Кочетова, Н. Помнить прошлое, жить настоящим, смотреть в будущее
/ Н. Кочетова, Н. Фёдорова ; фото из архива. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2019. – 23 апреля. – С. 6.
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. Несмотря на то, что истории развития общего образования Мелеузовского района менее двухсот лет, она наполнена удивительными событиями и фактами.
История системы образования нашего района начинается с индивидуального домашнего обучения. Большую роль в образовании бедных слоёв населения играли религиозные учебные заведения. У христиан были церковно-приходские школы, у мусульман — мектебе и медресе.
На мелеузовской земле первое учебное заведение связано с Воскресенским медеплавильным заводом, который был заложен в 1745 году. Именно там в 1847 году была открыта горнозаводская частная школа. Позднее, в феврале 1861 года, дьякон Сперанский начал обучение крестьянских детей, причём только мальчиков. В 1866 году в селе открыта приходская школа, где был один учитель и 45-50 учеников. В этом же году при церкви в Мелеузе стало действовать церковно-приходское училище, где занимались 30-40 человек. Церковно-приходская школа поработала ещё и в советское время. Из воспоминаний Сергея Алексеевича Заикина, старожила Мелеуза: «С правой стороны большой церкви была начальная церковная школа. С левой же стороны — дом попа благочинного. Во время НЭПа (в 1919-1922 годах) здание сгорело, а на том месте построили первую библиотеку-читальню, в честь её и назвали улицу Библиотечной». С августа 1918 года и до времени уничтожения пожаром, церковно-приходской школой заведовал Михаил Васильевич Шляков.
Примерно в 1885 году в Мелеузе была открыта земская женская школа, размещавшаяся в частном доме учительницы Аграфены Павловны Перовой. В последующие годы она называлась женской четырёхкомплектной школой и занимала дом по ул. Воровского, 23.
Учебные заведения открывались и в других населённых пунктах. Рос уровень грамотности населения.
В конце ХIХ-начале XX века на нашей территории было открыто 16 церквей, 22 мечети, две старообрядческие общины. У каждого религиозного служителя, даже если не было учебного заведения, имелись послушники, изучающие грамоту. Например, в д. Кутушево в 1910-1911 годах в школе могли учиться и девочки. До этого в ней обучались только мальчики. В д. Романовке при церкви была школа-трёхлетка. В 1904 году открылась школа в д. Смаково, руководил ею Гариф-хэзрэт Бураканов.
Советский период
В тяжёлые голодные двадцатые годы прошлого столетия в Мелеузе функционировали два стационарных приюта для беспризорных детей и сирот: один — в татарской школе, другой — в доме Усманова. В Мелеузе начальные школы расширяли свою базу. Уже в 1929 году построили деревянное здание на 160 учащихся (ул. Воровского, 1), обучение здесь проводилось до 1956 года. Другая начальная школа (затем образцовая) в 1931 году находилась в здании бывшей церкви (ул. Ленина, 96), затем там располагалась неполная средняя школа № 5.
В 1930-е годы в нашем городе стали проводиться шестимесячные учительские курсы в бывшей школе-девятилетке (дом купца Усманова), которую преобразовали в среднюю школу.
На территории современного Мелеузовского района в довоенные и военные годы работали Аптраковская, Кутушевская семилетние, Арслановская средняя башкирские школы. С 1943 года берёт начало история школы рабочей молодёжи, располагавшаяся тогда в конторе завода сухого молока. В ней занимались 30-40 человек в 5-7 классах. В 1947 году русская начальная школа называлась семилетней — неполной средней школой № 5 на 280 учащихся. Таковой она оставалась до марта 1963 года. В настоящее время на этом месте находится корпус № 2 лицея № 6.
Наименования и номера школ часто менялись. 3 сентября 1959 года рассматривались вопросы об изменении нумерации и введении в строй новой средней школы на 400 мест, которая получила порядковый номер 1.
На сегодня в системе общего образования нашего района 20 образовательных учреждений — юридических лиц, в состав которых входят филиалы — основные и начальные общеобразовательные школы. Общее количество учащихся — более 10 тысяч.
История дошкольного образования
В Мелеузовском районе сельские детские сады начали появляться в 1960-е годы. Сначала это были сезонные учреждения. Туда принимали детей колхозников во время полевых работ, а также детей грудного возраста. Размещались детские сады в приспособленных зданиях — деревянных домах. Первый детский сад был открыт в 50-е годы в д. Юлдашево. В начале 60-х строительство детсадов началось и в Мелеузе.
Большой вклад в становление системы дошкольного образования города и района внесли педагоги В. Я. Макарова, Ф. А. Гилязутдинова, Н. В. Мельникова и многие другие.
Сейчас в нашем районе хорошо развита система дошкольного образования, включающая в себя 25 детских садов, в составе которых работают филиалы.
Педагогические династии
На сегодня краеведы насчитывают 56 педагогических династий среди учителей города и района. Это семьи, служившие на ниве просвещения от 100 до 500 и более лет в общей сложности. Они неустанно трудились, заботясь о подрастающем поколении, думая о будущем страны.
Так, 25 работников просвещения в династии Сулеймана Валиулловича Ибатуллина со стажем около 678 лет;
22 — в династии Асфандияровых-Вахитовых со стажем около 600 лет;
19 — в династии Песковых-Дьяконовых-Лукьянчиковых-Юхиных со стажем около 500 лет;
17 — в династии Немковых со стажем более 500 лет;
17 — в династии Шляковых со стажем более 300 лет;
13 — в династии Кондрашовых- Емелиных со стажем более 300 лет;
19 — в династии Шаниных со стажем более 200 лет;
12 — в династии Бизикиных-Ракитиных-Абрамовых-Кувайцевых со стажем более 200 лет;
13 — в династии Деулиных-Чераевых-Шлычковых (Анисимовых) со стажем более 200 лет.
Не прерывается связь поколений. Внуки, правнуки основателей династий достойно продолжают святое учительское дело. И пусть будет благословенна эта нить, как благословенен труд Учителя.
Пионерские отряды
Начиналось всё в далёком 1922 году. Когда на второй Всероссийской конференции комсомола было принято решение о повсеместном создании пионерских отрядов. С тех пор 19 мая принято считать Днём пионерии. В памяти тех, чья молодость прошла в советское время, пионерия осталась эхом торжественных песен, звуками горна и дробью барабана. Пионеры гордились тем, что на груди у них веял красный пионерский галстук, они старались быть примером во всех делах и поступках.
Первой пионерской вожатой в Мелеузе была Наталья Фёдоровна Боронина, продолжавшая свою педагогическую деятельность в начальной школе д. Рассвет.
Материал подготовили
Наталья Кочетова, ветеран педагогического труда;
Наталья Фёдорова, начальник информационно-методического отдела
управления образования Мелеузовского района.
От первого лица
Алик Сатлыков, начальник МКУ «Управление образования МР Мелеузовский район РБ»:
— Согласно посланию Президента РФ В. В. Путина, работа в сфере образования ориентирована на реализацию национального проекта, направленного на повышение качества и доступности образования, формирование единого образовательного пространства, воспитание гармонично развитой и социально ответственной, одарённой личности, способной конкурировать в современном обществе.
Одним из приоритетных направлений по-прежнему является работа по выявлению и поддержке молодых талантов путём создания условий для обучения, воспитания, развития способностей всех детей, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. В этом году впервые за всё время участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников наш муниципалитет завоевал 18 призовых мест, а учащаяся гимназии № 3 Альбина Безрукова стала победителем регионального этапа по экологии. 26 апреля традиционно мы будем чествовать лучших из лучших учащихся, их педагогов, впервые — дошкольников и их воспитателей.
Существенно повысилась результативность участия в конкурсах и олимпиадах различного масштаба — международных, российских, региональных: она составила 20%. Развивается Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»: более 300 школьников добровольно вступили в его ряды.
Новые технические возможности, которые появились в районе с открытием Центра молодёжного инновационного творчества «Созидание» на базе Станции юных техников позволили расширить спектр программ дополнительного образования технической направленности и увеличить контингент обучающихся детей практически до 800 человек.
Необходимо продолжить работу в школах по популяризации высокотехнологичных рабочих специальностей, требующих новых знаний и высокой квалификации, акцентировать внимание на практико-ориентированные задания в каждом учебном предмете. Ведётся планомерная работа по повышению престижа профессии учителя, педагога.
Мы совершенствуем условия для распространения успешных педагогических практик и поддержки новых образовательных инициатив, обеспечивающих высокие показатели качества, возможность создания опорных образовательных организаций по формированию, реализации и распространению эффективных моделей достижения современного качества в муниципальной системе образования.