Конспект. Конспектирование

Опубликован:  //Библиотека в школе. – 2007. – № 16. – С. 35-37.

Конспект. Конспектирование

Библиотечный урок для 9-го класса

Тема: «Конспект как одна из форм самостоятель­ной работы с литературой».

Цель: научить учащихся приемам составления конспектов.

Задачи

  1. Подготовить старшеклассников к самообразо­вательной работе после окончания школы, форми­ровать умение работать с источниками.
  2. Раскрыть особенности конспекта как разно­видности сжатого изложения, познакомить с раз­ными типами конспектов.
  3. Заложить основы для формирования у школьников навыков конспектирования, помочь учащимся овладеть соответствующими приемами конспектирования.
  4. Повторить виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель, расширить эти зна­ния.
  5. Развивать познавательный интерес к учебному материалу, умение сравнивать, анализировать.
  6. Развивать память, логическое мышление, обо­гащать письменную и устную речь.
  7. Воспитывать культуру чтения.

 Оформление

  1. Выставка различных видов записей, в т.ч. конспектов (название -«Учисьучиться»).
  2. Плакаты:

«Умение читать книги вовсе не равносильно грамоте». Д. Писарев

«Плохое чтение – как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно». В. Сухомлинский

«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Р. Декарт     ,

 План урока

  1. Вступительная часть
  2. Повторение знакомого материала по теме.
  3. Изучение нового материала:
  • постановка целей
  • поиск собственной информации
  • обмен мнениями
  • фиксация информации
  • работа с текстами, осмысление новой информации
  • анализ новой информации, ее оценка.
  1. Закрепление нового материала. Практическая работа «Составление конспекта».
  2. Обобщение
  3. Заключение. Оценка работы.
  4. Домашнее задание: закончить написание конспекта.

 

Конспект урока

Начинаем наш очередной библиотечный урок. Сегодня мы с вами продолжим разговор о методах самостоятельной работы с книгой, так как эта работа была и остается основным, наиболее эффективным методом учебы. И сегодня мы познакомимся с новой для вас формой записи – конспектированием.

Есть много способов лучше запоминать и усваивать изучаемые материалы. Наиболее эффективный из них – записывать прочитанное. Сжато излагая мысли автора, читатель приобретает важные навыки: умение отбирать и обобщать главное, кратко формулировать основные положения, анализировать прочитанный материал. При этом развиваются память, мышление, обогащается письменная и устная речь. Содержание книги благодаря этому прочно остается в памяти.

Еще в далеком прошлом была подмечена огром­ная польза выписывания мыслей по мере чтения. Вот как об этом писал русский экономист и публицист И.Т.Посошков (1652-1726): Егда будеши сыне мой, книги читати, то читай их небарзостно и с прилеж­ным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила и кая ти речь понравитца, записывай имянно, в коей книге, и в коей главе, и в коей части, и в коем стиху, и к чему она прилична… И впредь тебе та записка вельми послужит: пользу бо великую себе и людям получити от тоя записки.

Как вы поняли, записи при работе с книгой имеют очень большое значение. Поэтому я вам рекомендую работать с карандашом в руках.

Существует несколько форм ведения записей. Выбор той или иной формы зависит не только от ин­дивидуальных особенностей человека, работающего с книгой, его образования, опыта, свойств памяти. Не меньшую роль играет назначение записи: для са­мообразования, выступления на семинаре, для беседы или лекции, для использования в будущем и т.д. Однако в любом случае записи должны быть краткими.

С некоторыми из них вы уже познакомились на уроках русского языка, литературы и на библиотечных уроках. Давайте сейчас вспомним и назовем их. Предлагаю это сделать следующим образом: я вам даю тексты определений и ключ, а вы подставляете соответствующие названия к определениям.

Ребятам на столы выдаются тексты (работать можно индивидуально, но легче и интереснее – в па­рах или группах):

  1. Мнение о ком-нибудь, о чем-нибудь; оценка чего-нибудь, кого-нибудь.
  2. Краткое изложение какой-нибудь идеи или основные мысли лекции, доклада, сочинения.
  3. То, что выписано из какого-нибудь текста, документа.
  4. Краткое, в несколько строк, изложение содер­жания идеи.
  5. Взаимное расположение частей, краткая про­грамма какого-нибудь изложения.
  6. Точная,буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
  7. Записи личного характера о книгах, свое мне­ние и оценка их.

И ключ: Отзыв. Конспект. Выписка. Тезисы. План. Цитата. Дневник. (5минут.)

Различают несколько форм ведения записей. Квалифицированный читатель должен владеть пятью основными: план, тезисы, конспект, реферат, лекция. Формой конспекта и реферата рекомендуется поль­зоваться при изучении научных трудов и сложных учебных текстов, когда необходимо записать не только основные вопросы или мысли, получившие в тексте доказательство, объяснение, пояснение, но и само доказательство, объяснение.

Обратимся к формулировке темы урока и попро­буем выделить из нее ключевое слово («конспект»). Теперь попробуем сформулировать цели урока в форме вопросов.

 Составление кластера с ключевым словом КОН­СПЕКТ:

– что это такое,

– для чего,

– разновидности,

– роль конспекта,

– достоинства,

– значение,

– приемы конспектирования.

А сейчас попрошу высказать свои гипотезы и предположения по этим пунктам. Работа может идти сначала индивидуально, в парах или в группах. При высказывании версий вся полученная информация фиксируется в общей схеме на доске. (5-10минут.)

А сейчас мы сравним ваши знания о конспекте. (5-10 минут.)

Каждому выдается для проработки текст о кон­спекте. С помощью условных значков ребята отме­чают в нем:

«+» то, что уже знали,

«۷» новая информация,

«-» думали иначе,  .,

«?» если хотят узнать больше или что-то не по­нимают. (10-15 минут.)

 

Итак, что нового вы узнали о конспекте? На этапе обобщения обращаемся к кластеру на доске (или к групповым) и исправляем его по мере надобности.

Вопросы для совместного обобщения:

  1. Что такое конспект?
  2. Для чего нужно уметь конспектировать?
  3. Какие типы конспектов бывают?
  4. Чем отличается конспект от тезисов?
  5. Каковы основные требования к составлению конспекта? (10 – 15 минут.)

Вывод: Конспектирование имеет большое значе­ние. И не только для того, чтобы сохранить содержание источника для своей будущей работы. Оно развивает память, мышление, письменную и устную речь.

И, завершая наш урок, мне хотелось бы, чтобы вы сами оценили свою работу.

На следующем уроке мы попробуем с вами составить плановый, текстуальный и свободный конспекты.

 

Приложение

КОНСПЕКТ

Особенности составления конспектов

Конспект (в переводе с латинского означает «об­зор», «изложение») – синтезирующая форма записи, так как она может включать в себя и план, и выписки, и цитаты, и тезисы. Конспект должен быть как можно более кратким и в тоже время наиболее полно отражать основное содержание изучаемого материала.

Главное требование к конспекту -запись должна быть систематической, логически связной, чтобы ею можно было пользоваться не только составителю, но и другим читателям. По этой же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратить­ся через несколько лет после его подготовки.

Конспектируя текст или лекцию, обычно стремят­ся к форме связного пересказа, но не в ущерб ясно­сти и краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложе­ния, которую не следует заменять пространными словесными переходами.

Конспекты, при своей обязательной краткости, содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и труднее запоминается.

На страницах вашей записи может быть отражено отношение составителя к материалу. Но при этом следует организовать текст таким образом, чтобы можно было впоследствии разобраться, где автор­ская, а где ваша личная, читательская трактовка вопроса.

В конспекте книги, статьи постоянно даются отсылки к страницам источника.

 

Типы конспектов

Конспекты условно подразделяются на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные, тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает опреде­ленная часть конспекта. Но если какой-то пункт 1лана не требует дополнений и разъяснений, его не обязательно сопровождать текстом. Это одна из эсобенностей короткого плана-конспекта, помога-ощего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения* Составление такого конспекта приучает (□следовательно и четко излагать свои мысли, ра­ботать над книгой, обобщая ее содержание в форму-жровках плана. Краткий, простой, ясный по своей • рорме план-конспект – незаменимое пособие при необходимости быстро подготовить доклад выступ-ение. Качество такого конспекта порой целиком ависитот качества плана, оттого, насколько пункты 1лана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу.

Однако работать с таким конспектом спустя акое-то время после составления довольно труд-о -не всегда легко удается восстановить в памяти одержание источников.

Самый простой плановый конспект составляется виде ответов на пункты плана, сформулированные вопросительной форме. В процессе подготовки, иногда и при последующей переделке, плановый онспект может отразить логическую структуру и заимосвязь отдельных положений.

Текстуальный конспект составляется в основ-ом из цитат. Они связываются друг с другом логи-ескими переходами. Конспект может быть снабжен ланом и включать отдельные тезисы в изложении оставителя или автора.

Текстуальный конспект – прекрасный источник ословных высказываний автора. Он помогает ыявить спорные моменты. Особенно целесообраз-о использовать этот вид конспектирования при зучении материалов для сравнительного анализа оложений, высказанных рядом авторов.

Текстуальный конспект в большинстве случа-в – пособие, используемое длительное время, ногда он составляется и как временное пособие для коренной проработки произведений. Хотя при его одготовкетребуется определенное умение быстро правильно выбирать основные цитаты, этот тип аспекта нетрудно составлять.

Существенный недостаток текстуального кон-;екта – он мало активизирует внимание и память, о особенно проявляется, когда конспект составлен э основе выписок, сделанных давно, а также без убокой проработки материала, без его усвоения.

Поэтому следует обязательно давать ссы , и на стра­ницы, чтобы потом привлекать в помощ   екст.

Свободный конспект – сочетани выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста может быть снабжена планом, который идет бок о бок с тек­стом.

Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление матери­ала, большой и активный запас слов.

Свободный конспект, пожалуй, наиболее полно­ценный, но он довольно трудоемок, его не составить в один присест.

Тематический конспект – дает более или ме­нее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в том, что, разраба­тывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать раз­личные точки зрения на один и тот же вопрос.

Здесь тоже нельзя забывать о точных ссылках на источники и страницы.

Как составлять конспект

  1. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  2. Если составляется план-конспект, сформу­лируйте его пункты, подпункты и определите, что из текста следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
  3. Наиболее существенные положения изуча­емого материала (тезисы) последоватепьно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
  4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры (без подробного их описания).
  5. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
  6. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» (подобно пунктам и подпун­ктам плана).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *