“На берегу реки”

Особенности русского фольклора

     На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, как воспитывать детей.

Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

    Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

   Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

 

“На берегу реки”

Т. Кожинова, И. Семина. 

фольклорные посиделки

На сцену поднимаются двое ведущих и по очереди приветствуют всех собравших­ся на праздник в библиотеку.

Ведущие:

– Добрый день, дорогие ребята!

– Добрый день, уважаемые гости!

– Удобно ли вам? Слышно ли вам? Всем ли места хватило?

– С первой услышанной в детстве пес­ни, сказки, с первой игры начинается наше знакомство с культурой народа. Эта куль­тура следует за нами и во взрослую жизнь.

– Каждый знает несколько пословиц и помнит несколько песен.

– Закончился трудовой день, теперь можно посидеть и отдохнуть.

Хором весь класс зазывает честной на­род на свои посиделки (причем, хорошо создать два хора – хор мальчиков и хор девочек):

– Добро пожаловать, гости дорогие!

– Давно уж вас мы поджидаем,

– Без вас речей не начинаем.

– Для каждого найдется глоток водицы из колодца.

– Подарки есть на всякий вкус: Кому – сказка, кому – быль, кому – песенка в прикус.

– И хлеб-соль, как в старину…

За хлебом да солью всякая шутка хороша.

 

Ведущий:

В старину родители, быва­ло, тешили ребенка пестушками и по­тешками. Знаете, пестовать – значит нян­чить, холить? Всякой матери свое дитя мило. Вот мамы и сопровождали свои нехитрые байки выразительными жеста­ми и даже целым импровизированным спектаклем, который так нравился малы­шам.

На сцену выходят ряженые “мамы” – девочки с куклами – и исполняют пестушки.

– Потягунюшки, порастюнюшки,

Роток – говорюнюшка,

Ручки – хватунюшки.

– Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ, топ!

Глазками хлоп, хлоп!

Кто каши не ест?

Молока не пьет?

Того забодает, забодает!

 

Ведущий:

Впрочем, мамы не только пели песенки, они рассказывали корот­кие прибаутки и сказки в стихах.

– Заяц белый, куда бегал?

– В лес дубовый.

– Что там делал?

– Лыко драл.

– Куда клал?

– Под колоду.

– Кто украл?

– Родион.

– Выйди вон!

(На кого указывает ведущий, закончив считалку, тот и рассказывает прибаутку.)

Долгоногий журавель

На мельницу ездил.

Диковинку видел:

Коза муку мелет,

Козел засыпает,

А маленьки козленочки

Муку выгребают.

А барашки – круты рожки

В дудочку играют.

А сороки-белобоки

Пошли танцевати.

А вороны-стережоны

Пошли примечати.

Сова – из-за угла смотрит,

Ногами топочет, головой вертит.

 

Ведущий:

Тара-бара,

Домой пора

Коров доить –

Тебе водить!

(Указывает нового рассказчика.)

 

Девочка:

Как по речке-то по реке

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил:

– Чем ты бороду красил?

– Я не краской, не помазкой,

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал!

 

Ведущий:

Катилось яблочко мимо сада,

Мимо сада, мимо града:

Кто поднимет, тот и выйдет!

(Указывает рассказчика)

 

Мальчик:

Уж как шла лиса по тропке,

Нашла грамоту в охлопке.

Она по лесу ходила,

Громким голосом вопила:

Как я лычки драла,

Как я лапотки плела,

Вот я села на пенек,

И читала весь денек.

Будто небо повалится!

И земля вся загорится!

Лисе негде будет жить –

Станет лисонька тужить!

 

Ведущий:

Ох и спасибо, ребята! По­знакомили со старинными потешками. А теперь порадуйте русской песенкой.

В нашем оркестре всего понемножку: Звенит колокольчик, запели уж мошки. В нашем оркестре всего понемножку, Даже играют тарелки и ложки. В нашем оркестре всего понемножку: Помогут оркестру и наши ладошки.

(Звучит песня “Калинка”. Можно пус­тить в записи.)

Входят две “сударушки” – две женщи­ны из числа родителей в старинных рус­ских одеждах.

 

Даниловна:

Смех-потешки услыхали – сразу к вам мы побежали.

 

Гавриловна:

Где потешки поют – там и весело живут!

Правда, Даниловна?

 

Даниловна:

Правда, Гавриловна!

Неразлучные старушки, мы живем в лесной избушке.

– Избушка на кочке,

Блинами обита, оладьями покрыта.

Есть ограда кругом – пирожки с творогом.

А еще представим в липах Вам веселы небылицы!

 

– Что Марфута для Петра наварила, напекла!

92 блина, 2 корыта киселя, 5 пирогов – не нашла едоков!

 

– Сел комарик на дубочек, на еловый на пенечек,

Свесил ножки на песочек, сунул носик под листочек,

спрятался.

 

Ведущий:

Стоп-стоп! Голова кругом пошла…

Что за Марфута, что за комарик?

Послушайте-ка лучше наши песни.

 

Дети поют: “Посею лебеду на берегу”.

Даниловна:

Ох и молодцы, ребятки! Хорошо поете. Порадовали старушек. А загадки отгадывать умеете?

 

Я кручусь, но не юла,

А по мне бежит игла.

Я, ничуть не уставая,

Говорю, пою, играю.

(Пластинка.)

 

То толстеет, то худеет,

Громко-громко голосит.

(Гармонь.)

 

Откуда ни возьмись, выходит гармонист, и звучит плясовая.

 

Гавриловна:

Нам не устоять. Даниловна?

 

– Ой, не устоять, Гавриловна!

 

Гармонист:

Эй, сударушки-старушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей, чтобы было веселей.

 

Ой, ноги мои,

Что мне делать с вами?

Для хороших друзей

Пляшете вы сами.

 

Хорошо вы танцевали,

Милые подружки.

Только что за посиделки

Без нашей частушки.

 

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

 

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

 

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались,

На доске остануся,

С частушкой не расстануся.

 

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

 

(Выходит девочка.)

 

Эх, топни нога, топни правенькая.

Я плясать пойду, хоть и маленькая!

Пойду плясать по соломушке,

Разлейся народ по сторонушке.

(Девочка пускается в пляс.)

Ведущий:

Ребята, посмотрите, пока мы здесь веселились, в зале выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Вы знаете, как ма­леньких детей учат четко говорить? Каж­дый лепесток нашей ромашки – скоро­говорка. Нужно сорвать лепесток и про­читать скороговорку 3 раза!

 

От топота копыт пыль по полю летит.

Прокоп украл укроп.

Ребята малы – семигодовалы.

 

Ведущий:

Молодцы, ребятушки: нау­чились скороговорки говорить – теперь можно и за игры приниматься. А не по­мериться ли нам силой и ловкостью?

 

Начинается игра “Петухи”, “Перетяги­вание каната”.

 

Ведущий:

Ну хватит силой меряться.

Слышите, кто-то стучится? Это “Небылицы в лицах”?

Те, что сидят в теремах да светлицах,

Щелкают орешки да твердят насмешки…

 

И действительно, в зале появляются три “небылицы”. Они читают наперебой.

– Сынок, сходи за водицей на речку!

– Брюхо болит.

 

– Сынок, иди кашу есть!

– Что ж, раз мать велит, надо идти.

 

– Фома, что из леса не идешь?

– Да медведя поймал.

– Так веди сюда!

– Да он меня не пускает!

 

– Фома, у тебя в доме тепло?

– Тепло, на печи в шубе согреться

 

Ведущий:

Ох, ну и небылицы! Ай да молодцы! А без чего, ребята, не может обойтись на Руси ни один праздник?

– Без песен!

– Верно. Недаром говорится: Русская песня дух бодрит. Где песня поется, там весело живется. С хорошей песней и труд спорится.

(Дети поют русскую народную песню “Родина”.)

 

Вижу чудное приволье

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

 

Вижу горы и долины,

Вижу степи и леса –

Это русские картины,

Это Родина моя.

 

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

 

Ведущий читает:

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

 

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России,

Столько во поле цветов.

 

Кто сложил ее – не знаю,

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

 

А слова ее простые

Душу трогают до слез.

Сколько песен у России,

Столько в рощицах берез.

 

Словно музыка степная,

Золотая рожь встает.

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет.

 

Песни русские такие,

Что охота подпевать.

Сколько песен у России –

Никому не сосчитать.

 

(Девочки образуют хоровод…)

Как у наших у ворот

Стоит озеро воды.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Стоит озеро воды.

Стоит озеро воды.

Молодец коня поил.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Молодец коня поил,

К воротечкам подводил.

Ой ли, ой ли, ой люли!

К воротечкам подводил,

К вереюшке привязал.

Ой ли, ой ли, ой люли!

К вереюшке привязал.

К вереюшке привязал,

Красной девке приказал.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Красной девке приказал:

– Красна девица душа,

Сбереги мово коня.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Сбереги мово коня.

– Сбереги мово коня.

Не порвал был повода,

Ой ли, ой ли, ой люли!

Не порвал бы повода,

– Повода шелковые,

Удила серебряные.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Удила серебряные.

Красна девица идет,

Словно павушка плывет.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Словно павушка плывет.

Словно павушка плывет,

Таки речи говорит.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Таки речи говорит:

– Не твоя, сударь, слуга!

Не держу твово коня.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Не держу твово коня.

– Когда буду я твоя,

Сберегу тогда коня.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Сберегу тогда коня.

 

Ведущий:

А не хотите ли еще на прощанье поучительную историю послу­шать? Про деда, бабку, курочку-рябу и яичко не простое – золотое…

 

Выходят на сцену “дед” и “бабка” в русской одежде и декламируют:

Бабка:

– Эй, старик, проснись скорей!

 

Дед:

– Волки, что ли, у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

 

Бабка:

– Да смотри, что я нашла:

Наша курочка-пеструха

Под кустом яйцо снесла.

 

Дед:

– Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

 

Бабка:

– Да яйцо-то не простое,

А, гляди-ка, золотое!

 

Дед:

– Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

 

Бабка:

– Погляди, горит, как жар,

Не случился бы пожар.

 

Дед:

– Ох, горит, слепит глаза!

– Чудеса-то.

 

Бабка:

– Чудеса!

– Ты в сундук запри его…

 

(Стук в дверь.)

 

Бабка:

Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло.

Ненароком принесло.

 

Дед:

Надо дверь бы на засов

Да спустить скорее псов.

 

Бабка:

– В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там,

Им яичко и продам!

Как дадут мне сто рублей –

Накуплю я соболей,

Разных юбок 40 штук:

До краев набью сундук!

 

Дед:

– Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица.

Тащишь в избу разный хлам!

Нет уж, если мы богаты –

Возведу себе палаты

И беседки по углам…

 

Бабка:

– Что ты, старый, не блажи,

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют ведь нас соседки.

– Пусть смеются, мне не жалко,

– Да, уймись, упала скалка,

Чугуны гремят в печи,

Лучше, дед, ты не кричи!

 

Дед:

– Я хозяин или нет?

Сейчас дам тебе ответ!

– Ох, яичко покатилось,

Покатилось и … разбилось.

И скорлупки нет следа,

Подевалось все куда?

 

Бабка:

– Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

 

Дед:

– И шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

– Только то, видать, надежно,

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!

 

Бабка:

– Эй, соседка!

– Эй, сосед!

Забывать друзей не след,

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И варенья, и соленья…

Заходите без стесненья!

(Звучит русская народная песня “Бли­ны”.)

 

Появляются родители, в руках – горка блинов. Они щедро угощают детей блина­ми.

 

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселый смех.

За огонь соревнованья,

Созидающий успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: “До свиданья,

До счастливых новых встреч”!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.