О. Чернышёва,
г. Черняховск
Сценарий праздника книги
1-й ВЕДУЩИЙ:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами попробуем разобраться в том, что вроде бы и так всем хорошо известно. Мы совершим с вами путешествие по исхоженной вдоль и поперёк (и всё же загадочной), древней (и всё же молодой) стране. Эту страну не найдёшь на карте, но она существует. Иногда вы можете увидеть её огромной, глазами не охватишь, иногда — крохотной, такой, что уместится в ладонях. Путешествовать по ней лучше всего сидя в кресле.
Есть страна Италия,
Есть земля Австралия,
А ещё на свете есть
Просто чудо из чудес:
Вовсе не Австралия,
Вовсе не Италия!
Книга — древняя страна,
Нераскрытых тайн полна!
ЧТЕЦ:
Я ищу дорогу к тайне,
Я хочу увидеть чудо.
Ну хоть что-нибудь такое,
Что вовек я не забуду.
Покажите лишь тропинку,
Укажите мне дорожку:
Полетят навстречу с чудом
Мои маленькие ножки.
У кого спросить дорогу?
Где искать заветный лес?
Волшебства там будет много,
Будет чудо из чудес!
2-й ВЕДУЩИЙ:
Да что может быть загадочного в книге? И совершенно ничего чудесного! Книга как книга.
1-й ВЕДУЩИЙ:
Да, вам, наверное, кажется, что она была в вашей жизни всегда. Скорее всего, именно так и было! И всё же, несмотря на то, что книга — это такая вещь, которая с нами всегда и везде, мы попробуем найти в ней непрочитанные пока страницы или просто-напросто тайны!
Журналист Морозов писал: «Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей».
2-й ВЕДУЩИЙ:
Кем бы мы были без книг? Неучами, невеждами, да и просто — людьми без памяти. Наверное поэтому, едва научившись говорить, человечество задумалось над тем, как фиксировать, закреплять те навыки и знания, которые повседневно накапливались в общении людей с окружающим их миром. Так появилось письмо, а затем и книга.
1-й ВЕДУЩИЙ:
Действительно, трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее книг. Ведь без них мы не смогли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Фауста»…
2-й ВЕДУЩИЙ:
Но книга не всегда была такой, какой мы привыкли её видеть. В самом начале истории человечества книгу и книгой-то нельзя было назвать. Информация фиксировалась на сводах пещеры, на гранитной или мраморной плите, на колоннах храма. Да и букв тогда ещё не было. Древние люди писали с помощью рисунков.
1-й ВЕДУЩИЙ:
Давайте ненадолго перенесёмся в древний мир. Кто самый смелый? Выходите на сцену.
(Выходят 2-3 участника.)
Представьте, что вы — первобытные люди. Сегодня на заре каждый из вас убил бизона или мамонта. Теперь вы хотите пригласить отведать свежего мяса своего приятеля из соседнего племени.
Писать вы, разумеется, не умеете, но высечь на камне рисунки, передающие информацию (куда, зачем, во сколько и т.д.) для своего товарища вы сможете.
(Участникам дают фломастеры и бумагу.)
Приступайте!
2-й ВЕДУЩИЙ:
А пока наши участники трудятся, мы с вами попробуем вспомнить, какими были книги до появления бумаги, на чём они писались.
(Зрители называют, например: на пальмовых листьях, на костях животных, на бамбуковых дощечках и шёлковых свитках, на глиняных черепках и бересте, папирусе и пергаменте. За каждый правильный ответ вручается жетон).
Молодцы! А теперь посмотрим, что же получилось у наших «древних людей».
(Зрители выбирают самое понятное и точное, на их взгляд, приглашение. Победитель награждается жетоном и бурными аплодисментами).
1-й ВЕДУЩИЙ:
Важнейшую роль в истории книги сыграло изобретение бумаги. Произошло это в Китае во II веке н.э. С тех пор книга стала более практичной и удобной, и человек понял, что может «переписываться» не только с современниками, но и с потомками. Так книга стала связующим звеном между поколениями. Благодаря книгам сегодня мы узнаём о том, что было давным-давно, сотни лет назад.
2-й ВЕДУЩИЙ:
Вот, например, какая история о загадочном растении дошла до нашего времени. Богиня любви Афродита, узнав о гибели на охоте своего возлюбленного Адониса, бросилась вслед за гонцом, принесшим ей это известие.
Колючие кустарники царапали ей кожу. Капельки крови падали на ветки и превращались в алые бутоны. Распускались они под утро…
Народная мудрость гласит, что это растение стоит семи докторов.
В XVI веке, во времена царя Ивана Грозного, за урожаем ягод этого растения снарядили экспедиции, хранили его для военных походов, а платили за лекарство бархатом, парчой, драгоценными шкурками соболей.
В старину не знали ни перекиси водорода, ни йода, поэтому, чтобы остановить кровотечение и уберечься от гангрены, открытые раны промывали ягодным настоем этого замечательного растения.
Мореходы, отправляясь в длительное плавание, запасались плодами этого растения. Не потому ли оно стало национальной эмблемой англичан? Что же это за растение? (Шиповник.)
(За правильный ответ — жетон).
1-й ВЕДУЩИЙ:
А я прочитала о другом загадочном предмете. У него двухтысячелетняя история. Первые сведения о его появлении относятся к III веку до нашей эры. Вначале он носил название «сударий». Затем ему на смену приходит слово «орарий». Этим предметом приветствовали знакомых, в более поздние времена императоры давали им знак в цирке — помиловать или осудить на смерть гладиатора, проигравшего схватку. Во время великого переселения народов он прекратил своё существование и вышел из обихода на многие века.
Возродиться ему суждено было лишь в Средние века в Италии, а затем он распространился по остальным странам Европы.
Долгое время он оставался предметом роскоши. «Победное» шествие его началось лишь в XIX веке.
Возможно, что сегодня этот предмет есть и у некоторых из вас. Так что это за предмет? (Носовой платок).
(За правильный ответ — жетон).
2-й ВЕДУЩИЙ:
Английский философ Ф. Бэкон назвал книги «кораблями мысли, странствующими по волнам времени и бережно несущими свой драгоценный груз от поколения к поколению». Эта особенность — и есть первая тайна загадочной страны под названием КНИГА, которую мы с вами раскрыли.
1-й ВЕДУЩИЙ:
Книга во все времена считалась величайшим сокровищем, и не только потому, что на её создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплёты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками и аккуратными иллюстрациями… Главной ценностью книги считалось её содержание: мудрость, заключённая в словах. А мудрость народная выражается прежде всего в пословицах. Поэтому сейчас вам надо будет вспомнить как можно больше пословиц, посвящённых книге, грамоте, учению, мудрости.
(Участники по очереди называют пословицы, например):
- Век живи, век учись.
- Учиться никогда не поздно.
- Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
- Не красна книга письмом, красна умом.
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- Красна птица перьем, а человек — ученьем.
- Не учась и лаптя не сплетёшь.
- Кто больше знает, тому и книги в руки.
- Учёный водит, неучёный следом ходит.
- И сила уму уступает.
- Видит око далёко, а ум — ещё дальше.
- Чему смолоду не научился, того и под старость знать не будешь.
- Ученье — свет, а неученье — тьма.
- Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
- Сперва аз да буки, потом и все науки.
- Азбука — к мудрости ступенька.
- Пойти в науку — терпеть муку.
- Кто силён в науке, не знает скуки.
- Будешь всё знать — скоро состаришься.
- Ученье лучше богатства.
- Книга книгой, а умом двигай.
- С мудрым знаться — ума набраться.
- Испокон века книга растит человека.
- Недочитанная книга — что непройденный путь.
- Книга подобна воде — дорогу пробьёт везде.
- Хорошая книга ярче звёздочки светит.
- Книга для ума, что тёплый дождь для всходов.
- Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
- Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
- Книги не любят, когда их чтят, а любят, когда их читают.
(За каждый ответ участник получает жетон).
2-й ВЕДУЩИЙ:
Я тоже знаю пословицу: «Книга мала, да ума придала».
1-й ВЕДУЩИЙ:
Верно, книга очень многому нас учит. И это ещё одна из её тайн.
2-й ВЕДУЩИЙ:
Вот ещё, нашли тайну! Это же всем известно: из книг мы узнаём много нового и интересного, они развивают нашу память и тренируют внимание, дают ответы на многие вопросы.
1-й ВЕДУЩИЙ:
Верно.
Порою вопросы,
Как будто занозы
Надолго в тебе застревают,
И жалят вопросы,
Как злющие осы,
И боль эта не остывает.
Избавиться можно
От ос и заноз,
Но если в тебе
Застревает вопрос,
То, как ни старайся,
Спасения нет,
Пока на вопрос
Не отыщешь ответ…
А где можно найти ответ? Ну, конечно же, в книге! Вот мы сейчас и посмотрим, есть ли среди вас такой мудрец, который, получив трудный вопрос, сообразит, к какой книге обратиться за помощью.
(Приглашаются два участника. Каждому по-очереди ведущие задают вопросы. Играющие должны как можно быстрее найти среди предложенных книг ту, в которой есть ответ на вопрос. За правильно выполненное задание — жетон. Побеждает участник, нашедший ответы на наибольшее количество вопросов. Ему присваивается звание Деда Всеведа.)
Примерные вопросы:
- Из чего у птиц сделаны уши?
- Как индейцы отмечают праздник кукурузы?
- Какая планета является третьей по счёту от Солнца?
- Какое прозвище было у Великого князя Московского Дмитрия Юрьевича Шемяки?
- Правда ли, что Ярило — бог ярости и войны у древних славян?
- Как пригласить друзей «на чашку чая»?
Предложенные книги:
- Мир животных. Пресмыкающиеся, птицы, рыбы, насекомые. — Минск: Миринда, Родиола-плюс, 2000. — 416 с. — (Детская энциклопедия в вопросах и ответах).
- Народности: Энциклопедия для детей / Пер. с фр. В. Румянцева. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. — 124 с. — (Серия «Моя первая энциклопедия LAROUSSE»).
- Керрод Р. Космическое пространство: Иллюстрированный атлас для детей. — М.: ОНИКС 21 век, 2001. — 96 с.
- Пчелов Е. В., Чумаков В Т. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: «Грантъ», 2000. — 296 с.
- Калашников В. Боги древних славян. — М.: Белый город, 2002. — 48с.
- Бондаренко Э.О. Ваш друг — этикет. — Калининград: Кн. изд-во, 1996. — 255 с.
1-й ВЕДУЩИЙ:
Но ведь хорошая книга не только просвещает и развивает ум, она обогащает вашу душу, облагораживает чувства и нравы. Читая книги, человек учится быть самим собой, быть терпимым и бескорыстным, понимает, какое чудо — обыкновенная человеческая жизнь.
2-й ВЕДУЩИЙ:
Да и не только человеческая. Любая зверюшка нуждается в сочувствии, ласке, заботе. И этому тоже учит книга.
Что ты тискаешь утёнка?
Он малыш — а ты большой,
Ишь, задравши головёнку,
Рвётся прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку:
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черёд?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утёнка к утке,
Пусть идёт купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притянешь — и капут.
Саша Чёрный
1-й ВЕДУЩИЙ:
Книги, повествующие о любви к окружающей среде и всему живому в ней, способствуют укреплению жизнелюбия, добра, благотворно влияют на душевное состояние человека.
2-й ВЕДУЩИЙ: А что вы чувствуете, читая такие строки…
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури гоДубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозйой
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень, тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
И. А. Бунин. Листопад.
1-й ВЕДУЩИЙ:
Как красиво! Так и хочется взять кисть и краски и нарисовать всё это великолепие!
2-й ВЕДУЩИЙ:
Значит, можно сказать, что книги помогают научиться рисовать? Как думаете, ребята?
(Выслушиваются ответы детей).
1-й ВЕДУЩИЙ:
Что ж, давайте предложим ребятам выступить в роли художников-иллюстраторов. Начать предлагаю с простого — нарисовать иллюстрации к сказкам.
(Приглашаются по пять участников от каждой команды. Команде выдаётся лист бумаги с заглавием книги и началом рисунка (например, шляпа и галстук Незнайки или борода и плеть Карабаса). Участники по очереди с закрытыми глазами дорисовывают иллюстрацию, не общаясь между собой, потом объясняют, что нарисовали).
2-й ВЕДУЩИЙ:
Да… Здорово! А какую тайну вы ещё нам раскроете?
1-й ВЕДУЩИЙ:
Знаете ли вы, что книги умеют… лечить людей? Древняя восточная мудрость гласит: «Болеющий и страдающий пусть берёт в помощь книгу — в мире нет лекарства её сильнее». Книги и чтение
стали считаться терапевтическими средствами по крайней мере в конце Средневековья. В XVIII в. в Англии, Франции, Германии, Шотландии врачи начали предписывать чтение в качестве терапии. А в Х1Х-ХХ вв. в Англии, Германии, США врачи-практики приступили к исследованиям воздействия книг и чтения на пациентов.
2-й ВЕДУЩИЙ:
Особенно ярко воздействие книг на выздоровление больного проявилось в годы войны. Возможно, впервые со времён древних Фив очень многие люди поняли, что книги действительно могут быть лекарством для души и, следовательно, тела.
1-й ВЕДУЩИЙ:
… Давно мы из дома.
Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернёмся.
Я знаю. Я верю.
И время такое придёт:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдёт.
2-й ВЕДУЩИЙ:
Читая такие строки, раненые солдаты обретали мужество и уверенность в своих силах, веру в себя и в победу, желание жить и любить. И именно это было главным лекарством.
1-й ВЕДУЩИЙ:
Но иногда книги сами нуждаются в лечении. Ведь бывает и так:
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки —
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты — как мочала.
На листах — каракули,
Книжки горько плакали.
2-й ВЕДУЩИЙ:
От Скворцова Гришки
Убежали книжки.
Просят помощи у нас.
Будем их лечить сейчас.
(Участникам выдаются «больные» книги, клей, бумага, ножницы, скотч. Ребята подклеивают книги, стараясь сделать это как можно аккуратней).
1-й ВЕДУЩИЙ:
А к остальным гостям у меня есть несколько вопросов. Там, где нужно, вы должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья». А где не нужно — молчите.
— Помнит кто из вас, друзья,
Что без книг прожить нельзя?
— Кто читал так много книг,
Что не помнит, что же в них?
— Кто так много книжек брал,
Что сдавать их забывал?
— Знает кто из вас, друзья,
Что книги пачкать, рвать нельзя?
— Есть ли среди вас такой,
Кто от книг бежит стрелой?
— А есть ли среди вас таков,
Кто день и ночь читать готов?
2-й ВЕДУЩИЙ:
А наши «доктора» уже вылечили «больных». Посмотрите, как повеселели книжки! Спасибо вам огромное за заботу.
1-й ВЕДУЩИЙ:
Ну, а теперь подведём итоги. Победитель получает приз и аплодисменты!
Будьте с книгами, ребята, неразлучны,
Ведь чудес у книги — до небес.
Вы представьте, как бы было скучно,
Если б в мире не было чудес.
2-й ВЕДУЩИЙ:
В книге на любой странице
Оживают чудеса.
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!
1-й ВЕДУЩИЙ:
Но, читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!
2-й ВЕДУЩИЙ:
До новых встреч в таинственной и чудесной стране КНИГА!
ЛИТЕРАТУРА:
- Выпускной!.. / ред.-сост. Л. И. Жук. — Красико-Принт, 2000.
- Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
- Детская Энциклопедия: Книга от Адо Я / авт.-сост. Ю. Гуллер. — М.: АО Аргументы и факты, 1996. — № 8.
- Ельцова-Стрелкова В. Вместе с таблеткой — доброе слово // Библиотека. — 2002. — № 5. — С. 77-78.
- Зайцева И. Н. Сказка о хитром гноме и волшебном троне // Педсовет. — 2002. — № 9. — С. 3-5.
- Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки / Ред. Е. Селеменива. — М.: Либерея-Бибинформ. — 2003. — Вып. 3.
- Литературный коктейль / ред-сост. Л. И. Жук. — Красико-Принт, 2002.
- На балу у Золушки / ред.-сост. Л. И. Жук. — Красико-Принт, 2001.
- Немировский Е. Л. Путешествие к истории русского книгопечатания: книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1991.
- Сентябрь уж наступил / ред.-сост. Л И. Жук. — Красико-Принт, 1998.
- Читаем, учимся, играем: Журнал-сборник сценариев для библиотек. — 1999-2003 гг.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия : Культура / авт.-сост. Н. В. Чудакова; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М.: ACT, 1995.