Материалы к обзору
Михаил Филонов
Из истории Российской подписки
До революиии 1917 года русская периодическая печать располагала ограниченным кругом читателей. На тысячу человек приходилась всего 21 газета. В основном журналы и газеты распространялись по подписке, в розницу же они продавались предприимчивым агентам только в трехстах городах необъятной Российской империи.
Как известно, первой русской рукописной газетой были “Куранты» (их еще называли «Вестями” или “Вестовыми письмами”), которые составлялись в Посольском приказе для информации о зарубежных событиях и выходили они, начиная с 1600 года. Кроме иностранных газет, материалом для “Курантов» служили донесения русских агентов за границей (преимущественно в Польше). Отправляемые за рубеж русские посланники обязаны были писать в Москву обо всем, что они могли услышать или прочесть. Начиная с 1631 года в Россию стали поступать в оригинале зарубежные периодические издания (первым была гамбургская газета “Ордентлихе Пост-Цайтуг»), а немного погодя желающие могли выписывать немецкие, голландские и французские газеты (к 1703 году можно было подписаться аж на 44 зарубежных издания).
Первая печатная российская газета обязана своим появлением Петру Первому.
Хотя название и было длинным, зато интригующим и вызывающим интерес: “Ведомости о военных и иных делах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах”. Выходили “Ведомости” тиражом в одну тысячу экземпляров, объемом от двух до семи листов с отдельной нумерацией страниц. Распространялись преимущественно среди царского окружения, а отдельные экземпляры рассылались в некоторые европейские города.
В конце 1727 года выпуск был прекращен, но вскоре газета стала выходить вновь под другим названием: “Санкт-Петербургские ведомости”. Первый номер датирован 2(15) января 1728 года. На четырех страницах были сообщения из восьми городов Европы и информация о событиях в Санкт-Петербурге (в том числе поздравление русскими и иностранными министрами государя императора Петра Второго с Новым годом, поездка высочайших особ к слушанию литургии в церкви Исаакия и пожалование чинами и орденами семи человек). И, самое главное, в этом же номере было объявлено: “Сии ведомости будут въ предь дважды въ неделе, а именно: во вторник и въ пятницу, на почтовом дворе и въ новой библиотеке выданы; которые охоту имеютъ оные держать, и за оные половину денег на передъ платить, тем будутъ оные порядочно присланы». Таким образом, в этом году исполняется 292 года со дня объявления первой подписки на печатные издания!
К сожалению, неизвестно, сколько читателей откликнулось на это объявление, но если судить по тому, что другая российская газета “Московские Ведомости”, которая стала выходить с 1756 года, имела тираж всего около 600 экземпляров в год, число подписчиков на “Санкт-Петербургские ведомости” также было невелико. Круг подписчиков и читателей обеих газет был расширен только благодаря военным событиям 1812 — 1815 годов. В это же время возникла и третья газета “Русский инвалид», специально сообщавшая подробности о военных действиях. Ей сразу сопутствовал успех и большое распространение по всей России благодаря дешевизне и неплохой подаче материала. Как ни странно, но интерес общества к военным событиям всегда приводил к увеличению числа подписчиков. Так было в Крымскую войну 1853 — 1856 годов, так было и во время шести русско-турецких войн.
Доставка периодической печати впервые в России официально была организована в 1838 году Петербургской почтой и первой была доставлена газета “Северная пчела”. Однако уже в отчете Почтового департамента за 1836 год имеется сообщение о доставке петербургским подписчикам “Земледельческой газеты” и журнала “Библиотека для чтения”.
К 1841 году число доставлявшихся газет и журналов возросло до шестнадцати. А в 1853 году при Петербургском почтамте была создана специальная газетная экспедиция.
С 1 января 1869 года была открыта подписка на периодические издания через почту, в пользу которой поступало 20 процентов годовой стоимости издания. Ко времени создания газетной экспедиции Петербург был уже разделен на 21 округ, каждый из которых обслуживался тремя-четырьмя письмоносцами. Доставка, осуществлявшаяся раньше трижды в день, была изменена на шестиразовую!
Расширению круга подписчиков и читателей особенно способствовало разрешение печатать частные объявления во всех изданиях (до 60-х годов XIX века этим правом пользовались лишь Санкт-Петербургские и Московские “Ведомости»), а также розничная продажа отдельных номеров в городах и на станциях железной дороги, принявшая довольно широкий размах. Среди подписчиков, число которых достигло 50 — 60 тысяч, особенно популярной была газета «Новое время», которая выходила с 1868 года двумя изданиями в день! Из еженедельных газет наибольший успех имела “Неделя» (ее днем рождения стал 1866 год). На нее подписывалось до 10 тысяч человек ежегодно.
Но еще большего успеха достигли так называемые «вторые» или сокращенные, дешевые издания больших газет, подписка на которые не превышала четырех-пяти рублей в год. Благодаря этому такие газету, как “Биржевые ведомости», приобрели в 1900 году 125 тысяч подписчиков, а “Сын Отечества» (в двух изданиях, большом и малом) расходился в 1899 году тиражом до 40 тысяч экземпляров. Но всех “перещеголяли” ежедневная газета “Свет” (150 тысяч подписчиков) и “Нива”, представлявшая скорее еженедельный журнал, нежели газету, с небывалой для царской России числом подписчиков (свыше 200 тысяч).
Тогда же стала выходить и первая бесплатная (правда, для волостных управлений) газета “Сельский вестник”, тиражом 50 тысяч экземпляров.
Из журналов наибольшей популярностью пользовались «Отечественные записки” и “Современник». Привлечение к сотрудничеству таких писателей, как Герцен, Тургенев, Григорович, Гончаров и других литераторов, способствовало успеху и широкому распространению этих журналов. Обратимся к сохранившимся сведениям за 1862 год. На первом месте стоял “Современник”, на который подписалось 6658 человек; за ним следуют: “Русский вестник” (6100), “Отечественные записки” (4500), “Время” (4350) и “Библиотека для чтения” (3500 подписчиков).
После Октябрьской революции, когда издание газет, журналов и книг перешло в руки государства, на повестке дня встал вопрос о новом подходе к продвижению печатных изданий в гущу городского и особенно сельского населения. Это было трудным делом, особенно в годы Гражданской войны. Правительство создало контрагентство распространения советской печати при ВЦИК. Но оно обслуживало лишь узловые станции на железных дорогах. Позже в сельской местности были открыты три тысячи почтовых отделений. Им была поручена продажа прессы. Эти меры несколько улучшили организацию распространения печати, но не внесли в нее коренной перестройки.
21 ноября 1918 года был подписан декрет Совета народных комиссаров о новой системе распространения периодической печати. Почтовым учреждениям было предложено открыть розничную продажу газет, журналов, брошюр и книг, поручалось организовать экспедиции периодической печати, которые бы приняли на себя функции по приему и рассылке всех изданий непосредственно подписчикам.
К 1 декабря 1918 года розничную торговлю газетами и журналами уже вели 5 тысяч, а подписку принимали 1500 учреждений связи. Для руководства ими при Народном комиссариате почт и телеграфов (Наркомпочтель) был создан специальный отдел печати.
В годы Гражданской войны резко снизилось производство бумаги. Пришлось сократить выпуск газет, журналов и перейти к строгому их распределению. В мае 1918 года была создана Центральная учетно-распределительная комиссия. Газеты и журналы стали распространять бесплатно. Широко практиковалась их расклейка в помещениях и на улицах. В этих условиях почтовые учреждения занимались только пересылкой и доставкой. Снабжение же периодикой армии, учреждений, городского и сельского населения возлагалось на созданное центральное агентство по снабжению и распространению печати — «Централпечать».
Плата за газеты и журналы вновь введена лишь в годы НЭПа. В связи с этим было создано государственное хозрасчетное учреждение — Центральная экспедиция печати (ЦЭП). Она восстановила довоенные тиражи и тем самым выполнила свое назначение.
С 1923 года распространение газет и журналов временно взяли на себя издательства “Правда”, “Известия», “Рабочая газета» и некоторые другие, создав экспедиционные аппараты в центре, организовали более сорока отделений в крупных городах. Однако такая практика не дала ожидаемых результатов. Подпиской и распространением печати вновь стали заниматься отделения связи, в руках которых к 1928 году и была сосредоточена вся эта работа.
16 августа 1930 года появилось постановление, в котором указывалось, что «Наркомпочтель» является монопольной организацией, распространяющей периодические издания по подписке и в розницу. Этим постановлением «Наркомпочтелю» передавалось и акционерное общество «Союзпечать”, ведавшее розничной продажей.
Через два года было создано Центральное управление распространения печати со своим аппаратом на местах. В 1937 году в ведение «Союзпечати” перешло экспедирование газет и журналов. Таким образом, вся работа по распространению и экспедированию печати была сосредоточена в одном органе. В настоящее время эту функцию выполняет целый ряд агентств и предприятий, в том числе такие крупные, как «Роспечать», Моспочтамт, АРЗИ и др.