ткачук».)

 

  • Почему Миклашевич выбрал профессию учителя?

 

(У него перед глазами был пример — его учитель Мороз, который заступился за него, когда понял, что отец бьет Павлика; в день рас­стрела Мороз спас ему жизнь. Он был не просто хорошим учителем, каких много, он, прежде всего, был НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ.)

 

  • Каким был человеком Мороз, что мы о нем узнали?

 

(Он был предан своей работе, очень любил детей. Был беско­рыстен.

— Учились у него две сестрички-близняшки, отец у них погиб, и мама забрала девочек домой — «обувка плохая и ходить далеко». Девочки были способные к учебе, и Мороз купил им обувь и отво­дил их после занятий домой;

— отвоевал Павлика Миклашевича у отца, поселил у себя;

— сам формировал библиотеку (возил книги в школу из панс­кого дома), читал вслух ребятишкам «Войну и мир»;

— был еще один случай с его учеником Миколой Бородином, который осквернил храм, так учитель взял вину на себя: «Это ре­зультат не совсем продуманного воспитания». От мальчишки отста­ли. После этого «…на Мороза стали смотреть как на какого-то сво­его заступника. Что у кого было трудного или хлопотного, со всем шли к нему в школу. Настоящий консультационный пункт открыл. И не за деньги, не по обязанности — просто так. По призванию сельско­го учителя».)

 

Сравнить Мороза с учителем из рассказа В. Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»

 

  • В повести Юрия Яковлева «Зимородок» есть такие слова: «Все, что люди сделали на войне, может быльем порасти. Все зависит от вас. Забвение — это ржавчина памяти. Она разъедает самое доро­гое. Нужны новые силы, чтобы бороться с забвением…» Увяжите эти слова с повестью «Обелиск».

 

  • Эпиграфом к уроку мы взяли слова Аристотеля: «Мужество добродетель, в силу которой люди в опасности совершают прекрас­ные дела, руководствуясь законом и повинуясь ему…» О каком законе говорит древнегреческий философ?

 

(О законе морали, нравственности, о проблеме выбора в сложных, иногда трагических ситуациях.)

 

  • Не все герои повести считали, что Мороз совершил героический поступок, вспомните хотя бы зав. районо Ксендзова: «…были и по­больше, чем он, герои. Ну в самом деле, что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца? Я когда-то занимался этим делом и, знае­те, особого подвига за этим Морозом не вижу». А вы как считаете, Мороз был героем? Каковы истоки подвига, героического поступка?

 

(«Жизнь — это миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб. А вы все хотите втиснуть в две-три расхожие схе­мы, чтоб попроще! И поменьше хлопот! Убил немца или не убил? Он сделал больше, чем если бы убил его. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу…» «Смерть, она, брат, свой смысл имеет. Смерть — это абсолют­ное доказательство. Самый неопровержимый аргумент… крови про­лилось, ого сколько. Не может быть, чтобы зря. Да и Мороз доказал это самым красноречивым образом!».)

 

  • Как вы считаете, зачем в повесть введен этот персонаж — Ксенд­зов?

 

(Он воплощает собой безнравственность, бездуховность, рав­нодушие, «душевную близорукость».)

 

  • Как пытался Мороз утешить мальчишек, идущих на смерть?

 

(Он старался их подбодрить, говорил, «что жизнь человеческая очень несоразмерна с вечностью и 15 лет или 60 — все не более чем мгновение перед лицом вечности. Еще говорил, что тысячи людей в том же Сельце рождались, жили, отошли в небытие, и никто их не знает и не помнит никаких следов их существования. А вот их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой — самой высокой из всех возможных в мире наград».)

 

  • В повести прослеживаются пути трех поколений, назовите.

 

(Прослеживается преемственность поколений:

— жизненный путь учителя Мороза,

— его ученика Миклашевича,

— Витька, парень, который заступился за девушку с юношей, один против троих — не испугался. В разговоре выяснилось, что он учился у Миклашевича. «Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать». Каждый из этих героев стоял перед выбором, как поступить. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести.)

 

 

Заключение:

 

 «За перо взялся, как теперь сам понимаю, скорее из литератур­но полемических побуждений. Читал некоторые произведения о войне, и они выводили меня из себя своей “красивостью”, своей «литературщиной”. А мне хотелось правд», — писал В. Быков.

   Разрабатывая нравственную проблема­тику на материале минувшей войны, Василь Быков стремится исследовать характеры своих героев, их нравственную и гражданс­кую сущность, не соблазняясь столь заман­чивой перспективой отображения яркого, внешне эффектного героического деяния.

   Быков считает героическим поступок Мороза, утверждая это мнение всем содер­жанием повести. Героическим потому, что не спрятался учитель от немцев, распустив­ших по селу слух, что «так поступают Сове­ты: чужими руками воюют, детей на закла­ние обрекают», не оставил учеников в решительную минуту, «облег­чил их незавидную судьбу».

   Кроме того, самопожертвование Мороза, как и вся его безуп­речная жизнь, прошедшая на глазах у односельчан, это еще и при­мер для всех людей — пример человечности и духовной стойкости.

   Миклашевич восстанавливает прерванную нить, ведущую от по­коления к поколению. Таков ответ писателя на вечный (и всегда но­вый) вопрос о смысле человеческой жизни.

 

И. Котомцева,

Н. Крук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *