Учебник жизни для непосед и мечтателей

КВН

по роману Марка Твена

«Приключения Тома Сойера»

 

Вступительное слово библиотекаря:

   Здравствуйте, ребята! Сегодня наш библиотечный урок пройдет не совсем обычно. Мы с вами про­ведем КВН.

 

Биографическая справка

 

Picture background

   Настоящее имя писателя — Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Будущий Марк Твен ро­дился в захолустной американской деревуш­ке, в небогатой семье.

   В родном городе Твена было две школы, где обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Книг, кроме Библии, в го­родке никто и не держал. К 13 годам образо­вание считалось законченным, о продолже­нии и не думали.

   С 12 лет, после смерти отца, судьи в ма­леньком провинциальном городке, был вы­нужден пойти работать в типографию. Был наборщиком. Искал золото на Дальнем Западе.

   В детстве он каждый день любовался самой большой рекой его родины — Миссисипи.

   В 20 лет нанялся в лоцманы. И уже через несколько лет, «вызуб­рив» реку вдоль и поперек, он с полным правом встал у штурвала. Река осталась с ним навсегда. «Марк твен» — мерка два — так кричат, измеряя глубину. Это означало: «До дна две сажени проход свободен!» «Марк Твен» — эти два слова, два лучших для лоцмана слова, и стали вторым именем Сэмюэля Клеменса. Также работал старателем. Но, увы, ни серебряные рудники, ни золотые прииски не принесли ему богатства. И все-таки он нашел свою «золотую жилу». И оказалась она не где-нибудь в глухом медвежьем углу, а в небольшой провинциальной газете, куда Сэм поступил репорте­ром. И всего через несколько лет он стал известным журналистом в Сан-Франциско.

   Хотя образ жизни Сэмюэля Клеменса чем-то похож на образ жизни его коллег — американских писателей (он прошел типич­ные для литературного мира заокеанской страны «университеты» газетной работы — в качестве журналиста и топографа), однако его путь в литературу был больше, чем у других, насыщен событиями, впечатлениями, многообразными интересами.

   Известность ему принес юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Юмористические рас­сказы Твен писал потом на протяжении всей жизни.

   В 70-80-е годы — время зрелого творчества писателя — выходят в свет книги: «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Жизнь на Миссисипи», «Приключения Гекльберри Финна». К Твену приходит слава. При всем разнообразии Твен везде оставал­ся самим собой: простым, непосредственным гением, близким и понятным миллионам читателей.

   «Приключения Тома Сойера» вышли в свет в 1876 г., когда их автору было 40 лет.

   Многое, о чем Твен написал в своей книге, он взял из воспоми­наний своего детства. Городишко, в котором жили Том и Гек, по­хож на родной Твену городок Ганнибал. Тятя Поли напоминает мать писателя, а друзья Тома — его детских товарищей.

   Неправильно будет сказать, что Том Сойер — это Марк Твен. Том Сойер — это даже не конкретный мальчик, это образ собира­тельный; личность, которая может превращать скучные будни в праздник.

   Сам автор о своей книге говорил: «Это гимн детству».

   Каждый взрослый когда-то был ребенком, поэтому «Приклю­чения Тома Сойера» с удовольствием читают не только дети, но и взрослые.

   Но, увы, счастье оказалось недолговечным, почти прозрачным. Прежде всего он был разорен. Заработанные литературой миллионы, Твен, не скупясь вкладывал во всевозможные чудеса техники. В 1894 году издательство Твена признало себя неплатежеспособ­ным, а сам писатель почти до конца жизни попал в настоящую ка­балу, выплачивая бесчисленные долги. Он выплатил все — до пос­леднего цента!

  Но беда не приходит одна. Смерть жены и двух дочерей под­тачивает и без того надорванные силы. Умер Марк Твен в 1910 году.

 

КВН

1 конкурс: приветствие команд, название, эмблема, девиз.

 

2 конкурс: разминка

 

Вопросы:

1.  В каком городке жил Том Сойер?

(Санкт-Петербург)

 

2. Как Том определял, чего стоит мальчишка, стоит ли с ним дру­жить?

(С новичками он затевал драку.)

 

3. Сколько костюмов было у Тома?

(Два: обычный, повседневный, и «тот, другой», нарядный.)

 

4. Почему Том так хотел получить Библию и как он ее получил?

(Том был очень честолюбив и хотел доказать, что он «не хуже других». Получить Библию было нелегко: нужно было выучить 2000 стихов из нее. За каждые 2 стиха давали синий билетик, 10 си­неньких билетиков равнялись 1 красному, 10 красных — 1 желто­му, а за 10 желтых и давали Библию. Том обменял свои «сокрови­ща» — рыболовные крючки и белые шарики — на билетики и запо­лучил из рук директора в самой торжественной обстановке Библию, которую и знать не знал.)

 

5. Чтобы не идти в школу, Том выдумал болезнь, какую?

(Он сообщил всем, что у него на пальце гангрена.)

 

6. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище?

(Они ходили сводить бородавки, прихватив с собой «дохлую» кошку.)

 

3 конкурс: угадай героя по описанию:

 

✓ он написал клятву кровью;

✓ он обменял клеща на зуб;

✓ он запустил в окно кирпичом, когда его приняли за кошку;

✓ его ненавидели все городские маменьки

(это Гекльберри Финн)

 

✓ командовал армией;

✓ мог быть то Гаем Гисборном, то целой шайкой разбойников;

✓ оказался удачливым в дрессировке клеща;

✓ был грозой океанов;

✓ его обвинили в пропаже сливок

(это Джо Гарпер)

 

✓  боится старой женщины с наперстком;

✓ делал три четверти работы, слушая рассказы о чужих по­хождениях;

✓ любил ходить к колодцу;

✓ вместо шарика получил удар туфлей;

✓ не смог удержаться от искушения увидеть больной палец

(это Джим) 

 

✓ за его вину был наказан другой;

✓ он любил слушать ночной бред;

✓ получил комья земли за неумение отличить черное от белого;

✓ однажды слушал предсмертные стоны;

✓ не склонен к шалостям и проказам;

(это Сид Сойер)

 

✓ любит воскресную школу;

✓ заработала две Библии;

✓ делает грязнулю бледнолицым;

✓ меняет тупой нож на пять стихов;

✓ едва не потеряла брата

(это Мери)

 

✓ любит жевать резинку;

✓ была причиной того, что кого-то колотили и кому-то дра­ли волосы;

✓ чуть не получила в подарок оконную раму;

✓ подарила при первой встречи цветок;

✓ отвергла медную шишечку.

(это Беки Тэтчер)

 

3 конкурс: Страничные заморочки 

 

   Каждой команде предлагается по одному рассказу, в которых есть неточности, ошибки. Вы должны внимательно прочитать от­рывок и, исправив неточности, внести свои дополнения и исправ­ления.

 

Рассказ первый: Тетя Полли:

— Беда мне с этим Томом! Распустила я мальчишку! Однажды заставила его красить забор, так он пришел весь в известке, уж и сама была не рада, что решила его наказать… Сахарницу разбил, сам в этом признался, а потом давай на Сида валить. Больным притворялся, лишь бы в школу не ходить. А когда я лечить его ста­ла, — что выдумал! — кота лекарством напоил. А однажды вообще исчез, пропал в пещере, я уж думала: не увижу больше моего Тома! Сколько слез я тогда пролила! И что же? Он явился в церковь, пря­мо на поминальную службу! Ох, горе мне! Вот и теперь он куда-то запропастился. Вы его не видели?»

 

Неточности и ошибки в рассказе:

  1. Том не пришел после покраски забора весь в известке.
  2. Он не разбивал сахарницы, а потому не мог в этом приз­наться.
  3. Лечить «болеутолителем» тятя Поли стала не тогда, когда он притворялся больным, а гораздо позже.
  4. На поминальную службу по самому себе Том заявился не после приключений в пещере, а после побега на остров.

 

 

Рассказ второй: Гекльберри Финн:

«Хоть Том из хорошей семьи, но он мне друг. Мы вместе с ним ходили на кладбище сводить бородавки. Какого я страху натерпел­ся! А потом мы вдвоем убежали на остров. Эх, жизнь тогда была! Правда, после этого индеец Джо чуть нас не поймал — он узнал, что мы все видели в ту ночь на улице. Хорошо еще, что он торопил­ся искать сокровища в доме вдовы Дуглас и не стал нас догонять.

Ну, а потом все эти богатства достались нам… Ладно, некогда мне с вами болтать, уходить надо, а то еще вдова найдет, опять умы­ваться заставит!»

 

Неточности и ошибки в рассказе:

  1. Убежали на остров они втроем — с ними был Джо Гарпер.
  2. Том и Гек видели преступление Джо на кладбище, а не на улице.
  3. Индеец Джо не стремился поймать мальчиков — в против­ном случае он давно бы уже это сделал, во время поисков клада.
  4. Сокровища были вовсе не в доме вдовы, индеец Джо стре­мился туда, чтобы отомстить за былые обиды.

 

Рассказ третий: Мери:

«Том — мой двоюродный брат, мы живем в одном доме. Он без конца попадает в истории, просто беда! Подарила ему ножик на праздник, так он изрезал весь буфет. А уж заставить его что-то сде­лать или урок выучить — дело почти невозможное! Но все равно он добрый мальчик, я это знаю. Вот, например, когда они сбежали на остров, он все-таки нашел возможность передать тете записку. И Меффа Поттера спас, индейца Джо не побоялся, помог поймать убийцу, и вдову Дуглас спас от страшной смерти. Нет, что ни гово­рите, Том хороший мальчик!»

 

Неточности и ошибки в рассказе:

  1. Ножик Мери подарила Тому не на праздник, а за выу­ченные стихи из Библии
  2. Записку Том тете Полли так и не передал
  3. Том не мог поймать индейца Джо, индейца вообще никто не поймал, он погиб голодной смертью в пещере
  4. Вдову Дуглас спас не Том, а Гек.

 

3 конкурс:  Капитанский

 

1-й капитан играет роль тети Полли, нужно определить,

— какое отношение к вам имеет яблоко и пряник!

(яблоко тетя Полли дала Тому за успешную покраску забора, а пряник Том сам стащил, когда тетушка читала ему мораль)

 

— зачем вы искали кусок коры

(на кусочках коры Том писал за­писки тете, когда был на острове, но они так и не попали к тете. И тогда тетя Полли искала эти кусочки коры в карманах Тома, чтобы убедиться, действительно ли он думал о ней на острове во время своего побега)

 

2- й капитан: исполняет роль индейца Джо

— на листе бумаги рисуется крест. Где вы поставили этот знак?

(в пещере, для обозначения «берлоги под номером два», там, где Том и Гек впоследствии нашли клад)

— за что вы убили доктора Робинсона?

(за то, что когда-то отец доктора велел высечь индейца Джо)

 

3- й капитан исполняет роль Тома Сойера

— какие имена вы дали Петру и Андрею — двум первым апосто­лам?

(Давид и Голиаф)

— связка ключей и полотенце. Для чего вам понадобились эти вещи?

(когда Том следил за индейцем Джо, он взял с собой все ключи, которые только были в доме, чтобы попытаться открыть двери его номера в гостинице, и фонарь, который он прикрывал полотенцем, чтобы свет был не слишком ярок и заметен)

 

Подведение итогов

 

 

 

Литература:

  1. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

    // Смирнова, Н. Е. Литерату­ра. Русские и зарубежные произведения: игровые уроки. 5-б-й кл. — М.: НЦ ЭНАС, 2002. — С. 82— 87.

 

  1. Шевченко, М. Игра по повести Марка Твена Приключения Тома Сойе­ра.

   // Я иду на урок литературы: 5 класс: Книга для учителя.— М.: Пер­вое сентября, 2001.— С. 204-209.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *