Помнить прошлое, жить настоящим, смотреть в будущее

Кочетова, Н. Помнить прошлое, жить настоящим, смотреть в будущее

/ Н. Кочетова, Н. Фёдорова ; фото из архива. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2019. – 23 апреля. – С. 6.

 

   Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. Несмотря на то, что истории развития общего образования Мелеузовского района менее двухсот лет, она наполнена удивительными событиями и фактами.

 

   История системы образования нашего района начинается с индивидуального домашнего обу­чения. Большую роль в образовании бедных слоёв населения играли религиозные учебные за­ведения. У христиан были церков­но-приходские школы, у мусуль­ман – мектебе и медресе.

   На мелеузовской земле пер­вое учебное заведение связано с Воскресенским медеплавиль­ным заводом, который был за­ложен в 1745 году. Именно там в 1847 году была открыта горно­заводская частная школа. Позд­нее, в феврале 1861 года, дьякон Сперанский начал обучение кре­стьянских детей, причём только мальчиков. В 1866 году в селе открыта приходская школа, где был один учитель и 45-50 учеников. В этом же году при церкви в Мелеузе стало действовать церков­но-приходское училище, где за­нимались 30-40 человек. Церков­но-приходская школа поработала ещё и в советское время. Из вос­поминаний Сергея Алексеевича Заикина, старожила Мелеуза: «С правой стороны большой церкви была начальная церковная шко­ла. С левой же стороны – дом попа благочинного. Во время НЭПа (в 1919-1922 годах) здание сгорело, а на том месте построили первую библиотеку-читальню, в честь её и назвали улицу Библиотечной». С августа 1918 года и до времени уничтожения пожаром, церковно-приходской школой заведо­вал Михаил Васильевич Шляков.

   Примерно в 1885 году в Мелеузе была открыта земская женская школа, размещавшаяся в частном доме учительницы Аграфены Пав­ловны Перовой. В последующие годы она называлась женской че­тырёхкомплектной школой и за­нимала дом по ул. Воровского, 23.

   Учебные заведения открывались и в других населённых пунктах. Рос уровень грамотности населения.

   В конце ХIХ-начале XX века на нашей территории было открыто 16 церквей, 22 мечети, две старо­обрядческие общины. У каждого религиозного служителя, даже ес­ли не было учебного заведения, имелись послушники, изучающие грамоту. Например, в д. Кутушево в 1910-1911 годах в школе мог­ли учиться и девочки. До этого в ней обучались только мальчики. В д. Романовке при церкви была школа-трёхлетка. В 1904 году открылась школа в д. Смаково, руко­водил ею Гариф-хэзрэт Бураканов.

 

Советский период

 

   В тяжёлые голодные двадца­тые годы прошлого столетия в Мелеузе функционировали два стационарных приюта для беспризорных детей и сирот: один – в татарской школе, другой – в до­ме Усманова. В Мелеузе началь­ные школы расширяли свою базу. Уже в 1929 году построили дере­вянное здание на 160 учащих­ся (ул. Воровского, 1), обучение здесь проводилось до 1956 года. Другая начальная школа (затем образцовая) в 1931 году нахо­дилась в здании бывшей церкви (ул. Ленина, 96), затем там распо­лагалась неполная средняя шко­ла № 5.

 

 

   В 1930-е годы в нашем городе стали проводиться шестимесячные учительские курсы в бывшей школе-девятилетке (дом купца Ус­манова), которую преобразовали в среднюю школу.

   На территории современного Мелеузовского района в довоенные и военные годы работали Аптраковская, Кутушевская се­милетние, Арслановская средняя башкирские школы. С 1943 года берёт начало история школы ра­бочей молодёжи, располагавшая­ся тогда в конторе завода сухого молока. В ней занимались 30-40 человек в 5-7 классах. В 1947 году русская начальная школа называ­лась семилетней – неполной сред­ней школой № 5 на 280 учащихся. Таковой она оставалась до марта 1963 года. В настоящее время на этом месте находится корпус № 2 лицея № 6.

   Наименования и номера школ часто менялись. 3 сентября 1959 года рассматривались вопросы об изменении нумерации и введении в строй новой средней школы на 400 мест, которая полу­чила порядковый номер 1.

   На сегодня в системе общего образования нашего района 20 образовательных учреждений – юридических лиц, в состав которых входят филиалы – основные и начальные общеобразователь­ные школы. Общее количество учащихся – более 10 тысяч.

 

История дошкольного образования

 

   В Мелеузовском районе сель­ские детские сады начали появляться в 1960-е годы. Сначала это были сезонные учреждения. Ту­да принимали детей колхозников во время полевых работ, а также детей грудного возраста. Разме­щались детские сады в приспо­собленных зданиях – деревянных домах. Первый детский сад был открыт в 50-е годы в д. Юлдашево. В начале 60-х строительство дет­садов началось и в Мелеузе.

   Большой вклад в становление си­стемы дошкольного образования города и района внесли педагоги В. Я. Макарова, Ф. А. Гилязутдинова, Н. В. Мельникова и многие другие.

   Сейчас в нашем районе хорошо развита система дошкольного об­разования, включающая в себя 25 детских садов, в составе которых работают филиалы.

 

Педагогические династии

 

   На сегодня краеведы насчиты­вают 56 педагогических династий среди учителей города и района. Это семьи, служившие на ниве просвещения от 100 до 500 и бо­лее лет в общей сложности. Они неустанно трудились, заботясь о подрастающем поколении, думая о будущем страны.

   Так, 25 работников просвеще­ния в династии Сулеймана Валиулловича Ибатуллина со ста­жем около 678 лет;

22 – в династии Асфандияровых-Вахитовых со стажем около 600 лет;

19 – в династии Песковых-Дьяконовых-Лукьянчиковых-Юхиных со стажем около 500 лет;

17 – в династии Немковых со стажем более 500 лет;

17 – в династии Шляковых со стажем более 300 лет;

13 – в династии Кондрашовых- Емелиных со стажем более 300 лет;

19 – в династии Шаниных со ста­жем более 200 лет;

12 – в династии Бизикиных-Ракитиных-Абрамовых-Кувайцевых со стажем более 200 лет;

13 – в династии Деулиных-Чераевых-Шлычковых (Анисимовых) со стажем более 200 лет.

   Не прерывается связь поколе­ний. Внуки, правнуки основателей династий достойно продолжают святое учительское дело. И пусть будет благословенна эта нить, как благословенен труд Учителя.

Пионерские отряды

 

   Начиналось всё в далёком 1922 году. Когда на второй Всероссий­ской конференции комсомола бы­ло принято решение о повсемест­ном создании пионерских отря­дов. С тех пор 19 мая принято счи­тать Днём пионерии. В памяти тех, чья молодость прошла в совет­ское время, пионерия осталась эхом торжественных песен, звука­ми горна и дробью барабана. Пионеры гордились тем, что на груди у них веял красный пионерский галстук, они старались быть при­мером во всех делах и поступках.

   Первой пионерской вожатой в Мелеузе была Наталья Фёдоров­на Боронина, продолжавшая свою педагогическую деятельность в начальной школе д. Рассвет.

 

Материал подготовили

Наталья Кочетова, ветеран педагогического труда;

Наталья Фёдорова, начальник информационно-­методического отдела

управления образования Мелеузовского района.

 

 

От первого лица

Алик Сатлыков, начальник МКУ «Управление образования МР Мелеузовский район РБ»:

 

   – Согласно посланию Президента РФ В. В. Путина, работа в сфере образования ориентирована на реализацию национального проек­та, направленного на повышение качества и доступности образова­ния, формирование единого образовательного пространства, воспи­тание гармонично развитой и социально ответственной, одарённой личности, способной конкурировать в современном обществе.

   Одним из приоритетных направлений по-прежнему является ра­бота по выявлению и поддержке молодых талантов путём создания условий для обучения, воспитания, развития способностей всех де­тей, их дальнейшей самореализации, независимо от места житель­ства, социального положения и финансовых возможностей семьи. В этом году впервые за всё время участия в региональном этапе Все­российской олимпиады школьников наш муниципалитет завоевал 18 призовых мест, а учащаяся гимназии № 3 Альбина Безрукова стала победителем регионального этапа по экологии. 26 апреля традици­онно мы будем чествовать лучших из лучших учащихся, их педагогов, впервые – дошкольников и их воспитателей.

   Существенно повысилась результативность участия в конкурсах и олимпиадах различного масштаба – международных, российских, региональных: она составила 20%. Развивается Всероссийское воен­но-патриотическое общественное движение «Юнармия»: более 300 школьников добровольно вступили в его ряды.

   Новые технические возможности, которые появились в районе с открытием Центра молодёжного инновационного творчества «Сози­дание» на базе Станции юных техников позволили расширить спектр программ дополнительного образования технической направленно­сти и увеличить контингент обучающихся детей практически до 800 человек.

   Необходимо продолжить работу в школах по популяризации вы­сокотехнологичных рабочих специальностей, требующих новых зна­ний и высокой квалификации, акцентировать внимание на практи­ко-ориентированные задания в каждом учебном предмете. Ведётся планомерная работа по повышению престижа профессии учителя, педагога.

   Мы совершенствуем условия для распространения успешных пе­дагогических практик и поддержки новых образовательных иници­атив, обеспечивающих высокие показатели качества, возможность создания опорных образовательных организаций по формирова­нию, реализации и распространению эффективных моделей дости­жения современного качества в муниципальной системе образова­ния.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *