Мухаметзянов, И. И Чернобыль, и Афган… : беседа / И. Мухаметзянов ;
записал Г. Иванов. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2019. – 15 февраля. – С. 2.
Из жизни одного бортмеханика
Краткая биографическая справка
Ильдус Фарвазович Мухаметзянов родился 11 сентября 1961 года в г. Абай Карагандинской области Казахской ССР. Окончив школу, поступил в Томский политехнический институт, после третьего курса был призван в ряды Советской Армии (г. Хабаровск).
На долю поколения, чья молодость пришлась на 80-е, выпало в это десятилетие два суровых испытания, забравших у кого здоровье, а у кого и саму жизнь. Речь идёт об аварии на Чернобыльской АЭС и войне в Афганистане. Герой сегодняшней беседы — человек, которому было суждено, пройдя через горнила и того, и другого, вернуться домой живым. Знакомьтесь — Ильдус Мухаметзянов.
— Ильдус Фарвазович, как случилось, что вы были привлечены к участию в ликвидации последствий чернобыльской аварии?
— Отслужив срочную службу, я с 1984 года остался на сверхсрочную в авиационном полку, летал в составе экипажа бортмехаником. В августе 1986 года нас направили в Чернобыль. Там мы на протяжении 45 суток работали в 30-километровой зоне от АЭС. Наш самолёт должен был пролетать над реактором на высоте 300 м для замера уровня радиации. Погодные условия не позволяли выполнять задачу с такой высоты, поэтому приходилось опускаться до 150 метров. Приборы зашкаливали — так высок был радиационный фон. Прилетали на базу, где специалисты в защитных комбинезонах проводили дезактивацию самолёта химреагентами, а мы неподалёку от них играли в волейбол. Не заботились тогда почему-то, что облучаемся… Пробы с реактора потом отвозили в ядерный институт в г. Кубинка. Когда вернулись в часть, получили двухмесячный отпуск.
— Как скоро после этого началась ваша служба в Афганистане?
— Отдыхать пришлось недолго. В феврале 1987 года набирали экипаж без бортмеханика в Афганистан. Вдруг неожиданно сообщают, что я тоже еду. За неделю нас подготовили, после прилёта в Ташкент — ещё 10 дней подготовки на военном аэродроме Тузель. Оттуда — перелёт в Кабул. Прибыли рано утром, нас временно поселили в актовом зале. Выяснилось, что везли не на замену, а формировали новую эскадрилью «Ан-26». Помню, в первый день идём на обед, и такая стрельба началась! Оказалось, так там проходили тренировки.
Поначалу вёл что-то вроде дневника, записывал, кто ушёл на задание. И каждый раз выходило так, что из вылета не возвращался хотя бы один экипаж… Я тогда прекратил эти записи.
— В чём состояла задача вашего экипажа?
— Мы работали на самолётах-ретрансляторах. У «духов» была спутниковая связь, а у нас нет. Поэтому для обеспечения связи с боевыми группами и штабом армии самолёт поднимался на высоту не менее восьми тыс. метров и кружился над зоной боевых действий. Однажды нас обстреляли на взлёте. Взлетали там всегда по спиральной траектории, чтобы, пока не набрали высоту, находиться над своими и не быть подбитыми «стингером». Когда сели, нашли пулевую пробоину в фюзеляже.
— Наверняка вам приходилось быть свидетелем многих драматичных моментов…
— Бывало всякое. Как-то мы шли с техником к своему самолёту. Слышим свист — идёт на посадку подбитый штурмовик «Су-25» (потом узнали, что «стингер» попал в левый двигатель, заклинило шасси, были сильные повреждения). Садился он на грунт рядом с бетонкой — о бетон могут высекаться искры, что пожароопасно в таких ситуациях. За ним — тучи похожей на цемент афганской пыли… И нёсся прямо в сторону самолётной стоянки, не доехал метров 100-150. Смотрим — из кабины никто не выходит, надо вытаскивать. Только мы подоспели — пилот выпрыгнул и побежал в сторону. Двигатели встали. Чудом ни самолёт, ни бомбы не взорвались! Лётчик в норме, майор, кстати…
Однажды командир эскадрильи повёз на самолёте командующего в Баграм. Перелёт коротенький — 40 км всего. Командующего высадили, а когда пошли на взлёт, получили попадание «стингером». Сесть не получилось. Командир приказал экипажу прыгать. Когда увидел, что самолёт падает на кишлак, чтобы перелететь деревню, командир задержался, выпрыгнул позже, попал в окружение «духов», отстреливался и погиб…
— А вблизи гарнизона «душманы» себя проявляли?
— «Духи» постоянно подкидывали наркотики на нашу территорию. Периодически мы ходили в патруль по гарнизону, и иногда я замечал, как солдаты находят закладки в условленных местах. Конечно, заставлял их всё выбрасывать. Так из некоторых наших бойцов делали наркоманов.
Рядом жили наводчики. Это были в чём-либо провинившиеся офицеры. С ними проводилась специальная подготовка, после чего, набрав продуктов, они уходили на один-два месяца в горы. Их задачей была корректировка огня авиации. По сути это были смертники. Если наводчик возвращался живым, его недели две не трогали даже командиры, давали прийти в себя. Много пришлось повидать, всего не расскажешь.
— Когда закончилась ваша служба в Афганистане?
— В мае 1988 года. Всего с перерывом на отпуск вышло месяцев пятнадцать.
— Спасибо за интервью.
***
С 1996 года Ильдус Фарвазович живёт в нашем городе. Он удостоен медалей «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», знака воина-интернационалиста и других, но он не хвалится ими, не ищет общественного внимания, даже интервью дал по настоянию товарищей-афганцев. «Скромнейшей души человек, постоянно участвующий во всех наших мероприятиях, отзывчивый, всегда готовый помочь», — говорит о нём председатель Союза ветеранов Афганистана Виктор Андреевич Дмитриев. И это действительно так.
Беседовал Григорий Иванов.