Библиографический калейдоскоп

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Семинар

 

   Нередко именно по библиографической работе читатель судит о библиотеке в целом.

   Если библиограф не помогает ему в поиске нужной информации, то свои негативные чувства читатель переносит на всех библиотекарей.

   В то же время библиограф, мастерски владеющий своим делом, умеющий вызвать к себе расположение, способствует тому, что у читателя остается хорошее впечатление и от библиотеки, предоставляемых ею услуг и от ее сотрудников.

  Имидж библиографа должен всегда иметь тенденцию к росту, и задача библиографов стараться содействовать этому.

 

   Сущность библиографического груда очень точно выразил Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Библиография – удивительная область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность».

   Поэтому предлагаю провести деловую игру под девизом: «Точность, эрудиция, основательность!»

 

Игра включает 5 задании. За каждый правильный вопрос-задание выдается жетон. Итоги подводятся в конце игры.

 

Начинаем с блиц-турнира, который поможет вам освежить в памяти профессиональную терминологию.

(Библиотекари ЦБС составили 4 команды)

 

Вопросы блиц-турнира

 

1 вариант

  1. Справочное издание, содержащее перечень месяцев, чисел, дней недели текущего года, сопровождаемый дополнительными сведениями?

(Календарь)

  1. Порядковая нумерация страниц, столбцов или отдельных элементов?

(Пагинация)

  1. Оформление права библиотек получать периодические или подписные издания через «Союзпечать»?

(Подписка)

  1. Дополнительная единица объёма фонда газет – комплект номеров газет?

(Подшивка)

  1. Разновидность Собрания сочинений, включающее все произведения автора?

(Полное собрание сочинений)

  1. Относительный показатель обслуживания читателей, характеризующий интенсивность пользования библиотекой?

(Посещаемость)

  1. Лицо, или коллектив, получающие и использующие библиографическую информацию?

(Потребитель библиографической информации)

  1. Библиографический список, помещенный при статье и отражающий использованные, цитируемые и рекомендуемые документы?

(Пристатейный библиографический список)

  1. Вымышленное имя, которым автор подписывает произведения?

(Псевдоним)

  1. Массовая универсальная библиотека, расположенная в сельской местности?

(Сельская библиотека)

 

2 вариант

 

  1. Часть библиотеки, представляющая собой совокупность планомер­но организованных, взаимосвязанных, дополняющих друг друге каталогов и картотек?

       (Система каталогов и картотек).

  1. Процесс выявления и приведения по установленным правилам библиографических сведений о документе?

(Составление библиографического описания)

  1. Часть библиотечного фонда и СБА, включающая справочные издания и библиографические пособия, (кроме карточных каталогов и картотек) необходимые для осуществления всех процессов библиографической деятельности.

(Справочно-библиографический фонд)

  1. Приспособление для хранения произведена печати?

(Стеллаж)

  1. Библиографическая картотека, отражающая документы по определенной теме, независимо от их наличия в фонде библиотеки?

(Тематическая картотека)

  1. Совокупность произведения по вопросам техники, производства, промышленности?

(Техническая литература)

  1. Серия книг целевого назначения, издаваемых для распространения в массовые библиотеки?

(Библиотечная серия)

  1. Библиографическое пособие, информирующее о выпускающих в стране документов, на основе их государственной регистрации?

(Государственный библиографический указатель)

  1. Вспомогательный указатель, представляющий собой

алфавитный перечень лиц, упоминаемых в библиографических записях в основной части библиографического пособия?

(Именной вспомогательный указатель)

  1. Книга раннего периода книгопечатания, начиная с 40 гг. 15 века, по – января 1501 года?

(Инкунабула)

 

3 вариант

 

  1. Библиографическое подобие, посвященное одному лицу?

        (Персональное библиографическое пособие)

  1. Совокупность организованных определенным образом карточек?

(Картотека)

  1. Однотомное или многотомное здание, содержащее часть наиболее значительных произведения автора?

(Избранные сочинения)

  1. Периодическое издание, выпускаемое раз в неделю?

(Еженедельник)

  1. Форма устной пропаганды литературы – чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного?

(Громкие чтения)

  1. Передвижная библиотека, расположенная в специально оборудованной автомашине, предназначенная для обслуживания читателей вне библиотек.

(Библиобус)

  1. Профессия, содержанием которой являются подготовка и доведение до потребителей источников библиографической информации.

(Библиограф)

  1. Издание систематического собрания карт?

(Атлас)

  1. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен индивидуальных авторов?

(Алфавитный каталог)

  1. Вспомогательный аппарат к систематическому каталогу, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающий содержание отраженных в систематическом каталоге произведении печати и других документов с указанием соответствующих индексов?

(АПУ к систематическому каталогу)

 

4 вариант

 

  1. Библиографическая справка, содержащая сведения о наличии и местонахождении запрашиваемого документе в определенном фонде?

(Адресная библиографическая справка)

  1. Форма устной пропаганды литературы – обсуждение книг широкой читательской аудиторией?

(Читательская конференция)

  1. Социальным субъект чтения как регулярной деятельности, отвечающей его духовным потребностям?

(Читатель)

  1. Библиографическая справка, содержащая перечень документов, соот­ветствующих тематическому запросу?

(Тематическая библиографическая справка)

  1. Совокупность произведений, в которых средством познания

и отражением действительности является художественное слово?

(Художественная литература)

  1. Часть библиотечного фонда, состоящая из издании, содержащих информацию об определенном географическом регионе, районе, населенном пункте.

(Фонд краеведческой литературы)

  1. Часть библиотечного фонда, состоящая из звукозаписей? (Фонотека)
  2. Условное обозначение места хранения документа в виде буквенных или цифровых знаков?

(Шифр)

  1. Юридически оформленное хозрасчетное предприятие, осуществляю­щее подготовку и выпуск издательской продукции?

(Издательство)

  1. Законченное предложение, в котором формируется содержание литературного произведения?

(Заглавие)

 

2 вопрос-задание:

 

   В библиографической деятельности библиотекари отдают приоритет СБО. Поэтому вопросы будут содержаться в задании. Вам необходимо выполнить данные справки, и указать источники выполнения.

 

Юмористические вопросы к библиографическому поиску

 

1.

– Приходит Илья Муромец в ресторан, садится за столик.

к нему по «ходит официант:

– Что заказывать будете?

– Ведро водки.

– А кушать что будете?

– Вот её, родимую, и буду кушать!

Вопрос: Какую разновидность этого напитке мог заказать Илья Муромец? Какие виды её существовали не Руси?

 

2.

 

Поймал хиппи золотую рыбку, взмолилась рыбке:

– Отпусти меня хиппи я исполню три твоих желания!

– Хочу, чтоб в Швеции было татаро-монгольское иго. Исполнила рыбка его желание. Разгромили татары Швецию.

– Говори второе желание, хиппи!

– Хочу, чтобы в Швеции не было татаро-монгольского ига.

Исполнила рыбке его желание, вновь стала Швеция процветающая страной.        

– Говори третье желание!

– Хочу, чтоб в Швеции было татаро-монгольское иго!

Исполнила рыбка третье желание и опрашивает:

– Хиппи, зачем тебе это?

– Люблю, когда народ тусуется?

Вопрос: Что это значат? Будет ли анекдот иметь смысл

при расшифровке этого термина?

 

3.

 

Марк Твен получил анонимку, на которой было одно слово: свинья, на следующий день он поместил в газете ответ: «Обычно я получаю письма без подписи, но вчера я получил подпись без письма».

Вопрос: Что вы знаете о Марке Твене: составьте библиографический список.

 

4.

– Почему в армии не проводят КВН?

– Потому, что, весёлые сидят на губе, а находчивые в санчасти. Вопрос: что такое КВН?

 

3 вопрос-задание:

 

Оно будет касаться непосредственно домашнего задания. Сейчас вы очень быстро ознакомитесь с домашним заданием друг друга, выберете, на ваш взгляд, наиболее интересное, наиболее подго­товленное, и расскажете о нем. Обоснуйте, почему выбрана именно эта форма, каково читательское назначение пособия, картотеки, целевое назначение и так далее. Внимательно слушаем и готовим вопросы, в которых мы должны отметить профессиональный интерес, и кроме того, выскажем недочеты, предложим варианты улучшения данной работы.

 

    4 вопрос-задание:

 

Одна из важных задач в библиографии – донести информацию до пользователя. Информация существует в разных вариантах, в том числе и посредством библиографического описания. Этот вопрос у нас оставляет желать лучшего.

Поэтому мы с вами снова обращаемся к теме библиографического описания.

(Раздаются карточки с неправильным БО, задача библиотекарей исправить ошибки. В конце задания повторяются правила описания, книг, аналитического описания статей из газет и журналов).

 

Вопрос-задание 5:

 

Далее продолжаем импровизированную бурную библиографическую дея­тельность.

Группы получают такие задания:

  1. Провести консультацию у СК
  2. Познакомить, отрекламировать читателю АПУ
  3. Сделать обзор у персональной выставки
  4. Принять запрос у читателя.

 

  1. Консультация у СК
  2. Что такое каталог
  3. Для чего он создан
  4. Почему каталог называется систематическим?
  5. Описание каких материалов можно найти в нем?
  6. Что помогает быстро сориентироваться в нем?
  7. Какие сведения о книге можно получить, читая каталожную карточку?
  8. Что означают цифры и буквы в углу карточки и книги?

 

  1. Познакомить, отрекламировать читателю АПУ
  2. Вспомогательный аппарат к систематическому каталогу, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающий содержание отраженных в СК произведении печати и др. документов с указанием классификационных индексов.
  3. Сокращает путь поиска литературы в каталоге, СКС.
  4. Предметные рубрики только на литературу имеющуюся в библиотеке, разрывает содержание конкретного фонда.
  5. Пополняется регулярно.
  6. Карточки расставляются в алфавитном порядке.
  7. Разделители с боковыми выступами – на них указывают буквы и слоги.
  8. Целесообразно иметь один к нескольким каталогам и картотекам.:
  9. Необходимо систематическое редактирование.

 

  1. Сделать обзор у персональной выставки
  2. Вступительная часть должна содержать краткую оправку о жизни и творчестве человека, которому посвящена выставка.
  3. Во второй части необходимо показать значение каждой книги в раскрытии, данном темы. Сперва рассказать об основных произведениях писателя, затем о новых или неопубликованных ранее книгах данного автора.
  4. Далее о книгах о жизни и деятельности писателя.
  5. В заключительной части необходимо подвести итог сказанному, порекомендовать БП, отражающие произ­ведения данного автора и литературы о нем.

 

  1. Прием запроса у читателя
  2. Устно или письменно.
  3. Содержание
  4. Целевое и читательское назначение.
  5. Требуемая полнота источников
  6. Хронологические рамки документа, их типы я виды\
  7. Язык публикаций

Насколько четко сформулирован запрос – будет зависеть выбор источника.

 

Запросы:

–  адресно-библиографические – установление наличия и местонахождения известного читателю определенного документа в фонде библиотеки.

–  на уточнение БО – читатель просит уточнить отдельные элементы БО, уточнить ссылки на литературу.

–  тематический – на составление списка литературы по определенной теме, предмету, вопросу, отрасли знания, сфере

    производства, отрасли культуры, о лице, учреждении, географическом объекте.

–  фактографический – на получение конкретных сведений – технического, хронологического, статистического, топографического характера.

–  аналитический – на подготовку аналитической справки или обзора.

 

Подведение итогов.

                                

Дополнительные вопросы

(на случай, если будет равное количество жетонов)

  1. Как ведется учет справок в библиотеке?
  2. Элементы СБА вашей библиотеки
  3. Как проследить за новинками литературы?
  4. Какое направление является приоритетным справочное или информационное?
  5. Как ведется учет информационной работы.
  6. Сколько уроков в год надо планировать библиотечных уроков?

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *