«Мой генерал»

Читательская конференция

По книге Н. Лиханова «Мой генерал»

 

 

Вступительное слово библиотекаря:

 

   Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя кнференция посвящена книге Альбер­та Лиханова «Мой генерал», которая поднимает нравственные проб­лемы, в связи с чем эпиграфом к уроку мы выбрали слова автора. «Главное — делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

 

Биографическая справка

13 сентября 1935 — 25 декабря 2021

   Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в г. Кирове, по-старому — Вятка, по названию реки, на котором стоит город. Отец рабо­тал на заводе слесарем, мать — лаборантка. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета в 1958 году.

   Творчество писателя многогранно. Журналист — по профессии, он очень много сил отдает работе в молодежной печати. В 1961 г. опубликовал первую книгу — историческую повесть о польском художнике Андриолли «Да будет солнце!» Затем он пишет рассказы, повести, романы для детей, юношества и для взрослых.

   Период «созревания» таланта Лиханова можно условно обозна­чить 1967—1976 гг. В это время он создает такие значительные про­изведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение».

   Автор обращается к теме становления подрастающего поколе­ния. Эта тема станет основной в его творчестве.

   Важную особенность прозы Лиханова критики усматривают в одновременной обращенности к юной читательской аудитории и к взрослым.

   Большое место в творчестве писателя занимают произведения о войне. Военная тема в произведениях приобретает особую значи­мость и органичность, потому что воплотила в себе его представле­ние о жизненных ценностях, о чести, о достоинстве, долге, подви­ге. Произведения о военном детстве созданы Лихановым на жиз­ненной основе — памяти о детстве военного времени. И герои его книг родом оттуда.

   Учителя в повестях Лиханова — его учителя. Всех он помнит. И самые светлые воспоминания, вынесенные из детства, — об Аполлинарии Николаевне Тепляшиной, у которой Лиханов учился со второго по четвертый класс. Это она покупала в те голодные годы на свои деньги витамин «С» — единственное, что можно было ку­пить без карточек, и раздавала своим ученикам в классе на серебряной ложечке каждому в рот, чтобы при ней съели. А когда кон­чились деньги, заваривала в ведре витаминный напиток из хвои, жутко горький, но ребята его пили — вот как она их берегла.

   Память о той войне стала одной из определяющих черт русско­го народного самосознания, русской души.

   Очень много внимания Лиханов в своих произведениях уделяет теме сиротства. Творчество он успешно сочетает с активной общест­венной деятельностью. В 1987 г. по инициативе писателя был создан Советский детский фонд им. В.И. Ленина, который он возглавил. С 1991 г. Лиханов —председатель Российского детского фонда, ас 1992 г. — президент Международной ассоциации детских фондов.

 

Тема, идея, герои произведения

   В 1975 г. у Альберта Лиханова вышел роман для детей «Мой ге­нерал», посвященный «…всем солдатам минувшей войны, кото­рым их дети, внуки, правнуки и будущие праправнуки обязаны вечнозеленой травой, голубой речкой, синим небом, серебряным воздухом — всем, что называется жизнь». Этот роман — о любви к людям, своей стране, о душевных переживаниях героя, ученика современной школы, о большой и сложной жизни страны.

   Изображение нравственного влияния, которое оказывает дед-генерал на мальчика — самое ценное и важное в книге. Послушаем, что говорил боевой генерал своему внуку: «Есть вещи поважнее службы, работы, долга. Есть вещи, которые превыше всего. И поважнее всего, оказывается, знать и помнить, что у “человека должно быть продолжение ”». И вот внук, поначалу возвысивший себя над сверстниками, используя имя деда-генерала, в финале романа уже всерьез озабочен: «Неизвестно, что придет в голову моему внуку через много-много лет».

Роман вошел в число произведений, за которые А. Лиханов был удостоен Государственной премии им. Н. К. Крупской.

 

Обсуждение романа

(Вопросы опубликованы заранее, чтобы ребята могли обдумать ответы)

 

1. Что вы можете рассказать о маме и папе Антошки Рыбакова?

(Его папа строит электростанции, мама — врач.)

 

2. Как прошла первая встреча Антона с дедом?

(Дед прилетел на военном самолете. Но Антон разочарован: он надеялся увидеть бравого генерала в шинели с орденами, а навстречу вышел старик в пальто и кепке, который ничем не выделялся из толпы.)

 

3. Какие привилегии появились у Антона после прилета дедушки?

 (О том, что к Антону приехал дедушка-генерал, стало известно его одноклассникам. Положение Антона в классе изменилось, к нему относились с почтением, он получил привилегии: «Перед уроками все мальчишки подходили ко мне поздороваться “по петушкам ” что было признаком высшего уважения, а девчонки улыбались мне в любую секунду перемены или урока». Антона прозвали Генералом. Цитата № 1: «Сначала я чувствовал неловкость, будто что-то сидело во мне, какая-то заноза. Потом заноза рассосалась, я привык, что “по петушкам “со мной здороваются даже некоторые старшеклассники, и учителя смотрят на меня как-то особенно, с подчеркнутым интересом…».)

 

4. Опишите состояние Антона после избрания его председателем совета отряда

(Скоро ребят должны были принимать в пионеры, необходимо было выбрать председателя совета отряда. И Антон решил, что лучшей кандидатуры, чем он, не найти — он ведь генеральский внук. И его выбрали. Вот только настроение было не радостное, поссорился со своим лучшим другом — Кешкой. На сердце не спокойно. Цитата № 2: «Сердце грохочет, грохочет во мне, будто тяжелая артиллерийская канонада. Будто я вор какой. Будто я что-то украл».

 

 5. Что произошло на воскреснике?

 (Дедушка не мог сидеть без работы, он устроился кладовщиком. Антон, считал, что это неправильно, дед — генерал, и это дело не для него. И когда его одноклассник Пухов спросил, когда к Анто­ну подходил старик в телогрейке, это он, Антон ответил: «Вот еще!» — и покраснел, ему стало стыдно, что он отказался от деда. Цитата № 3: «За чужой спиной нетрудно жить. Есть такие, видал не раз. Чужой славой пользуются, и глаз не жмурят»!)

 

6. «Кладовщик». Какие размышления вызывает эта глава?

(Антону было не по себе от всех этих переживаний. Цитата № 4: «Я запутался вконец, что там и говорить, мне было плохо и тош­но от скользкой противной лжи, в которой я барахтался… Весь день дедушкины слова жгли меня, будто раскаленное клеймо. Я стыжусь того, что он кладовщик. Стыжусь его вида… Я потерял совесть, проще говоря. Мне, оказывается, важен не дедушка, не человек, не его жизнь и характер, а его оболочка с генеральскими погонами. Дока­тился, нечего сказать. А начал с того, что воспользовался его славой. Захотел быть командиром, как он».)

 

7. Как вы думаете, какой момент в поведении, взаимоотношениях внука и деда стал переломным?

(Антону было нелегко признаться дедушке в том, что он его стыдится:

«Как ему не совестно только — генерал и катает коляски!» Гене­рал — кладовщик: «Дедушка, но ты же генерал, стыдно! Ты же нас подводишь!»

Но он это сделал, рассказав все, что с ним произошло. Дедушка преподал внуку один из уроков жизни. Цитата № 5: «Признаться в трусости и даже подлости — уже сила».)

 

8. За что просил прощение Газовый Баллон (Кирилл Петухов) у де­душки?

(Он просил прощения за белку, когда ее расстреливали снеж­ными снарядами другие ребята, он был там, стоя и смотрел, не ос­тановил, не прекратил это ужасное действо. «Десятеро против бел­ки. Но эти десятеро были людьми. И у каждого на плечах была голо­ва, а в груди — сердце. Газовый Баллон стоял рядом. С интересом ждал, чем все это кончится».)

 

9. О ком сказал Антошка: «Брось ты! Не досадуй! Подумаешь, ка­кой-то пьяница!» Как на это отреагировал дедушка?

(Цитата № 6: «Надо думать о любом человеке! Потому что он — человек!.. Не смей думать о людях равнодушно! Люби, спорь, ненавидь! Но не будь равно­душным! У каждого несчастья есть причина. И ее надо отыскивать. Надо размышлять. Надо помогать людям, чем можешь. Но никогда не закрывай глаза. Не маши рукой, не считай, что есть зряшные лю­ди. А самое главное — не будь равнодушным».)

 

10. Дедушка оказал серьезное нравственное влияние на мальчика — и это является самым ценным и важным в книге. Какие напутствия он дал своему внуку, что он считал самым важным в жизни?

  (Цитата № 7: «Есть вещи поважнее службы, работы, долга. Есть вещи, кото­рые превыше всего. И поважнее всего, оказывается, знать и помнить, что у человека должно быть продолжение. Это высшее счастье».)

 

11. Почему Антон остался недоволен встречей с генеральскими вну­ками?

 (Эти ребята вели себя вызывающе, будто они сами, а не их де­ды, заслужили звания «майорша», «лейтенантик»: «Я обомлел. Зна­чит, они себя тоже так зовут? Они тут при чем?» Антон как бы увидел себя со стороны, он ведь «тоже генеральством гордился, считал, что лучше других».)

 

12. Какую «военную тайну» хранил дедушка?

 (Оказывается, он не является Антону дедом. Он рассказал историю о том, как в войну подобрал маленького мальчика Сережу и отправил его в Москву к жене. Так он стал отцом Сереже, а потом и дедом Ан­тону. Дед переживал, он написал на радио о Сереже, рассказал, при каких обстоятельствах они познакомились. И вот он получил письмо. Возможно, это письмо было от настоящего отца Сережи. Как посту­пить? Приехал старик, предполагаемый отец Сережи. По возвраще­нию он взял фотографии, чтобы сделать экспертизу, но она не подт­вердила его родства с Сережей. Антон был счастлив, что у него остал­ся дед, его генерал.)

 

13. Давайте вспомним цитату № 8: «Конечно, надо торопиться. Всегда и во всем. А то чего-нибудь не успеешь важное. Или пропус­тишь. Или сделаешь не так. Или промолчишь, как я тогда в Москве. И будет досадно. Обидно до слез». Что имеет в виду дедушка, о чем он размышляет, с чем надо торопиться?

 

14. О чем размышлял дедушка, произнося слова (Цитата № 9): «Разве поможет милиция, если человек честь потерял»? — глава «Телеграммщик».

 

 15. Какую роль сыграл дедушка-генерал в жизни Антона?

 (Дедушка сыграл важную роль в жизни внука, он преподнес Ан­тону немало жизненных уроков, тем самым оказал влияние на формирование мальчика как личности.)

 

Давайте с вами назовем этапы взросления Антона

 

(Среди событий, оказавших влияние на формирование Антона как личности, оставивших огромный след в душе мальчика, мож­но выделить:

— приезд дедушки;

— председательство Антона;

— ссора с друзьями;                                   

— классное собрание, обсуждение поведения Антона;

— случай с белкой;

— снегопад, откапывание дедушкиного склада;

— поездка в Москву;                                     

— раскрытие «военной тайны»;

— смерть дедушки.

 

    Заключение

    Дружба с дедушкой положительно влияет на Антона, мальчик очень привязывается к деду и считает самым близким человеком. Антону трудно смириться со смертью близкого человека, друга. Он посвящает дедушке стихи и считает, что дедушка будет всегда ря­дом с ним — внук будет следовать его мудрым советам.

   Ребята, подходит к концу наш урок, и закончить обсуждение романа Альберта Лиханова мне хотелось бы словами поэта О. Шестинского, сказавшего, что книги Альберта Лиханова повест­вуют «о силе, мощи духовной жизни человека, о том, что прекрас­ное, нравственное начало в человеке способно преодолеть… зло, ханжество, обывательское ничтожество».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *