Её величества книги

Её величества книги

Библиотечный урок для младших школьников

 

Оформление:

При входе плакат:

«Улыбайся! За дверью ты увидишь королевский дворец!»

Вывесить правила пользования книгой и правила поведения читателей в библиотеке.

 

 

   Сегодня мы открываем путь в Книжный дворец. А во дворце кто царица? Правильно, Её величество Книга!

Книга – мудрости глоток,

Нас встречает с ранних лет.

Ты люби ее, дружок!

Книга – это целый свет!

 

Как же появилась книга и когда?

   Как люди придумали буквы, из которых составляются слова, из слов – предложения? И как люди научились делать книги?

   Давным-давно люди еще не придумали букв и не знали, что словами можно записать все на свете. Пока они жили племенами, все нужное можно было сказать словами. Потом пле­мена становились все больше, и на словах передавать информацию становилось все труднее… И люди стали делать рисунки на камне или деревяшке и передавать другим. Вот, например, нарисовали маленького медведя и три палочки. Что это значит? Это значит, что в трех днях пути водятся медведи. Но нарисовать можно было только простые предложения. А длинные рисо­вать было долго и трудно, да и не все были художниками. Поэ­тому стали делать рисунки простые, чтобы все могли нарисо­вать и понять. Сложное изображение заменялось значком. Каж­дый значок обозначал какое-либо слово. Например, волнистая линия – «вода», а квадратик – «камень». Такие значки называ­ются иероглифами. Читать и писать могли только те, кто долго учился. А сегодня каждый человек умеет читать и писать, алфа­вит стал простым, и его легко выучить.

 

А как же возникли печатные книги?

   В XV веке немецкий ученый Иоганн Гутенберг создал первый печатный станок. А Франциск Скорина первым на наших зем­лях стал печатать книги. Благодаря белорусу книг в мире стало больше. Франциск Скорина родился в городе Полоцке. Это было очень давно, но мы и теперь помним о нем. Его именем названы улицы, площади, проспекты. Потому что в нашей стране уважают и любят книгу. Ребята, а теперь вспомним пословицы и поговорки о книгах и грамотности. Я буду начинать пословицу, а вы – заканчивать.

Грамоте учиться всегда… пригодится.

Что написано пером, то не… вырубить топором.

Повторенье – мать… ученья.

Век живи… век учись.

   Чтобы изготовить бумагу, трудились лесорубы и сплавщики, писатели и ученые писали текст, художники рисовали иллюстрации; в типографии книгу делали наборщики, переплетчики и др.

   Огромные средства государство тратит на создание книг и учебников. Поэтому бережно относиться к книге – ваш пер­вый и главный читательский долг. Посмотрите на эти красивые и нарядные книги. А вот как не повезло этим бедняжкам (пока­зать порванные книги). А чтобы книжки не были на вас в обиде, нужно запомнить несколько правил.

 

   Берите книгу чистыми руками.

   Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы.

   Не кладите в книгу карандаши – при этом рвется переплет.

   Не загибайте страницы.

   Не читайте книгу во время еды.

   Оберните книгу бумагой.

 

А правила поведения читателей вы знаете?

   Ребята, первое и самое главное правило:

 

Берегите книгу! Если 300 учеников перегнут страницу книги, то в ней образуется дыра. Ведь в библиотеке книги не личные, а принадлежащие всем нам.

 

   Правило второе: возвратите книгу в срок! Запомните: если бы каждый держал у себя книги сколько ему вздумается, то в библиотеке на полках было бы пусто и вам нечего было бы читать.

 

   Третье правило: Взял книгу с полки – поставь ее на место! Каждая книга, как и вы, имеет свой адрес. И может потеряться, если вы не вернете ее на место.

 

   И еще одно правило: В библиотеке нельзя шуметь! Надо вести себя так, чтобы никому не мешать.

 

   Теперь, когда вы знаете, как себя вести в библиотеке и как нужно обращаться с книгой, проведем конкурсы.

 

Конкурс любимых сказочных героев

(Нужно отгадать героя, сказку и автора.)

  1. Работать умела красиво и ловко,

   В деле любом проявляла сноровку.

   Шила рубашки. Узор вышивала,

   Пряла она и ковры еще ткала.

   Делать умела работу любую,

   Как же зовут мастерицу такую ?

(Василиса Прекрасная, «Марья-Искусница».)

 

  1. Кто хозяина не раз

   Выручал, от смерти спас?

   Ну, конечно же, дружок,

   Он – выносливый конек.

   (П. Ершов, «Конек-горбунок».)

 

  1. Жил-был парень хоть куда,

   Назывался он БАЛДА.

   Обманул без всех затей

   Бедных маленьких чертей.

(А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о его работнике Балде».)

 

  1. Возле леса, на опушке

   Трое их живут в избушке.

   Угадайте без подсказки,

   Кто герои этой сказки?

   Девочка у них гостила,

   Из их чашек воду пила.

(«Три медведя».)

 

  1. Рыбка в сказке помогала,

   Все старухе угождала,

   Да поди ж ей угоди…

   Что же будет впереди?

(А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».)

 

  1. Чистила, мыла, варила и пряла.

      Девочка эта работу всю знала.

      Но вот случилось попасть ей на бал –

      Голову принц от любви потерял…

      (Ш. Перро, «Золушка».)

 

Конкурс «Литературный каламбур»

Нужно отгадать, из каких семи сказок составлена моя сказка.

 

   Как на острове Буяне, да в деревне Простоквашино, жил-был мужичок Емеля. Сидел он на печи 30 лет и 3 года. Надо­ело Емеле сидеть, пошел царских свиней пасти и взял с собой в помощники семеро козлят и курочку Рябу.

 

  • Сказка о царе Салтане
  • Каникулы в Простоквашино
  • По-щучьему велению
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Свинопас
  • Волк и семеро козлят
  • Курочка Ряба

 

Конкурс «Литературные герои»

Нужно составить пары литературных героев.

 

  1. Красная Шапочка – Серый волк
  2. Чебурашка – Шапокляк
  3. Малыш – Карлсон
  4. Золушка – Принц
  5. Мальвина – Буратино
  6. Князь Гвидон – Царевна Лебедь

 

Конкурс «Бюро находок»

Отгадываем, кто из литературных героев потерял свои вещи.

  1. Азбука – Буратино (Толстой, «Золотой ключик».)
  2. Пирожок – Красная Шапочка (Ш. Перро.)
  3. Монетка – Муха (К. Чуковский, «Муха – цокотуха».)
  4. Зеркало – Царевна (Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
  5. Баночка варенья – Карлсон (Линдгрен, «Малыш и Карл­сон».)
  6. Орешки – Белка (Пушкин, «Сказка о царе Салтане».)

 

Конкурс «Цепочка слов»

Отгадываем слова. По окончанию первого отгадываем вто­рое слово и т.д.

 

  1. Круглое, полосатое, с хвостиком.
  2. Тоже полосатое, но с хвостом.
  3. Стеклянный домик для рыбок.
  4. Человек в морской форме.
  5. То, в чем присылают письма.
  6. Посуда, из которой едят суп.
  7. Что пишут на конверте.
  8. Животное с хоботом.
  9. Темнокожий человек.
  10. Кто плавает в аквариуме.

 

Ответы:

  1. АрбуЗ
  2. ЗебрА
  3. АквариуМ
  4. МоряК
  5. Конверт
  6. ТарелкА
  7. АдреС
  8. СлоН
  9. НегР
  10. Рыбка.

 

   А теперь подведем итоги. Лучшие знатоки книг получат призы. А для того, чтобы много знать, что нужно делать? Много читать! Учись читать!

 

Учись читать!

Важнее нет науки.

Тот, кто умеет

Сам читать,

Совсем не знает скуки.

Всю жизнь свою

Учись читать

Внимательно,

Серьезно.

Я так прошу тебя –

Учись читать,

Пока не поздно!

 

   Ребята, вашему вниманию представлена выставка «Ваши любимые книги». Взять и почитать эти книги вы всегда смо­жете в школьной и клубной библиотеке. До новой встречи!

Л. Баешко, И. Цыган.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *