Гайдай и милые жулики

   В 1971 году увидела свет комедия Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Как она создавалась? Что осталось за кадром? Об этом вспоминают артисты — участники съёмок…

                            

Нина Гребешкова

«Эту книгу я называла обеденной…»

—  «Двенадцать стульев» я называла обеденной книгой Гайдая. Когда Леня садился обедать, она сразу оказывалась у него в руках. Ле­ня ее перелистывал, какие-то места зачитывал мне, смеялся. Он все­гда мечтал снять такую комедию, но ему не разрешали: говорили, что нам нужны образы положительных героев, а не жуликов. Тогда заяв­ку на этот фильм подал Георгий Данелия и добился разрешения. Он сказал Лене: «Снимай ты, только потихоньку, чтобы шума не было».

За неделю Леня вместе с Владиком Вахновым написал сценарий. Он долго искал артиста на роль Остапа Бендера, остановил свой выбор на Владимире Высоцком, но тот запил. Тогда пригласили Арчи­ла Гомиашвили. Почему именно Арчила? Леня объяснил: мол, у Ос­тапа должен быть медальный профиль, а у Арчила именно такой. Я спросила Леню, почему же сначала он хотел взять Высоцкого, ведь у него-то нос отнюдь не римский.

—  А гримеры на что? — спросил Гайдай.

Между прочим, Арчил обманул режиссера, убавил себе целых 10 лет. Мне кажется, если бы Гайдай знал настоящий возраст Гоми­ашвили, он бы его не взял.

Роль Кисы Воробьянинова Гайдай писал специально для Сергея Филиппова, ему очень нравился этот артист. Филиппов тоже мечтал об этой роли, но накануне съемок заболел. Во время съемок у него жутко болела голова. Иногда он просто уходил в сторонку и ложился, на землю, а мы ждали, когда у него пройдет приступ боли. Все очень переживали за Филиппова. После съемок он лег в больницу, у него обнаружили опухоль мозга, удачно сделали операцию.

 

Корр.: — Нина Павловна, а вы как получили роль в этой комедии? Просили мужа или он сам предложил?

— Я снималась во многих фильмах Гайдая, но, поверьте, не

только потому, что была его женой. Просто Гайдай любил работать с одними и теми же артистами, они были как бы его визитной карточкой. Например, Вицин, Никулин, Моргунов…

 

Корр.: — Почему же в «Двенадцати стульях» он снял только Никулина и Вицина?     

— Во время съемок «Кавказской пленницы» Моргунов оскорбил Гайдая. 

— Говорят, у Гайдая и с Гомиашвили отношения не сложились?    

— Бендера озвучивал Юрий Саранцев, но это не из-за конфликта. Просто Гайдай считал, что Остап не должен говорить с грузинским акцентом.

 

Корр.: — Если можно, скажите, за эту картину Гайдай хороший гонорар получил?

 — «Двенадцать стульев» он снимал на экспериментальной студии Чухрая, в которой платили гораздо больше, чем

на «Мосфильме». Чухрай давно уговаривал Гайдая перейти к нему. Говорил, ты у нас разбогатеешь. Вот Леня и перешел. На деньги, полученные за «Двенадцать стульев», мы купили кооперативную квартиру, машину, участок. В высших инстанциях узнали, какую сумму Гайдай получил, и экспериментальную студию закрыли с такой формулировкой: «Эксперимент удался, студию закрыть».

Пять лет назад, когда нашему фильму исполнялось 25 лет, Арчил пригласил в свой ресторан «Золотой Остап» многих артистов, которые снимались вместе с ним. Мы вошли в зал и ахнули: перед нами стояли 12 дорогих и красивых стульев. В каждом были подарки; мне предложили сесть на стул, в котором находилась путевка в Рио-де-Жанейро. Я отдала путевку дочери Оксане, сама лететь не захотела. Умер Леня, на душе было грустно. Дочь приехала в полном восторге.

 

 

Арчил Гомиашвили:

«Я видел Бендера по-другому…»

Корр.: — Арчил Михайлович, вы снимались во многих картинах, но зрители помнят вас по роли Остапа Бендера. Не обидно?

— Нет. Правда, я видел Бендера по-другому, спорил с режиссером… Хотел сыграть живого Остапа, для меня важна была прежде всего его личность, а потом уже его крылатые слова. Режиссер же своими комедийными идеями зада­вил серьезного и неоднозначного героя. Ведь Гайдай ни разу не заглянул в душу великого комбинатора! Когда я увидел фильм, у меня волосы дыбом встали. Сказал Гайдаю: «Если бы я знал, что ты такой дерьмовый режиссер, я бы у тебя не снимался». Он ответил: «Если бы я знал, что ты такой дерьмовый артист, я бы тебя не сни­мал». Мы не разговаривали шесть лет. Однажды вечером Гайдай позвонил мне и сказал: «Включи телевизор, сейчас будут показы­вать уголовное преступление». Уголовным преступлением он назы­вал фильм «Двенадцать стульев» Марка Захарова.

 

Корр.: — А вы как к фильму Захарова отнеслись?

—  Как к опереточному фарсу.

Корр.: — Арчил Михайлович, нередко говорят, что вы — Ос­тап Бендер не только в кино, но и в жизни. Как это понимать?

    — Я энергичный человек, бизнесмен. Но всем в своей жизни обя­зан честному труду, это для меня единственный способ зарабатыва­ния денег. Бендер — романтик, в этом мы с ним очень похожи.

Корр.: — Неужели вы открыли ресторан «Золотой Остап» на гонорары от съемок в кино?

 — Конечно, нет. Я пять лет жил в Германии. У меня там был игор­ный бизнес, на котором и заработал. Вернулся в Россию состоятельным человеком, открыл в Москве клуб и ресторан «Золотой Остап», построил в Барвихе большой дом. Мне 75 лет, но я продолжаю мно­го трудиться. Надо кормить семью, у меня четверо детей, пятеро внуков, двое правнуков.

 

 

Михаил Пуговкин:

«Надел рясу — спина похолодела…»

— Гайдай дал мне сценарий «Двенадцати стульев» и сказал: мол, почитайте и скажите мне, кем вы себя видите. Но я эти игры режиссерские знаю, поэтому попросил: «Лучше сразу скажите, кем вы меня видите, а я отвечу «да» или «нет». Когда Гайдай предложил мне роль отца Федора, я спросил у своей мудрой и верующей мамы, играть мне священника или нет. Она поинтересовалась: «А Бога-то он не касается?» — «Нет». — «Тогда играй спокойно! Боженька простит» …

Снимали сцену, в которой отец Федор подслушивает разговор Кисы Воробьянинова с умирающей тещей, на меня надели настоящую рясу, крест. Я сказал Гайдаю: «У меня что-то спина похолодела, я же верующий человек». Он серьезно ответил: «Михаил Иванович, и у меня тоже. Давайте перекрестимся и будем снимать».

Мы перекрестились и начали съемки. Работали три месяца. Почти месяц ждали, когда начнется шторм; нужно было снять сцену, где отец Федор топором рубил стулья.    Стулья были венские, очень тяжелые, разрубать их было сложно. Когда дождались шторма, я рубил их шесть часов. И простудился так, что потом несколько месяцев болел, даже рука была парализована.

    В Дарьяльском ущелье напротив Эльбруса снимали сцену, когда отец Федор сверху кричит: «Снимите меня, я отдам колбасу». Сделали фанерную скалу, поставили ступеньки. У фанерной стены я и кричал про эту колбасу. А потом экскурсоводы, водившие группы по Дарьяльскому ущелью, говорили туристам: «Когда снимали «Двенадцать стульев», Михаил Пуговкин сидел с колбасой на этой скале». И показывали настоящую — метров в 50 высотой…

 

 

Наталья Крачковская

   «Я его боялась и обожала…»

Когда мои пробы прошли, Леонид Иович сказал, что берет меня на роль. Но в Госкино многие были против моей кандидатуры, говорили, что я — актриса неизвестная, лучше бы взять звезду. Гайдай был неумолим: «Сниматься будет только Крачковская. Да, она неизвестная, зато станет известной». До меня на эту роль пробовалось много актрис. Нонна Мордюкова уже говорила в интервью, что снимается у Гайдая в роли мадам Грицацуевой.

Корр.: — Как вам работалось с Гайдаем?

— Я его боялась и обожала одновременно. После съемок, проходя мимо меня, он говорил: «Да, Наталья Леонидовна, вы полная бездарность, полная!» Это он так шутил…

Татьяна Гордеева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *