Кашицын, М. Волшебницы из кинопроката [Текст] / М. Кашицын
// Путь Октября. – 1974. – 18 мая. – С. 4.
Существует свыше трех тысяч профессий. О некоторых из них мы, признаться, почти ничего не знаем. Хотя люди, отдавшие им по 10-15 лет жизни, утром шагают с нами на работу, стоят в магазинах в очереди, присутствуют на торжествах, как и все, радуются, огорчаются…
Поднимем на минуту таинственный занавес и посмотрим, кто эти люди редкой профессии и чем они занимаются. Мелеузовский кинопрокат. По рассказам старожилов, здесь в дореволюционное время когда-то была пересыльная тюрьма. В наше время каменные стены служат надежной защитой от климатических воздействий фильмокопий. А их здесь ни много ни мало – свыше трех тысяч.
Вот и первое знакомство – фильмокомплектовщица Наталья Захаровна Морозова, которая вот уже восемь лет оберегает это огромное духовное богатство, предназначенное для четырех районов республики. Обязанности у Натальи Захаровны многосторонние: следить за репертуарным планом и согласно ему, вовремя выдавать и принимать те или иные кинофильмы, получать но почте новые, доставленные прямо с кинокопировальных фабрик страны. В месяц через ее руки таким образом проходит до 1020 программ. Если учесть, что каждый кинофильм из 8-12 частей и каждую кинокартину нужно принять и еще отправить, согласитесь – работа хлопотная. И главное – при этом ничего не перепутать.
Вот они блестящие диски с кинолентами, каждая на своем месте, под своим номером со всеми «автобиографическими» данными. И все по порядочку: хроникальные, документальные, научно-популярные, учебные, художественные. Только что при нас поступила новая картина с Киевской кинофабрики «Одна среди людей». Где-то с 20 мая ее можно будет посмотреть в нашем «первоэкраннике» – кинотеатре «Космос». Тут можно бы добавить еще, что программу необходимо сопроводить рекламными материалами: клише, фотокомплектами, панно. И все это опять через руки Натальи Захаровны.
Узкая дверь ведет нас из кинохранилища в монтажный цех. Настоящая фильмокухня со своими специфическими запахами пленки и ацетона. Над фильмопроверочными столиками склонились цветные косынки проверщиц. Знакомимся. Их здесь пятеро. Самый солидный стаж у бригадира М. Г. Гайфуллиной, а самый высокий класс – вторая категория – у контролера массового позитива Флюры Халитовой. Первая пришла сюда в 1956 году, вторая – десять лет спустя. Рядом столик Венеры Нигматуллиной, она здесь недавно, третий год. Главный инструмент у этих девчат – глаза, проворные руки, ножницы, пресс да клей. Каждая из них имеет свой «пожизненный» фильмофонд – около 200 копий или 180 кинофильмов. Поступившим фильмам определяется категория в зависимости от степени износа. Ленту просматривают, склеивают места обрывов, делают подклейки, увлажняют специальным составом. За день каждая успевает проверять от 106 до 129 частей.
Все фильмопроверщицы перевыполняют сменные нормы. У Венеры Нигматуллиной лучшая в апреле выработка – 120 процентов, за что она удостоена вымпела. Стараются девчата на совесть, ради трудовой чести. Если фильму в среднем положено отработать 480 киносеансов, они удлиняют их жизнь до 520, а то и до 560 киносеансов. Чем не показатель?
Но есть в кинолентах дефекты, не подвластные их рукам, а только приборам. Тут уж на помощь приходит Минигуль Байбулатова со своей чудесной реставрационной машиной, которая устраняет полосы, царапины, полностью восстанавливает механическую прочность фильма и фактически дает ей вторую жизнь. Если заглянуть в эту машину через стекло, то не сразу поймешь куда это тянется трехсотметровый серпантин кинопленки и какие “таинства” над ней здесь совершаются. Вот “кусочек” технологии – и все станет ясным. С узла намотки пленка подается на узел мокрой очистки основ эмульсии, потом поступает в узел набухания (и такой есть!), где царапины заливаются целебным эликсиром – желатином, затем в сушку и на узел очистки. За смену Минигуль восстанавливает до 5 км пленки, в месяц – до 100 километров! А ведь за год она взяла обязательство отреставрировать 1 млн. километров, оговорив во встречном плане сделать это к 10 декабря, а оставшиеся 20 дней работать в счет завершающего года пятилетки.
И если сегодня мы с удовольствием смотрим выпущенные на заре советского кинематографа такие замечательные исторические ленты, как “Броненосец Потемкин”, “Чапаев”, “Мы из Кронштадта”, “Тринадцать” и другие, мы этим обязаны волшебницам из Мелеузовского кинопроката, кому доверено величайшее духовное богатство, на котором воспитываются миллионы советских людей.
М. Кашицын.