«Нравственные истоки героического поступка»
По повести В. Быкова «Обелиск»

Цель:
- Познакомить с творчеством В. Быкова.
- Рассмотреть проблемы, поднимаемые автором в повести: смысл жизни, преемственность поколений, совершение подвига.
Оборудование: портрет писателя, книги.
Ход урока: Эпиграф:
«Мужество — добродетель, в силу которой люди в опасности совершают прекрасные дела, руководствуясь законом и повинуясь ему…»
(Аристотель)
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем рассуждать над поступками героев повести Василя Быкова «Обелиск».
Биография писателя


(1924—2003)
Быков Василь (Василий Владимирович) — белорусский прозаик.
Родился 19 июня в деревне Череновщина Витебской области в крестьянской семье.
В 1941 г., будучи студентом Витебского художественного училища, уходит добровольцем на фронт.
Было военное училище, был фронт. Сначала — пехота, потом — истребительная противотанковая артиллерия. Он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет.
После войны еще в течение десяти лет служил в армии, затем демобилизуется и с 1955 г. занимается только литературной деятельностью.
В 1950-е г. пишет военные рассказы и повести: «Смерть человека», «Двадцатый» и др., переводя свои произведения на русский язык.
Повесть «Третья ракета», написанная в 1962 г., приносит писателю известность и признание.
В 1960-е гг. публикует повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 1970-е — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Эти произведения поставили В. Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы XX века. В 1983 г. была опубликована повесть «Знак беды», получившая в 1986 г. Ленинскую премию. В 1986-м — «Карьер».
В. Быков жил и работал в Минске.
В. Быков умер 22 июня 2003 г.
Обсуждение повести
- Ребята, как вы думаете, почему повесть, посвященная событиям
Великой Отечественной войны, начинается с рассуждения героя, от лица которого ведется повествование?
(Основные события повести предваряют рассуждения главного героя о своем поступке — он проявил «душевную черствость», не оказал помощь человеку, нуждавшемуся в поддержке, заела «муравьиная суета» — личные дела, и в стороне осталось «нечто куда более важное».)
- Как главный герой определяет «смысл твоего существования на этой грешней земле»?
(Жизнь должна быть наполнена «чем-то значительным, прежде всего, разумной человеческой добротой и заботой о других близких или даже далеких тебе людях, которые нуждаются в этой твоей заботе».)
- Какова цель жизни Миклашевича?
(Миклашевич всю свою жизнь боролся за то, чтобы оценили героический поступок его учителя Мороза. Должна быть восстановлена историческая и нравственная справедливость — на обелиске должно быть имя учителя. «Мороз был нашей болячкой. На совести у обоих. Я сдался. А он — нет. И вот — победил, — говорил Ткачук».)
- Почему Миклашевич выбрал профессию учителя?
(У него перед глазами был пример — его учитель Мороз, который заступился за него, когда понял, что отец бьет Павлика; в день расстрела Мороз спас ему жизнь. Он был не просто хорошим учителем, каких много, он, прежде всего, был НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ.)
- Каким был человеком Мороз, что мы о нем узнали?
(Он был предан своей работе, очень любил детей. Был бескорыстен.
— Учились у него две сестрички-близняшки, отец у них погиб, и мама забрала девочек домой — «обувка плохая и ходить далеко». Девочки были способные к учебе, и Мороз купил им обувь и отводил их после занятий домой;
— отвоевал Павлика Миклашевича у отца, поселил у себя;
— сам формировал библиотеку (возил книги в школу из панского дома), читал вслух ребятишкам «Войну и мир»;
— был еще один случай с его учеником Миколой Бородином, который осквернил храм, так учитель взял вину на себя: «Это результат не совсем продуманного воспитания». От мальчишки отстали. После этого «…на Мороза стали смотреть как на какого-то своего заступника. Что у кого было трудного или хлопотного, со всем шли к нему в школу. Настоящий консультационный пункт открыл. И не за деньги, не по обязанности — просто так. По призванию сельского учителя».)
Сравнить Мороза с учителем из рассказа В. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет»
- В повести Юрия Яковлева «Зимородок» есть такие слова: «Все, что люди сделали на войне, может быльем порасти. Все зависит от вас. Забвение — это ржавчина памяти. Она разъедает самое дорогое. Нужны новые силы, чтобы бороться с забвением…» Увяжите эти слова с повестью «Обелиск».
- Эпиграфом к уроку мы взяли слова Аристотеля: «Мужество добродетель, в силу которой люди в опасности совершают прекрасные дела, руководствуясь законом и повинуясь ему…» О каком законе говорит древнегреческий философ?
(О законе морали, нравственности, о проблеме выбора в сложных, иногда трагических ситуациях.)
- Не все герои повести считали, что Мороз совершил героический поступок, вспомните хотя бы зав. районо Ксендзова: «…были и побольше, чем он, герои. Ну в самом деле, что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца? Я когда-то занимался этим делом и, знаете, особого подвига за этим Морозом не вижу». А вы как считаете, Мороз был героем? Каковы истоки подвига, героического поступка?
(«Жизнь — это миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб. А вы все хотите втиснуть в две-три расхожие схемы, чтоб попроще! И поменьше хлопот! Убил немца или не убил? Он сделал больше, чем если бы убил его. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу…» «Смерть, она, брат, свой смысл имеет. Смерть — это абсолютное доказательство. Самый неопровержимый аргумент… крови пролилось, ого сколько. Не может быть, чтобы зря. Да и Мороз доказал это самым красноречивым образом!».)
- Как вы считаете, зачем в повесть введен этот персонаж — Ксендзов?
(Он воплощает собой безнравственность, бездуховность, равнодушие, «душевную близорукость».)
- Как пытался Мороз утешить мальчишек, идущих на смерть?
(Он старался их подбодрить, говорил, «что жизнь человеческая очень несоразмерна с вечностью и 15 лет или 60 — все не более чем мгновение перед лицом вечности. Еще говорил, что тысячи людей в том же Сельце рождались, жили, отошли в небытие, и никто их не знает и не помнит никаких следов их существования. А вот их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой — самой высокой из всех возможных в мире наград».)
- В повести прослеживаются пути трех поколений, назовите.
(Прослеживается преемственность поколений:
— жизненный путь учителя Мороза,
— его ученика Миклашевича,
— Витька, парень, который заступился за девушку с юношей, один против троих — не испугался. В разговоре выяснилось, что он учился у Миклашевича. «Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать». Каждый из этих героев стоял перед выбором, как поступить. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести.)
Заключение:
«За перо взялся, как теперь сам понимаю, скорее из литературно полемических побуждений. Читал некоторые произведения о войне, и они выводили меня из себя своей “красивостью”, своей «литературщиной”. А мне хотелось правд», — писал В. Быков.
Разрабатывая нравственную проблематику на материале минувшей войны, Василь Быков стремится исследовать характеры своих героев, их нравственную и гражданскую сущность, не соблазняясь столь заманчивой перспективой отображения яркого, внешне эффектного героического деяния.
Быков считает героическим поступок Мороза, утверждая это мнение всем содержанием повести. Героическим потому, что не спрятался учитель от немцев, распустивших по селу слух, что «так поступают Советы: чужими руками воюют, детей на заклание обрекают», не оставил учеников в решительную минуту, «облегчил их незавидную судьбу».
Кроме того, самопожертвование Мороза, как и вся его безупречная жизнь, прошедшая на глазах у односельчан, это еще и пример для всех людей — пример человечности и духовной стойкости.
Миклашевич восстанавливает прерванную нить, ведущую от поколения к поколению. Таков ответ писателя на вечный (и всегда новый) вопрос о смысле человеческой жизни.
И. Котомцева,
Н. Крук.
