КВН
по роману Марка Твена
«Приключения Тома Сойера»

Вступительное слово библиотекаря:
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш библиотечный урок пройдет не совсем обычно. Мы с вами проведем КВН.
Биографическая справка

Настоящее имя писателя — Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Будущий Марк Твен родился в захолустной американской деревушке, в небогатой семье.
В родном городе Твена было две школы, где обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Книг, кроме Библии, в городке никто и не держал. К 13 годам образование считалось законченным, о продолжении и не думали.
С 12 лет, после смерти отца, судьи в маленьком провинциальном городке, был вынужден пойти работать в типографию. Был наборщиком. Искал золото на Дальнем Западе.
В детстве он каждый день любовался самой большой рекой его родины — Миссисипи.
В 20 лет нанялся в лоцманы. И уже через несколько лет, «вызубрив» реку вдоль и поперек, он с полным правом встал у штурвала. Река осталась с ним навсегда. «Марк твен» — мерка два — так кричат, измеряя глубину. Это означало: «До дна две сажени проход свободен!» «Марк Твен» — эти два слова, два лучших для лоцмана слова, и стали вторым именем Сэмюэля Клеменса. Также работал старателем. Но, увы, ни серебряные рудники, ни золотые прииски не принесли ему богатства. И все-таки он нашел свою «золотую жилу». И оказалась она не где-нибудь в глухом медвежьем углу, а в небольшой провинциальной газете, куда Сэм поступил репортером. И всего через несколько лет он стал известным журналистом в Сан-Франциско.
Хотя образ жизни Сэмюэля Клеменса чем-то похож на образ жизни его коллег — американских писателей (он прошел типичные для литературного мира заокеанской страны «университеты» газетной работы — в качестве журналиста и топографа), однако его путь в литературу был больше, чем у других, насыщен событиями, впечатлениями, многообразными интересами.
Известность ему принес юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Юмористические рассказы Твен писал потом на протяжении всей жизни.
В 70-80-е годы — время зрелого творчества писателя — выходят в свет книги: «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Жизнь на Миссисипи», «Приключения Гекльберри Финна». К Твену приходит слава. При всем разнообразии Твен везде оставался самим собой: простым, непосредственным гением, близким и понятным миллионам читателей.
«Приключения Тома Сойера» вышли в свет в 1876 г., когда их автору было 40 лет.
Многое, о чем Твен написал в своей книге, он взял из воспоминаний своего детства. Городишко, в котором жили Том и Гек, похож на родной Твену городок Ганнибал. Тятя Поли напоминает мать писателя, а друзья Тома — его детских товарищей.
Неправильно будет сказать, что Том Сойер — это Марк Твен. Том Сойер — это даже не конкретный мальчик, это образ собирательный; личность, которая может превращать скучные будни в праздник.
Сам автор о своей книге говорил: «Это гимн детству».
Каждый взрослый когда-то был ребенком, поэтому «Приключения Тома Сойера» с удовольствием читают не только дети, но и взрослые.
Но, увы, счастье оказалось недолговечным, почти прозрачным. Прежде всего он был разорен. Заработанные литературой миллионы, Твен, не скупясь вкладывал во всевозможные чудеса техники. В 1894 году издательство Твена признало себя неплатежеспособным, а сам писатель почти до конца жизни попал в настоящую кабалу, выплачивая бесчисленные долги. Он выплатил все — до последнего цента!
Но беда не приходит одна. Смерть жены и двух дочерей подтачивает и без того надорванные силы. Умер Марк Твен в 1910 году.
КВН
1 конкурс: приветствие команд, название, эмблема, девиз.
2 конкурс: разминка
Вопросы:
1. В каком городке жил Том Сойер?
(Санкт-Петербург)
2. Как Том определял, чего стоит мальчишка, стоит ли с ним дружить?
(С новичками он затевал драку.)
3. Сколько костюмов было у Тома?
(Два: обычный, повседневный, и «тот, другой», нарядный.)
4. Почему Том так хотел получить Библию и как он ее получил?
(Том был очень честолюбив и хотел доказать, что он «не хуже других». Получить Библию было нелегко: нужно было выучить 2000 стихов из нее. За каждые 2 стиха давали синий билетик, 10 синеньких билетиков равнялись 1 красному, 10 красных — 1 желтому, а за 10 желтых и давали Библию. Том обменял свои «сокровища» — рыболовные крючки и белые шарики — на билетики и заполучил из рук директора в самой торжественной обстановке Библию, которую и знать не знал.)
5. Чтобы не идти в школу, Том выдумал болезнь, какую?
(Он сообщил всем, что у него на пальце гангрена.)
6. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище?
(Они ходили сводить бородавки, прихватив с собой «дохлую» кошку.)
3 конкурс: угадай героя по описанию:
✓ он написал клятву кровью;
✓ он обменял клеща на зуб;
✓ он запустил в окно кирпичом, когда его приняли за кошку;
✓ его ненавидели все городские маменьки
(это Гекльберри Финн)
✓ командовал армией;
✓ мог быть то Гаем Гисборном, то целой шайкой разбойников;
✓ оказался удачливым в дрессировке клеща;
✓ был грозой океанов;
✓ его обвинили в пропаже сливок
(это Джо Гарпер)
✓ боится старой женщины с наперстком;
✓ делал три четверти работы, слушая рассказы о чужих похождениях;
✓ любил ходить к колодцу;
✓ вместо шарика получил удар туфлей;
✓ не смог удержаться от искушения увидеть больной палец
(это Джим)
✓ за его вину был наказан другой;
✓ он любил слушать ночной бред;
✓ получил комья земли за неумение отличить черное от белого;
✓ однажды слушал предсмертные стоны;
✓ не склонен к шалостям и проказам;
(это Сид Сойер)
✓ любит воскресную школу;
✓ заработала две Библии;
✓ делает грязнулю бледнолицым;
✓ меняет тупой нож на пять стихов;
✓ едва не потеряла брата
(это Мери)
✓ любит жевать резинку;
✓ была причиной того, что кого-то колотили и кому-то драли волосы;
✓ чуть не получила в подарок оконную раму;
✓ подарила при первой встречи цветок;
✓ отвергла медную шишечку.
(это Беки Тэтчер)
3 конкурс: Страничные заморочки
Каждой команде предлагается по одному рассказу, в которых есть неточности, ошибки. Вы должны внимательно прочитать отрывок и, исправив неточности, внести свои дополнения и исправления.
Рассказ первый: Тетя Полли:
— Беда мне с этим Томом! Распустила я мальчишку! Однажды заставила его красить забор, так он пришел весь в известке, уж и сама была не рада, что решила его наказать… Сахарницу разбил, сам в этом признался, а потом давай на Сида валить. Больным притворялся, лишь бы в школу не ходить. А когда я лечить его стала, — что выдумал! — кота лекарством напоил. А однажды вообще исчез, пропал в пещере, я уж думала: не увижу больше моего Тома! Сколько слез я тогда пролила! И что же? Он явился в церковь, прямо на поминальную службу! Ох, горе мне! Вот и теперь он куда-то запропастился. Вы его не видели?»
Неточности и ошибки в рассказе:
- Том не пришел после покраски забора весь в известке.
- Он не разбивал сахарницы, а потому не мог в этом признаться.
- Лечить «болеутолителем» тятя Поли стала не тогда, когда он притворялся больным, а гораздо позже.
- На поминальную службу по самому себе Том заявился не после приключений в пещере, а после побега на остров.
Рассказ второй: Гекльберри Финн:
«Хоть Том из хорошей семьи, но он мне друг. Мы вместе с ним ходили на кладбище сводить бородавки. Какого я страху натерпелся! А потом мы вдвоем убежали на остров. Эх, жизнь тогда была! Правда, после этого индеец Джо чуть нас не поймал — он узнал, что мы все видели в ту ночь на улице. Хорошо еще, что он торопился искать сокровища в доме вдовы Дуглас и не стал нас догонять.
Ну, а потом все эти богатства достались нам… Ладно, некогда мне с вами болтать, уходить надо, а то еще вдова найдет, опять умываться заставит!»
Неточности и ошибки в рассказе:
- Убежали на остров они втроем — с ними был Джо Гарпер.
- Том и Гек видели преступление Джо на кладбище, а не на улице.
- Индеец Джо не стремился поймать мальчиков — в противном случае он давно бы уже это сделал, во время поисков клада.
- Сокровища были вовсе не в доме вдовы, индеец Джо стремился туда, чтобы отомстить за былые обиды.
Рассказ третий: Мери:
«Том — мой двоюродный брат, мы живем в одном доме. Он без конца попадает в истории, просто беда! Подарила ему ножик на праздник, так он изрезал весь буфет. А уж заставить его что-то сделать или урок выучить — дело почти невозможное! Но все равно он добрый мальчик, я это знаю. Вот, например, когда они сбежали на остров, он все-таки нашел возможность передать тете записку. И Меффа Поттера спас, индейца Джо не побоялся, помог поймать убийцу, и вдову Дуглас спас от страшной смерти. Нет, что ни говорите, Том хороший мальчик!»
Неточности и ошибки в рассказе:
- Ножик Мери подарила Тому не на праздник, а за выученные стихи из Библии
- Записку Том тете Полли так и не передал
- Том не мог поймать индейца Джо, индейца вообще никто не поймал, он погиб голодной смертью в пещере
- Вдову Дуглас спас не Том, а Гек.
3 конкурс: Капитанский
1-й капитан играет роль тети Полли, нужно определить,
— какое отношение к вам имеет яблоко и пряник!
(яблоко тетя Полли дала Тому за успешную покраску забора, а пряник Том сам стащил, когда тетушка читала ему мораль)
— зачем вы искали кусок коры
(на кусочках коры Том писал записки тете, когда был на острове, но они так и не попали к тете. И тогда тетя Полли искала эти кусочки коры в карманах Тома, чтобы убедиться, действительно ли он думал о ней на острове во время своего побега)
2- й капитан: исполняет роль индейца Джо
— на листе бумаги рисуется крест. Где вы поставили этот знак?
(в пещере, для обозначения «берлоги под номером два», там, где Том и Гек впоследствии нашли клад)
— за что вы убили доктора Робинсона?
(за то, что когда-то отец доктора велел высечь индейца Джо)
3- й капитан исполняет роль Тома Сойера
— какие имена вы дали Петру и Андрею — двум первым апостолам?
(Давид и Голиаф)
— связка ключей и полотенце. Для чего вам понадобились эти вещи?
(когда Том следил за индейцем Джо, он взял с собой все ключи, которые только были в доме, чтобы попытаться открыть двери его номера в гостинице, и фонарь, который он прикрывал полотенцем, чтобы свет был не слишком ярок и заметен)
Подведение итогов
Литература:
- Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
// Смирнова, Н. Е. Литература. Русские и зарубежные произведения: игровые уроки. 5-б-й кл. — М.: НЦ ЭНАС, 2002. — С. 82— 87.
- Шевченко, М. Игра по повести Марка Твена Приключения Тома Сойера.
// Я иду на урок литературы: 5 класс: Книга для учителя.— М.: Первое сентября, 2001.— С. 204-209.
