Урок был опубликован в журнале: // Библиотека в школе. — 2007. — № 16. — С. 32-33.
«Некоторые правила составления списка использованной литературы и оформления ссылок, сносок к реферату»
Библиотечный урок. 9 класс
Цель урока: дать основы библиографической записи.
I стадия вызова
(5 минут) Вопросы:
- Давайте подумаем: реферат, который вы пишете в школе, вторичный документ или первичный?
- Что такое первичный документ? А вторичный? Бывает ли первичный и вторичный документе музыке? Живописи?
- Нужно ли указывать оригинал, послуживший источником для создания вторичного продукта?
- Сегодня мы попробуем сделать библиографическое описание источника для списка использованной литературы.
2. Стадия осмысления
(15 минут)
Все учащиеся делятся на группы. Каждая группа? получает книгу или журнал. Им предлагается, советуясь в группах, сделать библиографическое описание (запись) книги так, как они это сейчас представляют правильным (на доске или на листе ватмана — крупно, чтобы потом всем было видно).
После этого начинаем изучать текст, в котором даются основные правила библиографической записи, оформления ссылок и сносок (см. приложение). Читаем текст и записываем в тетрадь то, что не знали раньше. Если есть возможность дать текст каждому, то лучше, чтобы они пока отмечали на полях текста значками (+, -, ?, V).
3. Стадия рефлексии
(25 минут)
Правим свою запись в соответствии с полученной информацией.
Совместными усилиями определяем порядок размещения получившихся записей в алфавитном порядке.
Каждый получает свой комплект для описания: книгу и журнал, из которого надо описать статью; листок бумаги, на котором нужно его сделать и пронумеровать две записи в порядке алфавита.
Записи собираются, после урока проверяются И раздаются учащимся для ознакомления со своими успехами в усвоении темы.
Приложение Некоторые правила оформления списка литературы и ссылок
Для того чтобы при подготовке реферата составление списка использованной литературы не стоило вам большого труда, сразу же записывайте сведения о каждом источнике, который вам понадобился.
- Фиксируйте: кто автор, название, выходные данные; общее количество страниц, если вы переработали всю книгу, или те страницы, на которых расположен интересующий вас раздел.
- Если источник информации -журнал,то кроме автора и заголовка статьи запишите еще название журнала, год издания и номер. А также страницы, на которых напечатана статья.
Использование чужих мыслей требует выполнения определенных требований.
Употребление цитат без кавычек и указания автора является плагиатом, то есть незаконным присвоением результата чужого интеллектуального труда и нарушением авторских прав, а также показывает несостоятельность пишущего реферат, его низкую информационную культуру.
Даже если вы пересказываете чужую мысль своими словами, укажите ее автора и отделите тем самым его мнение от своего, даже если вы с ним согласны.
В этом и есть суть работы по созданию реферата: излагать содержание трудов специалистов в процессе рассмотрения какой-либо темы, сопоставляя их мнения и высказывая свое.
В тексте реферата (как и в любой другой письменной работе) цитата заключается в кавычки и делается библиографическая ссылка на источник. Возможны варианты оформления:
- В скобках указывается номер книги из списка использованной при написании статьи литературы, помещенного в конце работы, и страница, с которой взяты слова автора. Он очень удобен для пишущего реферат: занимает мало места, экономит время. Хотя, если уже в конце работы вы находите новую книгу, которую хотите процитировать, придется вставлять ее в свой список в порядке алфавита (тем самым сбивая прежний порядок) и исправлять номера во всех ваших предыдущих ссылках.
- Источник называется на том же листе, где расположена цитата. Такая ссылка дается внизу страницы под чертой и называется сноской. В конце цитаты ставится звездочка (звездочки) или используются порядковые номера (и так далее). Порядковые номера более удобны читающему, т. к. нет необходимости все время заглядывать в список литературы. Но зато он доставляет хлопоты при вставлении в уже готовую страницу новых материалов: цитата может переехать на следующий лист, нужно все время следить, чтобы сама ссылка осталась на одной странице с цитатой и т. д.
- Сведения об источнике приводятся сразу после цитаты в скобках. Может быть, это удобный способ, но вам придется включать сведения об одной и той же книге несколько раз: столько, сколько раз вы возьмете из нее цитату, и еще — повторить эти же сведения в списке использованной литературы.
Во всяком случае, уже в начале работы вам необходимо определиться: каким вариантом вы будете пользоваться, чтобы реферат был выполнен в единой манере.
Нередко в подтверждение каких-либо положений в реферат помещаются иллюстрации: фотографии, рисунки, карты, чертежи и т.д., которые обозначаются как «рисунки». Все они имеют общую нумерацию. Подпись под каждым рисунком начинается с его номера, потом дается название иллюстрации и, если вы ее автор — укажите это, или сообщите, откуда она взята.
Таблицы также имеют свою нумерацию, общую для всей работы, но номер указывается над заголовком самой таблицы с правой стороны.
Когда возникает необходимость обратиться к рисунку или таблице, в тексте делается ссылка или, если они находятся на этой же странице. В случае вынесения таких материалов в приложение, указывается страница, на которой можно найти данные рисунки или схемы.
Наклеивание на листы работы каких-либо картинок и схем считается признаком «дурного тона». Желательно, чтобы все рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, в тексте работы или под каждым рисунком должно быть указано, кто именно является его исполнителем.
Теперь у нас, на очереди список использованной литературы. Он обязателен для любой самостоятельной письменной работы учащегося, кроме сочинения.
Библиографическая запись имеет много тонкостей, но вам достаточно усвоить самые основные правила.
- Почти все сведения о книге можно найти на титульном листе.
- Если вы в процессе изучения отобранной вами литературы делали пометки, о которых говорилось в самом начале этого урока, то вам нужно будет только расположить все эти сведения в определенном порядке.
Сначала пишутся фамилия и инициалы автора, если он один. Далее следует название произведения. Если существует какой-либо подзаголовок (например: «Учебное пособие» или «Роман в стихах»), то его записывают после названия, поставив между ними двоеточие. Кавычек не ставят.
Фамилия автора повторяется после заголовка за косой чертой.
Если у произведения два или три автора и они все значатся на титульном листе, то библиографическое описание начнет фамилия первого автора, а после сведений о заголовке ставится косая черта, за которой указываются все авторы.
В книге четырех авторов за косой чертой могут быть указаны все авторы или первый со словами «[и др.]». В книге пяти и более авторов могут . быть приведены один или три автора со словами «[и др.]».
Если известен только составитель или редактор издания, то после заголовка, за косой чертой пишется «/ ред. Ю.А. Иванов» или «/ сост. О.М. Петров». (Сведения о редакторах и составителях чаще всего следует искать на обороте титульного листа.) Если есть и другие сведения о людях, причастных к изданию, которые важны для вашей работы (художник, переводчик), то они записываются далее, а сведения о них разделяются точкой с запятой. После всех сведений об авторстве ставим точку и тире.
Если издание, с которым вы работали, выходило в свет не первый раз, то на титульном листе есть указание на номер издания. Сообщите об этом в описании. Например: «3-е изд., перераб. и доп.» или «2-е изд.». Далее опять ставьте точку и тире.
Теперь укажите место издания, поставьте точку, если название города сокращено, и двоеточие перед названием издательства. Потом ставится запятая и указывается год издания. Например: «СПб.: Нева, 2001», и снова — точка и тире.
Затем следует указание общего количества страниц книги, если вы перерабатывали ее всю, или номера страниц, на которых находится использованный вами раздел. В конце описания ставится точка.
Далее все источники информации нужно расставить в алфавитном порядке фамилий авторов произведений и названий сборников.
Обратите внимание, что нужно ориентироваться не только на начальную букву, но и на первый слог, а то и на инициалы однофамильцев. Например, Толстой Л. Н. должен занять место после Толстого А. Н., Стельмах пойдет перед Стругацким, Королева — после однофамильца-мужчины и т. д. Книга без указания автора располагается в соответствии с алфавитом по названию в общем списке.
Расставив все строго по алфавиту, пронумеруйте. (Адреса сайтов, электронные носители указываются по окончании перечня традиционных источников.)
Теперь ваш список готов. Желательно, чтобы он содержал не менее пяти источников.