Проспект Фразеологический
БУКВОВЕДИЦА: Здравствуйте! Похоже, у вас праздник? А я думала— вы занимаетесь языкознанием…
ВЕДУЩИЙ: Мы занимаемся языкознанием, и у нас праздник! Добро пожаловать, уважаемая Буквоведица!
БУКВОВЕДИЦА: Коли здесь праздник вместе с языкознанием, расскажу я вам сказку. Да не простую, а лингвистическую! (Рассказывает.)
Жил-был мальчик по имени Шурик. Любил он считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. И как только его не ругали, а у него всегда в одно ухо влетает, из другого вылетает. И вот однажды его отец сказал: “Я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки”. И потянулся за ремнем, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать кузькину мать, а заодно — и где раки зимуют…
ЧИТАТЕЛЬ: Ой, страшная какая сказка! Как с бедного Шурика стружку снимают…
ЧИТАТЕЛЬ: Да ничего! Зато он с Кузиной мамой познакомится!
ЧИТАТЕЛЬ: И вообще, я считаю, ему повезло: узнает, где раки зимуют!
БУКВОВЕДИЦА: Ну, похоже, вы тоже любите считать ворон…
ВЕДУЩИЙ: Вы тысячи раз объясняли своим ученикам значения фразеологических оборотов из сказки уважаемой Буквоведицы. Мы используем сотни, тысячи устойчивых словосочетаний, фразеологических оборотов. Они делают нашу речь более выразительной, образной, яркой. Корни многих из них уходят в глубину веков и нуждаются теперь в разъяснении первоначального значения. Мы даем лишь малую часть используемых в народе фразеологизмов, специалисты порой по-разному трактуют их происхождение. Мы позволили себе выбрать одно из таких объяснений, наиболее нам приглянувшихся. Ваша воля — согласиться с этим или поспорить.
И кажется, дорогие мои, пора объявить конкурс. Вспомните, русисты, как называются устойчивые сочетания слов, которые встретились в сказке? (Фразеологизмы) Какой словарь поможет правильно их понять? (Фразеологический.)
Начинаем конкурс “Баклуши битые”.
ВЕДУЩИЙ: я буду читать стихотворения, а вы будете отгадывать, о каком фразеологизме идет речь. Пожелаю, чтобы у нас получился увлекательный конкурс!
Чур с места не выкрикивать, а руки поднимать, а мои глазастые помощники будут поднимать первого угадавшего
Ахиллесова пята
Случайности — игреки, иксы,
Попробуй предугадать!
Священной водою подземного Стикса
Омыла ребеночка мать.
Младенца, любуясь, держала за пятку:
“Теперь ты бессмертен, как Зевс, Ахиллес!”
Но боги — те зорко следят за порядком.
В ком кровь человека —не для небес.
Вот вырос Ахилл. Он в сраженьях у Трои
В рядах атакующих прет на рожон.
А боги хитры. И Париса стрелою
В пятку земную вдруг поражен.
У каждого есть уязвимая точка.
Кто хил — у того целый лес.
И кто-то, возможно, беду тебе прочит,
Хоть ты и не Ахиллес.
К тому же, утверждает молва:
Такою пятой для иных — голова.
КОММЕНТАРИЙ:
Ахиллесова пята — наиболее уязвимое место кого-чего-нибудь.
Ахиллес (Ахилл) — в греческой мифологии герой Троянской войны. Убит стрелой Париса, поразившей его в единственно уязвимое место — в пятку.
Стикс — река, воды которой давали бессмертие.
«Белая ворона»
Шатен ли, с рыжей ли копной,
Что золотой горит короной, —
Не этим, в главном он иной
И белою прослыл вороной.
—Куда не надо тычет нос,
Чудачества свои листая.
Он, как ворона-альбинос,
Давно чужой в родимой стае.
КОММЕНТАРИЙ:
Белая ворона — так говорят о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих.
«Бить баклуши»
Чурбан из осины настукать на чурки —
Работа — игра, даже проще, чем в жмурки.
Вот дальше лишь мастер настойчивый сможет
Из чурок-баклуш понаделать вам ложек.
Отсюда пошло: что лентяю и клуше.
Советуют дружно, — не бейте баклуши.
КОММЕНТАРИЙ:
Бить баклуши — в современном значении — бездельничать, в первоначальном — делать несложное, легкое дело — разбивать полено на баклуши, то есть чурки для выделки мелких изделий.
«Бить челом»
На площади черно от черни.
А во дворце свой этикет:
Царя окончился обед.
Бояре ждут царя к вечерне.
Идет. Все бьют ему челом.
Поклоны — хитрая наука:
Лбом об пол, чтоб побольше стука,
Но чтоб не распрощаться с лбом.
КОММЕНТАРИЙ:
Битый час — долгое время, целый час.
«Вилами писать по воде»
Гадали разно — на бобах
И на кофейной гуще влажной.
А кто-то камень в воду — бах! —
Круги подсчитывал вслух важно.
Удача светит? Ждать беды?
Ворожея в ответ бубнила:
Мол, вилы мудрые воды
(Круги когда-то звали “вилы”)…
Пророчества для простаков.
Не будьте дурачками, милые!
Наобещал и был таков
Кто на воде писал вам вилами.
КОММЕНТАРИЙ:
Вилами на воде писано — так говорят о чем-нибудь маловероятном.
«В ногах правды нет»
И по ногам — по икрам, пяткам
Гуляли злобно батоги.
Суровы на Руси порядки:
“Должник? Звать волю не моги.
В избе приказной очень худо”.
Правеж. Здесь истина нага.
И рад бы долг отдать — откуда?
А правды не найти в ногах.
Прошли века. Зовет сосед: “Садись!
В ногах ведь правды нет”.
КОММЕНТАРИЙ:
В ногах правды нет — значит лучше сидеть, чем стоять.
Правеж в Московской Руси в XV— начале XVIII в. — наказание должников палками-батогами.
«Во всю Ивановскую»
Над столицей ясноликой
Строгий страж — Иван Великий.
Колокольня — выше нету.
Колокольня — чудо света.
Подступали враги,
И над городом плыли
Гневным гулом круги
“Колокольной фамилии”.
По Москве и окрест
Звонко, в полную силу
Радость пел благовест
Там, в заоблачной сини.
А внизу дьяк приказный нетощий,
Длинный свиток держа на весу,
Надрывался, чтоб слышала площадь,
Что указы царей ей несут.
КОММЕНТАРИЙ:
Во всю Ивановскую кричать, вопить, реветь — значит очень громко; изо всех сил.
«Глухая тетеря»
— Далеко ли, дед, до речки?
— Уродилась нынче гречка.
— Дед, глухая ты тетеря,
И давно ты слышишь плохо?
— Урожай хорош теперя —
И картошки, и гороха.
Что беседу длить такую? —
Ты про квас, а он о чае.
Так глухарь, весной токуя,
Ничего не замечает.
КОММЕНТАРИЙ:
Глухая тетеря — так говорят о том, кто глух, не слышит.
«Комар носа не подточит»
Бревно к бревну.
Зазор взят точен.
Изба столетьям подмигнет.
Комарик носу не подточит,
Свой хоботок не протолкнет.
Молва из века в век твердила,
И это ведал мал и стар,
То аккуратности мерило —
Обычный крошечный комар.
КОММЕНТАРИЙ:
Комар носу не подточит — значит нельзя придраться, так как сделано очень хорошо.
«Кот в мешке»
Пришел с базара.
Со смешком к жене стучится в дверь с мешком:
– Хозяйка, принимай обед! Давно зайчатины не ели.
Я сторговался еле-еле, Но сэкономил пять монет.
На стол мешок. А в руки нож. — Веревку разрезая гордо,
Глядит и вдруг в коленках дрожь: Сердитая кошачья морда.
Жулье живет на дурачках. И с бородой, и юный шкет
Доверчиво вздыхают “Ах!”, Держа в руках кота в мешке.
КОММЕНТАРИЙ:
Кот в мешке — так говорят о ком-нибудь или о чем-нибудь никому не известном, таящем возможные неприятные неожиданности.
«Филькина грамота»
Документ подпишет плут.
Ты предъявишь — сраму-то!
Усмехнуться, лишь прочтут:
Филькина, мол, грамота.
Разгадать непросто сразу,
Где истоки старой фразы.
Царь невинны бил сплеча,
Грады жег подобно лаве.
Силу страшно обличать,
Но Филипп царя ославил.
Письма шлет митрополит:
— Не довольно сраму-то?
Царь, кривясь, свое бубнит:
— Филькина се грамота!..
КОММЕНТАРИЙ:
Филькина грамота — недействительный неправильно и безграмотно составленный документ.
Филипп — Ф. С. Колычев (1507—1569), русский метрополит с 1566. Публично выступил против зверств опричников Ивана Грозного. Был низложен и задушен по приказу царя.
«Яблоко раздора»
Что ни страна — свой конкурс мисс.
Всплеск моды все неутолим.
А родиной тому Олимп,
Где роль жюри сыграл Парис.
Он Афродиту предпочел.
Ей приз вручил.
И очень скоро
Узнали все — что и по чем.
Такая заварилась свора!..
А повод яблоко раздора.
КОММЕНТАРИЙ:
Яблоко раздора — то, что порождает ссору, раздор.
Парис — сын царя Трои Триама. К нему обратились три богини — Гера, Афина и Афродита, спорившие, кому должно принадлежать золотое яблоко. Парис отдал предпочтение Афродите. Обиженные богини не простили этого, способствовав началу Троянской войны и падению Трои.
ВЕДУЩИЙ: Во время игры вы смогли закрепить свои знания и узнать что-то новое. Я представлю вам книги, которые написаны выдающимися лингвистами специально для школьников. Эти книги, непременно заинтересуют вас и помогут многим разобраться в трудных вопросах языкознания. (Проводит обзор книжной выставки.)
ВЕДУЩИЙ: Всегда приятно слушать человека, если его речь богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называют фразеологизмами.
Происхождение фразеологизмов, историю их возникновения разъясняют фразеологический словарь и словарь “Крылатые слова“.
Предлагаю вам конкурс: замените слова и словосочетания выразительными, емкими фразеологическими оборотами.
Плохо, лениво | спустя рукава |
Скучно | мухи дохнут |
С большим усердием | в поте лица |
Все нипочем | море по колено |
Отчаиваться | падать духом |
Безразлично, все равно | ни жарко, ни холодно |
Запугивать, угрожать | брать на пушку |
Раздражать | играть на нервах |
Наспех | на скорую руку |
Пусто, ничего нет | хоть шаром покати |
Быстро | в два счета |
Притворяться | ломать комедию |
Быть удачливым | родиться в рубашке |
Почему говорят “собаку съел”, “чесать язык”, “не в своей тарелке”?
Как вы думаете, откуда пришли в русский язык выражения, ставшие “крылатыми”? (Цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц вошли в нашу речь из литературных источников, из фольклора.)
Вспомните “крылатые” выражения, пришедшие из произведений А. С. Пушкина. (“Уразбитого корыта ” — из “Сказки о рыбаке и рыбке “; “Я ль на свете всех милее?” — из “Сказки о мертвой царевне…”; “Посмотреть кой-какого товару” — из “Сказки о попе…”; “Ветер, ветер, ты могуч… ” — из “Сказки о мертвой царевне… “и др.)
“Без пословицы не проживешь”, — считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих метких, лаконичных изречениях — опыт и мудрость многих поколений. Представьте, насколько беднее была бы наша речь без пословиц и поговорок.
Говорят: “Пословица — всем делам помощница”. Она и вам поможет — украсит речь, сделает ее ярче.
Предлагаю участникам игры посоревноваться в знании пословиц. Закончите начатые мной пословицы.
Лучше синица в руке… (чем журавль в небе).
На чужой каравай… (рот не разевай).
Ум хорошо… (а два лучше).
Не было бы счастья… (да несчастье помогло).
Слово не воробей… (вылетит — не поймаешь).
Грамоте учиться… (всегда пригодится).
Кто старое помянет… (тому глаз вон).
Под лежачий камень… (вода не течет).
Хорошую Дружбу… (топором не разрубишь).
Скоро сказка сказывается… (да не скоро дело делается).
Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).
Поживем – увидим, а дальше? ( доживем узнаем – выживем – учтем)
Горбатого могила исправит а дальше? (А упрямого дубина)
Собака брешет – ветер носит а дальше? (человек брешет – глупцы подхватывают)
Ври да не завирайся, а дальше? – (стой не шатайся, ходи не спотыкайся, говори, не заикайся.)
Дуракам закон не писан, (если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так)..